ПЫЛАЮЩАЯ РЕКА Сергей Леонидович Мальчиков Посвящается 63-й годовщине победы над фашистской Германией (Продолжение. Начало в № 3 - 2008)
В первые же месяцы войны многие заводы, строившие бронекатера, оказались на территориях, оккупированных фашистами, а другие - в непосредственной близости от линии фронта. В невероятно тяжелых условиях проходила эвакуация этих предприятий в тыловые районы страны. В результате строительством бронекатеров в годы войны занимались заводы № 340, № 638 в Астрахани, № 344 в Молотове и, в небольших количествах, судостроительно-судоремонтные верфи наркомречфлота в Куйбышеве, Новосибирске, Омске и Красноярске. В конце войны строительство этих катеров возобновилось в Киеве на заводе № 302 (бывший № 300). За годы Великой Отечественной войны на судостроительных предприятиях было построено 66 бронекатеров проекта 1124, 109 катеров проекта 1125 и семь - типа "С-40". Катера проекта 1125 продолжали строить и в первые послевоенные годы (до 1948 г.). Строительство кораблей и, в частности, бронекатеров во время войны происходило в очень трудных условиях. Так, резко сократились поставки танковых орудийных башен и орудий. Чтобы не задерживать сдачу кораблей флоту, в 1942 г. на отдельные бронекатера вместо танковых орудий в башнях пришлось устанавливать списанные с флота универсальные 76,2-мм пушки системы Ф.Ф. Лендера с полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором инерционного типа. Длина ствола составляла 30,5 калибров. Первоначально пушки образца 1914/1915 гг. имели угол возвышения 65°. После модернизации в 1928 г. угол возвышения составил 80°, что позволило использовать их в качестве зенитных орудий. Поэтому бронекатера, вооруженные такими пушками, именовались катерами ПВО. Они сыграли очень важную роль в составе ВВФ, т.к. обеспечивали противовоздушную оборону при проводке конвоев и отдельных транспортов по Волге. В годы войны наиболее серьезной проблемой при строительстве бронекатеров оказалась нехватка главных двигателей, поскольку специальные дизели для катеров так и не были созданы, а поставки используемых на бронекатерах бензиновых моторов ГАМ-34-БС прекратились. Поэтому уже с 1942 г. большая часть бронекатеров оснащалась получаемыми по ленд-лизу четырехтактными двигателями зарубежных фирм "Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. С 1942 г. на бронекатера начали устанавливать реактивные установки М-8-М (для твердотопливных реактивных снарядов калибра 82 мм) и М-13-М (для снарядов калибра 132 мм). СКБ завода "Компрессор" во главе с В.П. Барминым, впоследствии академиком, было выдано задание на разработку трех типов пусковых установок для катеров: надпалубной для реактивных снарядов калибра 132 мм и башенно-палубных для РС калибра 82 мм и 132 мм. Наиболее успешно шли работы по созданию башенно-палубной установки М-8-М. Установка имела угол возвышения от 5 до 45° и могла поворачиваться на 360°. В 1942 г. первая надпалубная установка М-13-М1 была установлена заводом № 340 в Зеленодольске на бронекатере проекта 1124. Испытания (с пуском реактивных снарядов) были признаны успешными. В соответствии с приказом наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова от 29 ноября 1942 г. палубные реактивные установки М-8-М и М-13-М1 были приняты на вооружение. Бронекатера активно и довольно успешно применялись на речных и озерных театрах военных действий. Однако в ходе боев были выявлены отдельные недостатки. В августе 1943 г. Главный морской штаб ВМФ выдал оперативно-тактическое задание (ОТЗ) на создание новых бронекатеров, которые имели бы одну или две башни с 76-мм орудиями и четыре крупнокалиберных пулемета в спаренных универсальных башнях и бронирование, обеспечивающее защиту от пуль крупнокалиберных пулеметов. Задание по скорости требовало достижения 18,9…21,6 уз, однако к концу года его снизили до 17,8 уз. На основании ОТЗ и проработок в ЦКБ и ЦНИИ-45 Управление кораблестроения ГМШ ВМФ разработало тактико-технические задания (ТТЗ) на проектирование бронекатеров. Предэскизное проектирование этих катеров проводили ЦКБ-32 и ОКБ-340 НКВД, однако их проекты не были одобрены заказчиком, поэтому 23 апреля 1944 г. ГМШ ВМФ выдал новые ТТЗ, утвержденные заместителем наркома ВМФ по кораблестроению адмиралом Л.М. Галлером. Для большого бронекатера в задании были установлены следующие требования: водоизмещение не должно превышать 75 т, скорость - не менее 17,5 уз. По вооружению требования не изменились, при этом на малом бронекатере должна была устанавливаться только одна спаренная пулеметная башня ДШКМ-2БУ конструкции Лещинского.
Теперь вернемся к деятельности Волжской военной флотилии. Зимой 1941-1942 г. Главный морской штаб и руководство флотилии были вынуждены решать немало проблем. Им предстояло к началу навигации 1942 г. сформировать соединения кораблей и береговые части, укомплектовать их по штатам военного времени офицерами, старшинами и рядовыми, создать штаб флотилии и штабы бригад как работоспособные органы управления, провести навигационно-гидрографическое оборудование бассейна Волги. Волга находится на значительном удалении от западных границ страны, в связи с чем бассейн реки не готовился заблаговременно как возможный театр военных действий. Практически с нуля было необходимо провести оборудование бассейна Нижней и Средней Волги для ведения боевых действий, создать единую систему связи, наблюдения и оповещения. К началу весны 1942 г. было закончено формирование командования, штаба, политотдела и тыловых структур флотилии. С 16 февраля 1942 г. по 15 мая 1943 г. флотилией командовал контр-адмирал Д.Д. Рогачев, ранее служивший на Амурской флотилии и принимавший участие в разгроме флотилии белокитайцев в 1929 г. Летом и осенью 1941 г. он весьма успешно руководил боевой деятельностью Пинской флотилии. Штаб ВВФ возглавлял капитан 1 ранга М.И. Федоров, которому также довелось служить на Амуре в одно время с Д.Д. Рогачевым. Начальником политотдела был назначен дивизионный комиссар П.И. Бельский, военным комиссаром штаба - полковой комиссар А.А. Шохин. До 19 июля 1942 г. штаб и политотдел флотилии находились в Ульяновске, но усиление минной опасности и участившиеся воздушные налеты стали причинами их перебазирования в Сталинград.
Летом 1942 г. немецко-фашистское командование продолжало наращивать военные усилия на восточном фронте. В мае 1942 г. советские войска были вынуждены оставить Керченский полуостров и отойти на Таманский полуостров, майское наступление на Харьков закончилось поражением, после тяжелых боев в начале июля был оставлен Севастополь. Войска Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов к 25 июля отступили на 150 - 400 км. Враг оккупировал Донбасс и правый берег Дона. В середине июля войска противника вышли в большую излучину Дона. (Продолжение в следующем номере). [Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]
| ||