Поиск по сайту


УДК 316.65.0

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС

ФГБОУ ВПО МГТУ "СТАНКИН":
Игорь Александрович Байкин, к.с.н.

Дмитрий Фёдорович Яновский

 

Статья посвящена рассмотрению студенческой молодёжи как управленческого ресурса, в ней проанализированы проблемы трудовой занятости современной молодёжи России и способы формирования государственной молодёжной политики.

The article is devoted consideration of student's youth as administrative resource, the problems of labor employment of modern youth of Russia and ways of formation of the state youth policy are analysed.

Ключевые слова: молодёжь, трудовая занятость, управленческий ресурс, молодёжная политика, студенческое самоуправление.

Keywords: youth, labor employment, administrative resource, the youth policy, student's self-management.

Положение молодёжи в обществе крайне нестабильно и противоречиво. С одной стороны, она - самая мобильная, динамичная часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самая социально-неподготовленная, а значит и уязвимая её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание общепринятым нормам и их отрицание, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Характеризуя положение молодежи в обществе, необходимо отметить, что возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Обострились резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обладая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях создаются целевые программы по поддержке студенчества, принимаются меры по развитию студенческого самоуправления (Письмо Министра образования РФ №1551-68/15-01-15 от 14.07.2003 г.), возрастает роль деятельности Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС - создана в декабре 1991 г., в настоящий момент объединяет около 1,2 миллиона человек в 67 субъектах РФ), а также Российского студенческого союза (в общероссийской общественной организации "Российский студенческий союз" состоят порядка 10 тыс. членов по всей стране. Это объединение студентов и аспирантов, участвующих в построении гражданского общества. За недолгое время своей деятельности РСС уже успел добиться заметных результатов. Союз оказывает юридическую помощь учащимся (призывникам) и выявляет правонарушения в образовательной сфере - факты коррупции и незаконной сдачи в аренду мест в общежитиях [1], проводятся студенческие слёты, форумы, дни знаний, здоровья, дни студентов, рождения образовательных учреждений, международные межвузовские студенческие научно-практические конференции, конкурсы, акции, фестивали и т.д. В целях трудоустройства студентов и выпускников вузов организуются студенческие отряды, вторичная занятость студенческой молодежи, работы студенческих бирж труда, терминальных станций служб занятости в образовательных учреждениях, ярмарки профессий, вакансий временных рабочих мест; встречи с работодателями, возрождаются студенческие строительные отряды, что позволяет приобрести студентам необходимый профессиональный опыт и дает возможность получения дополнительной специальности.

Говоря о бюджете современного студента, отметим, что основными статьями расходов являются плата за жилье, расходы на городской транспорт, одежду, а также развлечения, досуг и путешествия. Основными структурными элементами студенческого бюджета являются стипендия, денежные средства, предоставляемые родителями и самостоятельно заработанные [2].

Анализ наиболее востребованных вакансий для молодежи показывает, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информационных технологий, далее - востребованы молодые специалисты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, - это все, что связано с финансовой и административной деятельностью. Кроме этого, отмечается спрос на специалистов с техническим образованием.

В целях создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Для более успешной работы в системе занятости во многих регионах РФ открываются молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развивается сеть молодежных агентств по труду и занятости. В качестве эффективного средства социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики выступает и страхование от безработицы.

Таким образом, реализуя долгосрочную программу в отношении студенческой молодежи как управленческого ресурса государство берет на себя обязательства по следующим направлениям:

- Образование молодежи. Предполагается взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования.

- Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

- Изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения.

- Квотирование мест для молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

- Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. Малый и средний бизнес во многом способствуют появлению дополнительных рабочих мест.

- Организация ярмарок вакансий. Для оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в их трудоустройстве служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства [3].

Кризисные явления, происходящие в настоящее время в финансовой и экономической сферах, оказывают серьезное влияние на состояние рынка труда. Одним из негативных проявлений стало сокращение работников негосударственных учреждений, в том числе молодых специалистов, иногда принимающее массовый характер. Финансовый кризис привел к определенному падению товарного спроса, сложностям доступа к кредитам. Как следствие - частные организации теряют часть своего портфеля заказов, вынуждены снижать объем продукции и уже не в состоянии полностью обеспечить сотрудников работой.

Проблема трудоустройства остро коснулась молодых специалистов, которые после окончания вуза только собираются начать трудовую деятельность. Поскольку в ряде организаций под сокращение попали не только работники широкопрофильного плана, но и специалисты узких специальностей, возросла конкуренция за рабочие места, а вместе с ней возросли и требования к кандидатам на вакансии на рынке труда, наличию у них опыта трудовой деятельности. Данный факт усложняет трудоустройство молодых специалистов.

Сегодня ожидания молодых специалистов по заработной плате снизились практически вдвое. Связано это с четким пониманием современных реалий на рынке труда. Следует отметить, что конкуренцию молодым специалистам сегодня составляют профессиональные кадры, оставшиеся без работы из-за банкротства предприятий. Они обладают значительным опытом, и часто претендуют на тот же размер заработной платы.

Одной из важных составляющих формирования управленческих ресурсов является студенческое самоуправление как школы молодежных инициатив. Это очень важно в современных реалиях, поскольку Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие и деятельность органов студенческого самоуправления.

На уровне субъекта Российской Федерации орган студенческого самоуправления формируется с целью повышения роли студенческой молодежи в реализации государственной молодежной политики в регионе, активного включения ее в процессы общественного и социального развития.

Данный орган может быть представлен либо координационным советом общественных студенческих объединений при органе по делам молодежи субъекта Российской Федерации, либо руководящим органом регионального общественного студенческого объединения или регионального отделения общероссийского студенческого общественного объединения.

Среди функций органов студенческого самоуправления можно выделить:

- представление интересов студенчества данного учреждения профессионального образования вне образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном;
- представление интересов студенчества перед администрацией образовательного учреждения;
- вынесение на рассмотрение ученого совета учреждения профессионального образования предложения о поощрении студентов за активную научную, учебную и общественную деятельность;
- вынесение предложений по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы студенческой молодежи;
- взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, осуществляющих учебную и воспитательную работу со студентами по различным аспектам жизнедеятельности;
- руководство деятельностью органов ССУ структурных подразделений образовательного учреждения (факультетов, отделений, курсов, групп, общежитий и т. д.);
- информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников учреждения профессионального образования о разнообразных аспектах студенческой жизни и государственной молодежной политики;
- участие в формировании нормативно-правой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социально-значимую деятельность;
- формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения.

В ходе реализации государственной молодежной политики студенческое самоуправление действует и развивается. Объединение усилий государства и авангарда молодежи, направленное на поддержку студенческих инициатив, объединений, решающих вопросы молодежной политики в процессе образования и воспитания, - ключ к росту интеллектуального потенциала России в новом тысячелетии, что, несомненно, скажется на повышении качества управленческих ресурсов.

Литература

1. "Аргументы недели" № 20, 26 мая - 1 июня 2011 г. ЗАО "СВР-Медиапроекты".
2. Современная молодежь: проблемы и перспективы развития. Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2009. С. 152-156.
3. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. - 328 с.

Связь с автором:
protstankin@mail.ru
(8-926) 281-4163

 


.