Поиск по сайту


ЗАКАТ ЭПОХИ ПАРУСНЫХ ЛИНКОРОВ

Виктор Сергеевич Шитарев,
капитан дальнего плавания

Заканчивая тему о линкорах, нельзя не остановиться на типе судов этого класса, которым суждено было оказаться наиболее удачными и послужить прототипом для создания конструктивных элементов корпусов будущих пароходов. Речь пойдет о гладкопалубных судах, то есть о судах, не имевших надстроек.

Начнем с того, что генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Александр Семенович Катасанов был новатором в области судостроения. Часто его идеи опережали свое время и далеко не всегда принимались современниками. Так, 3 февраля и 18 марта 1794 г. на стапелях Херсонского адмиралтейства им были заложены 74-пушечные корабли, получившие названия "Св. Петр" и "Св. Захарий и Елисавет". Их постройку "благословил" председатель Черноморского адмиралтейского правления вице-адмирал Николай Семенович Мордвинов (с 1802 г. - морской министр). Он был убежденным сторонником А.С. Катасанова и всячески способствовал продвижению его идей, которые повышали боеспособность боевых единиц флота.

Спуск кораблей на воду состоялся в той же очередности, что и закладка, 5 ноября 1794 г. и 1 августа 1795 г.

Через некоторое время на имя командующего Черноморским флотом вице-адмирала Федора Федоровича Ушакова поступил рапорт командира корабля "Св. Захарий и Елисавет" капитана 1 ранга И.И. Ознобишина, в котором указывались недостатки его корабля.

Не откладывая дело в "долгий ящик", Ф.Ф. Ушаков прибыл на борт "Св. Захария и Елисавет". Результаты смотра были отражены в специальном журнале, а выписка из него была направлена в Черноморское адмиралтейское правление.

В рапорте Ф.Ф. Ушакова на имя Н.С. Мордвинова и в его письме С.С. Катасанову излагалась настоятельная просьба "корабли строить обыкновенным, во всей Европе употребляющимся манером и сходно в кронштадтском флоте". Этим он предлагал прекратить строительство в Херсонском адмиралтействе еще двух заложенных однотипных судов.

Черноморское адмиралтейское правление результаты "депутатского смотра" признало недействительными, поскольку "общее мнение" не разделяли И. Престман, эскадренный командир бригадирского ранга, капитан 1 ранга Д.Н. Сенявин, капитан 1 ранга И. Биллингс и корабельный мастер И.И. Юхарин. Что же касается Д.Н. Сенявина, то он объявил, что подал о своем корабле особый "дефект".

Мнения окончательно разделились.

Вступление на престол в ноябре 1796 г. Павла I и упразднение Черноморского адмиралтейского правления не прекратило тяжбу, а лишь перенесло ее в Санкт-Петербург в Государственную адмиралтейскую коллегию. Посланный для решения спора контр-адмирал П.К. Карцов принял сторону Ф.Ф. Ушакова и его единомышленников, поэтому в столицу пошло донесение, скажем так, не слишком объективное. Ознакомившись с ним, Павел 1 повелел Адмиралтейств-коллегий запросить чертежи гладкопалубных кораблей и, если указанные П.К. Карповым недостатки подтвердятся, в дальнейшем такие корабли не строить.
Последовал приказ Ф.Ф. Ушакову. Испытания показали их высокие мореходные качества и хорошую скорость хода.

Затем комиссия в том же составе поднялась на борт корабля "Богоявление Господне" и провела аналогичные испытания. Донесения Ф.Ф. Ушакова ушли императору и в Адмиралтейств-коллегию. Она обязала обер-сарваера А.С. Катасанова рассмотреть их совместно с корабельными мастерами и представить свое заключение.

В конце концов, Адмиралтейств-коллегия признала безупречность проекта А.С. Катасанова. Положение сложилось более чем щекотливое. Наконец, было решено строить черноморские 74-пушечные корабли без соединения палубой шканцев с полубаком. Но Н.С. Мордвинов не торопился выполнять полученные указания, он верил в талант корабела А.С. Катасанова.
Основания для недоверия результатам испытаний, проведенных Ф.Ф. Ушаковым, у Н.С. Мордвинова были. Во-первых, они проходили только на корабле "Св. Захарий и Елисовет", в корпус которого не было догружено 50 тонн балласта, определенного проектом. Во-вторых, официальным рапортом командир корабля "№ 1" капитан 1 ранга Д.Н. Сенявин засвидетельствовал, что вице-адмирал Ф.Ф. Ушаков на его корабле в кампанию 1797 г. никаких испытаний не проводил.

Испытания проводились с 30 апреля по 3 мая 1798 г., в них принимали участие корабли "Св. Петр", "Св. Захарий и Елисавет", "Св. Троица", "Богоявление Господне" и 90-пушечный флагман Черноморского Флота "Св. Павел".

Программа испытаний основывалась на шести опытах по кренованию кораблей в различных вариантах их загрузки. В каждом случае измерялся крен и дифферент, высота портов над ватерлинией. Лучшими оказались корабли проекта А.С. Катасанова. Самую плохую остойчивость выявили у "Св. Троицы", чуть лучше - у "Богоявлении Господня" и "Св. Павла". Комиссия отметила, что "Св. Петр" и "Св. Захарий и Елисавет" не токмо чтоб имели недостаток, но даже всем преимуществуют перед прочими, одобренными уже в удобности к действиям на море".

По прошествии двух дней Ф.Ф. Ушаков написал жалобу на адмирала Н.С. Мордвинова государю императору, упрекая его в том, что Николай Семенович допустил недостаточную "одинаковость" в проведении опытов. А члены комиссии единодушно подписали заключение: "...опасаясь последствиев (или исков милостей), всякий подчиненный старается начальнику своему угождать и следовать его желанию, потому прочие не отозвались". Сам Федор Федорович, хоть и засвидетельствовал свое особое мнение, но по настоянию Н.С. Мордвинова заключение комиссии подписал. Вскоре его рассмотрела Адмиралтейств-коллегия и 19 июня представила Павлу I доклад с подробным анализом проведенных испытаний. Реакция Павла I была решительна и однозначна: "...о удобности кораблей сих сделать единожды заключение и впредь о сем более не представлять".
"Досталось на орехи" и Федору Федоровичу - "...протесты ... со стороны вице-адмирала ... не основательны по каким-либо личным ссорам; дабы подобных сему представлений не могло последовать впредь, подтвердить ... чтобы всякая личность была отброшена, где идет дело о пользе службы, и по одной только частной ссоре не замешивать казенных дел и таковыми вздорными обвинениями не обременять правительство".

Неизвестно, чем бы закончился этот затянувшийся конфликт, в котором Н.С. Мордвинов проявил себя не только как дальновидный начальник, но и как незаурядный инженер. Однако 4 августа 1798 г. курьер из Санкт Петербурга вручил Ф.Ф. Ушакову рескрипт, в котором приказывалось Черноморской эскадре выйти в море для участия в Средиземноморье совместно с турецким флотом в боевых действиях против Франции.

(Продолжение в следующем номере).

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]