Поиск по сайту


УДК 316.776.3.

ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ

Анна Николаевна Запольская, ИК-ТИ РАН

 

 

Рассмотрены основные компоненты управления информационными коммуникациями на предприятии. Разработана схема обмена информацией и состав коммуникаций предприятия.

The article demonstrates the main components of management of informational communications in the company. There is developed the scheme of exchange of the information and the structure of communications in the company.

Ключевые слова: информация, коммуникации, управление, предприятие.

Keywords: information, communications, management, company.

Управление информацией и, как следствие, информационными коммуникациями обеспечивает поддержку системы связи (взаимодействий) между сотрудниками любого предприятия в корпоративной среде, передачу управленческой и отчетной информации, направленной на обеспечение наиболее эффективного достижения целей и миссий организации. Каждый сотрудник предприятия должен быть подготовлен к взаимодействию в соответствии с его функциональными обязанностями. Технологии или методы распределения информации между сотрудниками организации могут значительно различаться в зависимости от параметров проекта и требований системы контроля. В зависимости от потребностей предприятия план коммуникаций может быть более или менее формализован, детализирован или описан лишь в общем виде.

Информация будет полезной для принятия решений, если она предоставлена своевременно, по назначению и в удобной форме, что достигается использованием современных информационных технологий в рамках системы управления коммуникациями. [1]. Коммуникации и передаваемая по ним информация являются своего рода фундаментом для обеспечения координации действий сотрудников предприятия.

Информационная система управления проектом - организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления предприятием.

Многие аналитические средства, например, пересчет графика работ с учетом фактических данных, ресурсный и стоимостный анализ подразумевают достаточно сложные алгоритмы. Увеличение мощности компьютеров приводит к повышению функциональности систем. С введением стандартов обмена данными между системами, распространением сетевых и Web-технологий открылись новые возможности для дальнейшего развития систем поддержки процессов управления коммуникациями и их более эффективного использования, что предъявляет дополнительные требования к развитию информационных технологий в управлении [2].

Процесс определения целей и задач предприятия находится в непосредственной взаимосвязи с процессом формирования и развития его управленческой культуры. Эти процессы оказывают влияние друг на друга и не могут рассматриваться изолированно. Формирование задач предприятия неразрывно связано с инфокоммуникативным поведением предприятия, которое рассматривается в качестве важного стратегического инструмента развития предприятия, предусматривающего осуществление различных видов коммуникационной деятельности. С этой целью могут использоваться различные виды коммуникационных средств (реклама, стимулирование продаж, связи с общественностью и т. п.).

В рамках проекта существует потребность в осуществлении различных видов коммуникаций: как внутренних - охватывающих все виды коммуникационной деятельности, осуществляемые внутри предприятия, так и внешних - совокупности инструментов и средств, служащих для регулирования взаимоотношений между предприятием и его окружением. В составе последних - два сильно коррелированных элемента - маркетинговая коммуникация (реклама, разработки по продвижению товара) и связи с общественностью.

В составе внутренней коммуникации на предприятии можно выделить три принципиальных вида процесса:
- вертикальная коммуникация, которая может быть разделена на 2 подвида: иерархическая ("сверху-вниз") и обратная ("снизу-вверх"), причем иерархическая связана с установлением эффективных взаимоотношений между руководителями и подчиненными и представляет основной тип коммуникативных связей, а обратная тесно связана с иерархической и предполагает, что работники предприятия должны быть достаточно мотивированы и чувствовать уважение к себе и к своему партнеру по дискуссии;
- горизонтальная коммуникация - процесс, направленный на решение проблемных ситуаций на предприятии;
- коммуникационные сети или сетевая коммуникация - коммуникационный процесс, осуществляемый во всех направлениях. Главное преимущество данного вида коммуникации заключается в высокой скорости коммуникационного потока.

Система управления информационными коммуникациями является основой каждого предприятия, поскольку реализует основную управленческую задачу - организацию деятельности. Решение этой задачи носит динамичный характер, что обусловлено постоянно изменяющимися факторами внешней и внутренней среды [3].

Любое изменение - очень сложный процесс. Невозможно дать простую инструкцию, как руководить организационными изменениями, не существует специальных шаблонов проведения изменений, и нет готовых решений.

Во-первых, необходимо согласовать методы и процессы изменений с обычной деятельностью и управленческими процессами на предприятии. Возможна борьба за ограниченные ресурсы: некоторых людей могут предполагать использовать как для планирования или разработки перемен, так и для выполнения текущих дел, и вопрос прежде всего заключается в том, как добиться этого без существенных потерь в производстве и производительности.

Во-вторых, руководству необходимо определить, в каких конкретных мероприятиях, в какой степени и в какой форме принимать непосредственное участие.

В-третьих, необходимо согласовать друг с другом различные процессы, идущие внутри предприятия. Часто разные отделы, работающие над схожими вопросами, могут выйти с предложениями, которые не вписываются в общую политику руководства и стандартные методики или же предъявить чрезмерные требования к ресурсам.

В-четвертых, управление изменениями включает различные аспекты - технологические, структурные, методические, психологические, политические, финансовые и другие.

И, наконец, управление изменениями включает различные подходы и способы вмешательства, которые помогают правильно начать, систематически вести работу, справляться с сопротивлением, добиваться поддержки и осуществлять необходимые перемены.

С помощью таких действий со стороны управленцев сотрудникам легче найти способы совершенствования собственной работы или межличностных отношений.

Литература

1. Лукичева Л.И. Управление организацией. М.: Омега-Л, 2004, - 354 с.
2. Магура М. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации. // Управление персоналом . - 2002, -  № 9 - 8 с.
3. Жарковская Е.П. Антикризисное управление. - М.: Омега-Л,  2004, - 260 с.

Связь с автором:
Тел.: (8499) 182-0625
Е-mail: zap-ann@yandex.ru

 


.