УДК 316.334.23
КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ
Анна Николаевна Запольская, ИК-ТИ РАН
Рассмотрены основные принципы и задачи формирования инфокоммуникационных отношений предприятия в корпоративной среде. Представлен алгоритм и мероприятия по формированию культуры внешне- и внутрифирменных отношений.
The article demonstrates the main concepts and problems of the formation of infocommunicational relations of the company in the corporate environment. There is shown the algorithm and the activities of formation of the culture out- and inside-company relations.
Ключевые слова: Культура, управление, коммуникации, отношения.
Keywords: Culture, management communications, relations.
Культура управления является основополагающим фактором при компетентном и эффективном процессе управления любым предприятием. Существующая продолжительный срок организация образовывает собственную подобную культуру, являющуюся основой ее успешного экономического и социального развития.
Для максимально возможной реализации этой культуры управления, на предприятии должны быть обеспечены условия, которые будут способствовать её формированию и развитию.
Предприятие как совокупность множества элементов представляет собой сложную систему, для изучения которой целесообразно использовать методологию системного анализа. Любое предприятие может рассматриваться как экономическая система, производственно-технологическая, система взаимосвязанных трудовых операций и т.д. [1].
Рассмотрим, из чего складывается культура управления предприятия. В качестве основы отличительных признаков для выделения подсистем можно использовать признаки группировки сотрудников в соответствии со структурой предприятия (подразделений, отделов, участков и т.п.) и в соответствии с основной их функцией (внутри- или внешнефирменная направленность). Иерархически развитая модель культуры управления предприятием (уровень S4) подразделяется на культуры управления отдельными направлениями его работы (уровень S3), в которые входят культуры управления отделами и подразделениями предприятия (уровень S2) и его отдельных сотрудников (уровень S1).
Ясно, что культура управления предприятием S4 сильно коррелирована с уровнем культуры подсистем предприятия, поэтому при изучении системы культуры управления предприятием необходимо разбить общую систему на элементы и проанализировать все перечисленные параметры (в этом и заключается сущность системного анализа). При этом на каждом уровне присутствуют свои социальные отношения. Другое дело, что для каждого уровня они имеют свои особенности и с увеличением номера уровня возрастает их общественная значимость.
Для достижения необходимого уровня культуры управления предприятием, которая поддерживала бы стратегию его развития, руководство должно предпринять ряд шагов, которые можно представить как локальный логический алгоритм.
Представленный на рис. 2 алгоритм можно пояснить следующим образом. Сбор данных (1) - состояние объекта изучения - перечень ценностей, целей, задач, которые составляют основу внутри- и внешнефирменных отношений. Полученные фактические отношения (2) сравниваются (4) с декларируемыми предприятием отношениями (3). При получении реакции "Нет" корректировка культуры предприятия (5) выдает команду на корректировку несовпадающих позиций отношений до получения от (4) команды "Да", которая поступает на блоки анализа отношений (6.1)…(6.5) для проведения качественного анализа соответствия фактических отношений (тождественно равных декларируемым) и представления об отношениях клиентов, конкурентов, партнеров и/или поставщиков, населения, регионов и/или государства - соответственно, (7.1)…(7.5). Это позволяет приступить к разработке мероприятий (8), направленных на улучшение тех элементов культуры предприятия, которые по результатам анализа являются непрогрессивными и не соответствуют требованиям сильной культуры [2]. Из (8) в (1) поступают команды по корректировке тех или иных элементов культуры управления предприятием.
К формированию культуры управления любым предприятием целесообразно подходить индивидуально, учитывая специфику культуры управления вообще, а также назначение конкретного предприятия (его миссию, цели, задачи); операционные средства, включающие не только технологию, но и стиль деятельности сотрудников предприятия, систему стимулирования, контроль, информационное обеспечение и т.д.; критерии достижения целей и оценки результатов; средства внутренней интеграции, к которым относятся язык, особенности приема новых работников в организацию, способ распределения власти, стиль взаимоотношений, систему поощрений и наказаний, церемонии (чествование выдающихся работников), ритуалы (символические мероприятия, призванные напоминать работникам о поведении, которое от них требуется) и др.
Для того чтобы определить, слабая или сильная культура имеет место на данном предприятии, необходимо использовать методы изучения и измерения культуры управления, эффективности субкультур различных подразделений и эффективности деятельности предприятия в целом. Естественно, эффективность любой системы может быть в общем виде представлена показателем, характеризующим отношение результата, полученного этой системой, к затратам в виде производственных ресурсов, вызвавшим этот результат [3].
Таким образом, если коллектив и руководство предприятия стремятся повысить уровень культуры, необходимо использовать определенные аналитические методы ее измерения. Это позволит сделать данное стремление конкретным и перевести его на язык целей, задач, практических мероприятий и нужных результатов.
Культурные аспекты управления инфокоммуникационными отношениями в корпоративной среде - тонкий инструмент в руках руководителей, с помощью которого можно привести предприятие к успеху, процветанию и стабильности, но при неумелом или неуместном использовании которого возможны прямо противоположные результаты. Поэтому культуру управления необходимо изучать, следить за ее формированием, совершенствовать и регулировать ее изменения. Она должна стать органичной частью предприятия, быть адекватной современным требованиям, продиктованным уровнем экономики и технологии, спецификой российского законодательства, менталитета, конкретного предприятия, и содействовать повышению эффективности деятельности данного предприятия.
Литература
1. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М.: ПРИОР, 2005, - 288 с.
2. Альтварг М.С., Фролов В.Н. Организационная культура предприятия и успешность его функционирования. Всероссийская конференция "ИИС", Воронеж, 1999, - 181с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление (2-е изд) М.: Гардарики, 2005,-296 с.
Связь с автором:
Тел. 8499182-06-25
e-mail : zap-ann@yandex.ru