ЗАКАТ ЭПОХИ ПАРУСНЫХ ЛИНКОРОВ Виктор Сергеевич Шитарев, Заканчивая тему о линкорах, нельзя не остановиться на типе судов этого класса, которым суждено было оказаться наиболее удачными и послужить прототипом для создания конструктивных элементов корпусов будущих пароходов. Речь пойдет о гладкопалубных судах, то есть о судах, не имевших надстроек. Начнем с того, что генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Александр Семенович Катасанов был новатором в области судостроения. Часто его идеи опережали свое время и далеко не всегда принимались современниками. Так, 3 февраля и 18 марта 1794 г. на стапелях Херсонского адмиралтейства им были заложены 74-пушечные корабли, получившие названия "Св. Петр" и "Св. Захарий и Елисавет". Их постройку "благословил" председатель Черноморского адмиралтейского правления вице-адмирал Николай Семенович Мордвинов (с 1802 г. - морской министр). Он был убежденным сторонником А.С. Катасанова и всячески способствовал продвижению его идей, которые повышали боеспособность боевых единиц флота. Спуск кораблей на воду состоялся в той же очередности, что и закладка, 5 ноября 1794 г. и 1 августа 1795 г. Через некоторое время на имя командующего Черноморским флотом вице-адмирала Федора Федоровича Ушакова поступил рапорт командира корабля "Св. Захарий и Елисавет" капитана 1 ранга И.И. Ознобишина, в котором указывались недостатки его корабля. Не откладывая дело в "долгий ящик", Ф.Ф. Ушаков прибыл на борт "Св. Захария и Елисавет". Результаты смотра были отражены в специальном журнале, а выписка из него была направлена в Черноморское адмиралтейское правление. В рапорте Ф.Ф. Ушакова на имя Н.С. Мордвинова и в его письме С.С. Катасанову излагалась настоятельная просьба "корабли строить обыкновенным, во всей Европе употребляющимся манером и сходно в кронштадтском флоте". Этим он предлагал прекратить строительство в Херсонском адмиралтействе еще двух заложенных однотипных судов. Черноморское адмиралтейское правление результаты "депутатского смотра" признало недействительными, поскольку "общее мнение" не разделяли И. Престман, эскадренный командир бригадирского ранга, капитан 1 ранга Д.Н. Сенявин, капитан 1 ранга И. Биллингс и корабельный мастер И.И. Юхарин. Что же касается Д.Н. Сенявина, то он объявил, что подал о своем корабле особый "дефект". Мнения окончательно разделились. Вступление на престол в ноябре 1796
г. Павла I и упразднение Черноморского адмиралтейского правления не
прекратило тяжбу, а лишь перенесло ее в Санкт-Петербург в Государственную
адмиралтейскую коллегию. Посланный для решения спора контр-адмирал П.К.
Карцов принял сторону Ф.Ф. Ушакова и его единомышленников, поэтому в
столицу пошло донесение, скажем так, не слишком объективное. Ознакомившись
с ним, Павел 1 повелел Адмиралтейств-коллегий запросить чертежи гладкопалубных
кораблей и, если указанные П.К. Карповым недостатки подтвердятся, в
дальнейшем такие корабли не строить. Затем комиссия в том же составе поднялась на борт корабля "Богоявление Господне" и провела аналогичные испытания. Донесения Ф.Ф. Ушакова ушли императору и в Адмиралтейств-коллегию. Она обязала обер-сарваера А.С. Катасанова рассмотреть их совместно с корабельными мастерами и представить свое заключение. В конце концов, Адмиралтейств-коллегия
признала безупречность проекта А.С. Катасанова. Положение сложилось
более чем щекотливое. Наконец, было решено строить черноморские 74-пушечные
корабли без соединения палубой шканцев с полубаком. Но Н.С. Мордвинов
не торопился выполнять полученные указания, он верил в талант корабела
А.С. Катасанова. Испытания проводились с 30 апреля по 3 мая 1798 г., в них принимали участие корабли "Св. Петр", "Св. Захарий и Елисавет", "Св. Троица", "Богоявление Господне" и 90-пушечный флагман Черноморского Флота "Св. Павел". Программа испытаний основывалась на шести опытах по кренованию кораблей в различных вариантах их загрузки. В каждом случае измерялся крен и дифферент, высота портов над ватерлинией. Лучшими оказались корабли проекта А.С. Катасанова. Самую плохую остойчивость выявили у "Св. Троицы", чуть лучше - у "Богоявлении Господня" и "Св. Павла". Комиссия отметила, что "Св. Петр" и "Св. Захарий и Елисавет" не токмо чтоб имели недостаток, но даже всем преимуществуют перед прочими, одобренными уже в удобности к действиям на море". По прошествии двух дней Ф.Ф. Ушаков
написал жалобу на адмирала Н.С. Мордвинова государю императору, упрекая
его в том, что Николай Семенович допустил недостаточную "одинаковость"
в проведении опытов. А члены комиссии единодушно подписали заключение:
"...опасаясь последствиев (или исков милостей), всякий подчиненный
старается начальнику своему угождать и следовать его желанию, потому
прочие не отозвались". Сам Федор Федорович, хоть и засвидетельствовал
свое особое мнение, но по настоянию Н.С. Мордвинова заключение комиссии
подписал. Вскоре его рассмотрела Адмиралтейств-коллегия и 19 июня представила
Павлу I доклад с подробным анализом проведенных испытаний. Реакция Павла
I была решительна и однозначна: "...о удобности кораблей сих сделать
единожды заключение и впредь о сем более не представлять". Неизвестно, чем бы закончился этот затянувшийся конфликт, в котором Н.С. Мордвинов проявил себя не только как дальновидный начальник, но и как незаурядный инженер. Однако 4 августа 1798 г. курьер из Санкт Петербурга вручил Ф.Ф. Ушакову рескрипт, в котором приказывалось Черноморской эскадре выйти в море для участия в Средиземноморье совместно с турецким флотом в боевых действиях против Франции. (Продолжение в следующем номере). [Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.] | ||