Поиск по сайту


ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ

Алексей Игоревич Грибов

УДК 316.3/.4     ББК С55 60.55

 

Используя принципы оптимального подбора и сочетания методов прогнозирования, способов проверки и оценки достоверности прогнозов, а также теории принятия решений, исследованы организационные структуры с позиции перспектив их дальнейшего развития с учетом изменений внешней среды.

Using principles of optimum selection and combinations of methods of forecasting, ways of check and estimation of reliability of the forecasts, and also theory of acceptance of the decisions, investigated organizational structures from a position of prospects of their further development in view of changes of external environment.

Ключевые слова: прогнозирование, решения, развитие, среда
Keywords: forecasting, reliability, development, environment

Чрезвычайный динамизм и возрастающая сложность социальных, политических и экономических процессов современного мира требуют глубокого внедрения социального прогнозирования в решение задач управления организационными структурами и модернизации методики принятия управленческих решений.

Одна из составляющих этой модернизации - умение достаточно быстро принимать чрезвычайные меры при резком и неожиданном изменении обстановки. При этом скорость и адекватность принятия решений, а также их реализация их в организационной структуре должны соответствовать происходящему в обществе.

Процесс принятия решения в большинстве случаев включает анализ ситуации, разработку нескольких вариантов решений, их оценку и выбор лучшей альтернативы. Сложность выбора альтернативы обусловлена необходимостью удовлетворения большого числа противоречивых требований, субъективностью оценки ситуаций и выбора приоритетов, неопределенностью оценки реакции внешней среды на управленческие воздействия, а также, возможной неточностью понимания целей руководителями.

Для принятия решений в условиях быстроменяющейся обстановки организационные структуры стали использовать методы, основанные на:

- мониторинге, т. е. фиксировании параметров процессов внутри организации и той части внешней среды, которая на нее влияет;
- постоянном анализе результатов мониторинга и информировании руководства организации о результатах анализа;
- классификации реакций на изменение обстановки, требующих оптимизации управляющих воздействий, формирования оптимизированных стратегических решений или даже изменения или оптимизации целей управления.

В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными отраслями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного или опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена испытаниям, в ходе которых меняются параметры самой модели и среды, в которой функционирует моделируемый объект. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В модели с самого начала должен быть определен период основания прогноза (ретроспекция) - отрезок времени, на котором строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в прошлом и настоящем, и период упреждения прогноза (проспекция) - отрезок времени, на который рассчитан прогноз.

По времени упреждения социальные прогнозы делятся на оперативные (в пределах года), краткосрочные (1-5 лет), среднесрочные (5-15 лет), долгосрочные (15-30 лет), сверхдолгосрочные или дальнесрочные (свыше 30 лет).

Оперативные прогнозы независимо от конкретного времени упреждения основываются на предположении о том, что в прогнозируемом периоде с объектом исследования не произойдет никаких изменений, кроме некоторых частных количественных.

Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы предполагают поэтапное наращивание серьезных количественно-качественных изменений объекта и необходимость формирования соответствующих оценок.

При формировании сверхдолгосрочных прогнозов ограничиваются обычно лишь общими качественными оценками закономерностей развития объектов, т.к. давать какие-то количественные оценки становится все затруднительно.

Среду существования организационной структуры делят на две части. Первая часть - "ближнее" окружение - непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Вторая часть - "дальнее" окружение - включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию не прямо, а опосредованно. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организационную структуру труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать.

К функциональным областям внешней среды организационной структуры относятся:
- социальная среда - рост населения, развитие культуры и образования, которые определяют характер потенциального рынка, изменение потребностей в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта);
- правовая среда - организационные структуры работают в юридических рамках, нормы права регулируют их поведение и способствуют разрешению конфликтов между ними и обществом в целом;
- государственная среда - государство в экономической сфере может играть три различные роли: невмешательство в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматическое вмешательство в экономику (регулируемый рынок);
- политическая среда - внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений;
- технологическая среда - динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов, силы конкуренции стимулируют развитие технологий;
- экономическая среда - производство продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста;
- ресурсная среда - необходимость получать необходимое количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды.

Простейший тип исходной модели - упорядоченный набор показателей. Показатель - это операционная характеристика социально значимого явления или процесса, служащая инструментом измерения последних. Социальный показатель - характеристика социально значимого явления или процесса, которая отражает его свойства, связи или отношения.

Любой социальный показатель, имеющий структуру "индикатум" - "индикатор", можно изобразить функцией Р(х) (объект х имеет свойство Р). Это эмпирическая форма показателя. Однако социологическое исследование имеет целью объяснить изучаемые явления и процессы, выявить функциональные и причинные связи между переменными. Показатели функциональных связей могут быть выражены импликативной логической формой Р(х) ⇒ К(х): если объект х имеет свойство Р, то он имеет свойство К. Этой же формой можно выразить взаимосвязи между свойствами разных объектов. В этом случае формула имеет вид Р(х) ⇒ К(у): если объект х имеет свойство Р, то объекту присуще свойство К.

Показатели, утратившие свое вещественное содержание, называются индексами. Показатели-индексы имеют комплексную структуру и описываются формулой (К(х)     L(x)     M(x)    N(x) ⇒ Р(х)): если объект х имеет некоторые свойства К, L и т.д., то он имеет свойство Р. Индикатор в структуре индекса, как правило, отражает ненаблюдаемое свойство объекта. Основное отличие показателя от индексов заключается в опосредованной, усложненной процедуре расчета последних, а также в особенностях теоретической интерпретации.

Социальные показатели - это не вся социальная статистика, а только та количественно небольшая ее часть, которая позволяет измерять важнейшие социальные изменения, строить динамические ряды для сравнений во времени и пространстве. Такой подход непосредственно связывает любую систему социальных показателей с той или иной стороной исследуемого объекта или со всем объектом в целом.

При подборе показателей необходимо установить:
- информационную базу для его практического использования;
- степень адекватности показателя сущности индицируемого объекта;
- возможность формализации (стандартизации) показателя;
- степень его взаимосвязи с другими показателями индикаторной системы;
- соответствие показателя целям теоретической или практической работы;
- возможность замены показателя в случае необходимости столь же эффективным;
- потенцию показателя для различительных и сравнительных операций при анализе результатов измерения.

Задача прогноза или построения предиктора (от английского predict - предсказывать) - одна из самых древних задач прикладной математики. История применения предикторов свидетельствует, что в одних случаях они дают достаточно достоверные прогнозы, а в других - грубые ошибки. Было установлено, что многие трудности, связанные с построением предикторов, являются не техническими, а принципиальными. Иногда, как бы ни была мала ошибка, принципиально нельзя предсказать, что произойдет с системой через время Т. Поэтому для таких систем приходится говорить о горизонтах прогноза.

Результаты исследований показали, что в тех случаях, когда существуют проекции на подпространства меньшего числа переменных, которые адекватно отражают происходящее во всем большом пространстве состояний системы (русла), можно строить достаточно простые предикторы.

Но реальность может быть устроена сложным образом. Русло может кончиться, и число переменных, определяющих ход процесса, будет быстро расти. Горизонт прогноза уменьшается, и ошибка предсказания может резко увеличиваться. Такие состояния в фазовом пространстве называются областями джокеров, а сами правила, по которым начинают себя вести системы, - правилами джокеров.

Джокеры чрезвычайно важны при анализе экономических, политических, социальных и т. п. процессов. В этих процессах огромное влияние приобретают случайности, игровые моменты. При этом в критических ситуациях факторами, значительно влияющими на развитие событий, оказываются такие плохо поддающиеся формализации характеристики, как мораль, убеждения, нравственность, предшествующий опыт. Оптимизация нахождения границ русел и начал области джокеров имеет громадное значение. Тот, кто первый осознал, что система находится в области джокера, что существенными стали совсем другие переменные, получает большие преимущества по сравнению с теми, кто еще думает, что "все идет по-прежнему".

В факторную модель, построенную с использованием одного из методов многомерной статистики (метода главных компонент), были включены 64 переменные (вопросы социологической анкеты) в соответствии с гипотезой о существовании четырех групп факторов мобильности/стабильности: факторов организации труда, социально-психологических факторов, социально-демографических и социально-экономических факторов. Анализ проводился по R-модификации. После ортогональной ротации были отобраны 10 факторов мобильности, объясняющих в сумме 40,1% дисперсии. Это факторы:
- условий труда;
- субъективных оценок;
- профессионального самоутверждения и самореализации;
- содержания труда;
- социального статуса;
- демографический;
- вторичной занятости;
- заработной платы;
- ответственности за результаты труда;
- межличностных отношений.

Наибольшее влияние факторы оказывают на квалифицированных рабочих (8 из 10 факторов), а наименьшее - на высших руководителей. Сложившаяся система факторов мобильности в наибольшей степени способствует внезаводской мобильности. Наиболее влиятельным фактором является фактор условий труда и по силе влияния, и по доле охватываемых работников, и по степени воздействия на различные виды мобильности.

Использование цепей Маркова позволило разработать прогнозную стохастическую (вероятностную) модель на основании данных мониторинга. Точечные оценки показывают, что за 2005 - 2010 гг. доля служащих в среднем изменится с 8,2 до 9,3 %, доля малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих сократится с 21,8 до 15,9%, а доля специалистов уменьшится с 20,1 до 15,4%. Увеличение относительных размеров групп произойдет среди квалифицированных рабочих (с 34,3 до 37,6 %), линейно-функциональных руководителей (с 11,8 до 14,7 %), высших руководителей (с 3,8 до 6,0 %).

В целом социально-трудовая мобильность работников полиграфии характеризуется восходящей вертикальной направленностью. Увеличение групп руководителей, квалифицированных рабочих, сокращение доли неквалифицированного труда свидетельствуют о том, что в отрасли создаются высокостатусные рабочие места, растет доля занятых в нематериальной сфере.

Отметим, что полученный прогноз относится к типу поисковых, когда предполагается, что в течение прогнозируемого периода тенденции и параметры объекта прогнозирования будут сохраняться. Можно предположить, что характер внутризаводской и внезаводской форм мобильности обусловлен не технологическими причинами, а преодолением все еще переживаемых последствий экономического кризиса 90-х гг. прошлого столетия.

Таким образом, социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов дает возможность повысить эффективность управления.

Литература
1. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование.- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
2. Ириков В.А., Тренев В.Н. Распределенные системы принятия решений. М.: Наука, 1999.
3. Энциклопедический социологический словарь. - ИСПИ РАН. М., 1995 г.

 

Связь с автором:
Рабочий телефон: +7(495) 506-8451
8-906-799-39-95
Электронная почта: ensi@bk.ru
Грибов Алексей Игоревич