К СТОЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО - Александр Григорьевич Романов, (Окончание. Начало в № 1 - 2006) Министерство авиационной промышленности включилось в создание объектов ракетно-космических комплексов. В связи с этим ряду двигательных ОКБ авиационной промышленности (например, ОКБ Н.Д. Кузнецова) была поручена разработка жидкостных ракетных двигателей - ЖРД. В 1957 г. лабораторию № 12 ЦИАМ, руководимую профессором Левиным, реорганизовали и определили ее предназначением исследование проблем создания ЖРД и ТРД. В 1963 г. В.Р. Левин приказом председателя Госкомитета по авиационной технике П.В. Дементьева был назначен заместителем начальника ЦИАМ по ракетным двигателям. Валерьяну Романовичу, который к тому времени сложился как научный работник широкого профиля, пригодился его богатый опыт руководящей и научной работы, умение четко планировать и решать сложные задачи. Он взял на себя организацию в ЦИАМ группы научных сотрудников, способных справиться с огромным количеством проблем, которые были связаны с созданием ЖРД: разработкой систем подачи компонентов топлива с помощью турбонасосных агрегатов, исследованием камер сгорания и процесса охлаждения для обеспечения надежности узла (горячих трубопроводов, газогенераторов и др.), изучением вопросов, связанных с прочностью, газодинамикой ТНА, регулированием и ресурсом ЖРД. В лаборатории № 12 создавались четыре сектора. Сектор проф. В.Р. Левина занимался обеспечением исследований по ЖРД. Сектор к.т.н. Ю.И. Тулупова (ученика В.Р. Левина) специализировался на РТД. Заместитель начальника лаборатории к.т.н. В.Х. Абианц возглавил сектор газодинамики турбин, а к.т.н. К.М. Попов был назначен начальником сектора охлаждаемых турбин и систем охлаждения. В других подразделениях ЦИАМ создавались отделы и группы, занимавшиеся изучением отдельных элементов ЖРД. В ЦИАМ в короткие сроки под руководством В.Р. Левина были созданы новые экспериментальные установки, позволяющие проводить исследования на натурных ЖРД и РТД. В 1963 г. В.Р. Левин успешно защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук. В 60-е годы звание д.т.н. получил В.А. Зотов. В 1970 г. прошла защита докторской диссертации В.Л. Эпштейном, и таким образом под руководством В.Р. Левина складывается научная школа ЦИАМ, изучавшая устойчивость процесса горения в камерах сгорания ЖРД. В секторе лаборатории № 12, руководимом самим профессором В.Р. Левиным, была создана группа ведущих инженеров по ОКБ промышленности. Им назначены наиболее энергичные специалисты по отдельным ОКБ. По ОКБ главного конструктора Н.Д. Кузнецова - к.т.н. Г.А. Романов, по ОКБ главного конструктора В.П. Глушко - В.А. Зотов, А.С. Рудаков, ОКБ главного конструктора Косберга - к.т.н. В.А. Шерстянников, К.Н. Шестаков. Наиболее успешно в 60-е годы прошлого века проводились работы совместно с ОКБ Н.Д. Кузнецова и ОКБ A.M. Люльки по двигателям, предназначавшимся для ракеты Н1-Л3. К 1968 г. в результате напряженной работы ОКБ Н.Д. Кузнецова и его заместителя по ЖРД Н.Д. Печенкина, а также коллективов заводов были созданы и отработаны на базе модификации двигателей НК-15, НК-15В, НК-19 и НК-21 для первых экземпляров ракет Н1-Л3, двигатели многоразового применения НК-31, НК-39, НК-43 для верхних ступеней ракеты-носителя, двигатель НК-33 с ресурсом 1200 с. Все эти двигатели прошли, сдаточные контрольные конструкторские ресурсные испытания, ресурсные испытания межведомственной комиссии, госиспытания комиссии государственных специалистов. Во всех этих мероприятиях участвовали В.Р. Левин (который был назначен председателем Государственной комиссии по стендовым испытаниям). В начале 60-х годов коллективом под руководством В.Р. Левина совместно с НИИТП и ОКБ С.А. Косберга был проведен большой комплекс работ по двигателям верхней ступени ракеты-носителя "Восток". На высотном стенде филиала ЦИАМ впервые в СССР была экспериментально и весьма надежно определена удельная тяга двигателя третьей ступени ракеты при работе в барокамере, что позволило уточнить методику расчетного определения удельной тяги в летных условиях. В январе 1966 г. научно-техническая общественность авиационной и ракетной промышленности торжественно отметила 60-летие В.Р. Левина. Ученый Совет ЦИАМ присоединился к ходатайству ряда ОКБ промышленности МАП и МОП и единогласно постановил: "Учитывая, что профессор Левин Валерьян Романович является одним из крупных специалистов, и принимая во внимание его заслуги в деле развития отечественной науки и техники, отмеченные Государственной премией и правительственными наградами, Ученый Совет ЦИАМ ходатайствует о присвоении доктору технических наук, профессору Валерьяну Романовичу Левину почетного звания "Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР". В июле 1967 г. профессору В.Р. Левину присвоено это звание. Обрадованный Валерьян Романович сообщил об этом своим коллегам и заявил, что, по его мнению, именно их труд способствовал получению столь высокой оценки со стороны руководства страны. В состав коллектива отдела в то время входили В.И. Дорошенко, И.А. Биргер, К.К. Боков, А.И. Гулиенко, Ю.Б. Демидов, Р.И. Исаев, В.М. Калнин, Б.И. Малинин, В.Т. Митрохин, Ю.Ф. Милшин, Ю.С. Мнацаканян, И.М. Пинке, А.Г. Романов, Э.М. Рабинович, А.Н. Руденко, А.С. Рудаков, В.Л. Семенов, С.А. Сиротин, В.И. Фурлетов, В.А. Шерстянников, К.Н. Шестаков и другие. Конец 60-х и начало 70-х годов минувшего века были временем творческого подъема коллектива, руководимого профессором В.Р. Левиным. Последнему удалось убедить техническую общественность МАП и МОП, что инженерная подтвержденная многолетней практикой работы теория обеспечения безотказной работы поршневых авиационных двигателей может значительно повысить надежность ЖРД при правильном выборе перегрузок при доводочных испытаниях ЖРД и даже обеспечить многоразовость их запусков и достаточный ресурс работы. Эти положения нашли подтверждение в ОКБ Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова. В середине 60-х годов в этом ОКБ был создан ЖРД для боевой ракеты. Председателем комиссии по его стендовым Госиспытаниям назначили В.Р. Левина. После успешного испытания боевой ракеты в 1966 г. ряд работников ОКБ получили правительственные награды. Ряд сотрудников ЦИАМ, успешно работавшие с профессором В.Р. Левиным, стали крупными руководителями: В.А. Сосунов, защитивший диссертационную работу на звание к.т.н. в 1955 г., вырос в крупного ученого, заслуженного деятеля науки и техники РФ, д.т.н., профессора;.Ю.И. Тулупов, к.т.н. (1952), возглавлявший подразделение научных работников в лаборатории № 12 с 1957 г. стал крупнейшим специалистом страны в области спецдвигателей авиации и ракетных двигателей, создателем высокоэнергетических топлив, ему были присвоены звания Главного научного сотрудника, доктора технических наук; С.А. Сиротин (к.т.н. с 1970 г.) в 1987 г. д.т.н., с 1993 г. заместитель начальника ЦИАМ по научному сопровождению авиационно-космических двигателей, награжден орденом "Трудового Красного Знамени"; В.Е. Дорошенко (д.т.н. 1960 г.) - Главный научный сотрудник, профессор, начальник отдела камер сгорания, редактор журнала "Механика жидкости и газа"; В.Т. Митрохин (к.т.н. 1960 г.), автор монографий (1966), д.т.н. (с 1976 г.), начальник отделения компрессоров с 1976 по 2002 г., профессор МАИ; В.А. Шерстянников (к.т.н. 1959 г.), д.т.н. (1980 г.), в 80-е годы заместитель начальника Главного управления по науке МАП, член Бюро комитета СЭВ по сотрудничеству с зарубежными странами и НТК отрасли по реализации космической программы "Энергия - Буран", действительный член Германской академии им. Гумбольдта, лауреат премии им. проф. Н.Е. Жуковского; В.И. Гуров (к.т.н. 1972 г.), в 1990 г. - д.т.н., выдающийся специалист, признанный технической общественностью МАП и МОП, в области криогенных проблем системы топливоподачи ЖРД, с 1991 г.; В.Л. Семенов (к.т.н. 1975 г.) - с 1985 г. начальник сектора лаборатории №12, с 1988 г. - заместитель начальника отдела № 012, руководитель работ по летным испытаниям ГПВД на жидком водороде по программе "Н-1 - Буран", награжден орденом "Трудового Красного знамени"; "Заслуженный машиностроитель России", член-корреспондент Академии космонавтики и воздухоплавания, награжден медалями им. С.П. Королева, С.А. Косберга, М.М. Бондарюка; В.А. Зотов (инженер-конструктор, 1961) - к.т.н., ведущий специалист по уплотнению зазоров в ТНА и неравномерному захолаживанию подшипников, ведущий инженер отдела № 012 ЦИАМ по двигателю ракеты "Энергия" ЖРД РД-170, разработанного в ОКБ "Энергомаш". Середина
60-х годов отмечена для профессора В.Р. Левина и возглавляемого им научного
коллектива достижением реальных результатов в деятельности ОКБ МОП и
МАП. Авторитет профессора В.Р. Левина у руководителей отрасли стал непререкаемым. В 1976 г. в связи с семидесятилетием заместителя начальника ЦИАМ, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, д.т.н. профессора В.Р. Левина министр авиационной промышленности П.В. Дементьев объявил ему благодарность. В 1976 г. В.Р. Левин за достигнутые успехи был награжден орденом Октябрьской Революции. В эти годы его деятельность весьма напряженна, он неоднократно назначался председателем межведомственных комиссий по двигателям ЖРД и РТД и приглашался для работы в Советах главных конструкторов МАП и МОП. Творческое содружество коллектива ЦИАМ, руководимого профессором, связывало коллективы, руководимые С.П. Изотовым, Н.Д. Кузнецовым, В.П. Глушко, С.А. Косбергом, A.M. Люлькой (М.А. Кузьминаым), А.Д. Конопатовым, В.П. Радовским, В.Г. Степановым, A.M. Исаевым. Характерной чертой в работе профессора В.Р. Левина была большая ответственность и надежное обоснование его предложений и замечаний. Его богатый опыт, целеустремленность и трудолюбие снискали большое уважение всех сотрудников коллектива и служили примером для многих из его соратников и учеников. В 1976 г. вышло правительственное решение о подключении ЦИАМ к разработке основных двигателей и бортовых энергетических установок "Энергия - Буран" и "Зенит" (РД-170, РД-171, РД-0120, РД-120, 17Д-15, ВСУ-814, РТВД-14). Под руководством В.Р. Левина реконструируется экспериментальная база на филиале ЦИАМ в Тураево (стенд Ц-16Т/В), разрабатываются рекомендации по технической диагностике системы управления ЖРД орбитального маневрирования и РСУ. Тем временем здоровье Валерьяна Романовича стало ухудшаться. В 1981 г. после продолжительной болезни умерла его верная спутница и жена Варвара Александровна. Жизнь стала тяжелее. В.Р. Левин пытался по-прежнему сосредотачивать всю свою энергию на решении сложных вопросов развивающейся космонавтики и ракетостроения и гиперзвуковыми полетами, но здоровье уже не позволяло. В 1985 г. была завершена программа доводочных испытаний ЖРД 17Д15 для космического корабля "Буран" и произведен первый полет ракетоносителя "Зенит" с ЖРД, созданным при участии ЦИАМ (В.Р. Левин, В.А. Зотов, А.С. Рудаков). Руководство ЦИАМ приняло решение о расширении исследований гиперзвуковых и комбинированных двигателей для воздушно-космических самолетов, для чего была произведена реорганизация отдела № 12. Начальником отдела назначается А.С. Рудаков. В июне 1986 г. министр авиационной промышленности А.С. Сысцов издал приказ об освобождении В.Р. Левина от должности заместителя начальника ЦИАМ в соответствии с его личной просьбой. С августа 1986 г. д.т.н., профессор Левин Валерьян Романович назначен на должность Главного научного сотрудника по специальности "Силовые установки летательных аппаратов". Здоровье Валерьяна Романовича, однако, ухудшалось, и 1 февраля 1988 года он скончался. В начале 90-х годов двигатели НК,
созданные для ракетного комплекса H1 в СНТК им. Н.Д. Кузнецова, привлекли
внимание американских фирм, разрабатывавших ракеты и двигатели. Фирма
"Аэроджет" закупила партию двигателей НК-33. К 75-летию ЦИАМ им. Баранова у входа
в здание, где работал профессор, д.т.н., заслуженный деятель науки и
техники РСФСР В.Р. Левин, была установлена гранитная плита с надписью:
"В этом здании работал Левин Валерьян Романович, выдающийся ученый
в области газотурбинных и ракетных двигателей, заместитель начальника
ЦИАМ 1938-1985 гг."
|