Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

 

Не каждому ученому удается узкую специализированную техническую проблему поднять до фундаментального научного уровня. Для этого, помимо интереса к познанию и глубокого понимания самой проблемы, необходимо обладать умением предвидеть инновационные последствия ее решения и иметь достаточный исследовательский опыт.

Основополагающим показателем в машиностроении и строительстве, как известно, являются прочностные характеристики, определяющие функциональные возможности и безопасную эксплуатацию механизмов и конструкций. Упругопластические деформации как свойство сопротивления материала конструкций статическим и динамическим воздействиям, передающимся в виде волнового поля механических колебаний, и являются проявлением прочности. Напряженно-деформационное состояние силовых агрегатов и конструкций является предвестником многочисленных аварий в авиации и техногенных катастроф в энергетике, машиностроении и строительстве. Международное метрологическое сообщество более полувека безуспешно демонстрирует многочисленные паллиативные попытки решить эту проблему. Решение проблемы получено в России, которая никогда ранее не имела приоритета в этой инженерной области.

Отечественные ученые-исследователи, объединившие свои знания, опыт и умение в Научно-производственном предприятии "РЭМ-вибро", создали уникальный волновой фазочувствительный вибропреобразователь на основе объемно-интегрированной структуры измерения вектора виброускорения. Стратегическим приложением метода векторной виброметрии является многомерная волновая реконструкция вибропортретов - фундаментальная инновационная технология визуализации динамики напряженно-деформационных состояний для интегральной оценки и прогнозирования техногенной опасности.

Вибропортретирование позволяет с впечатляющей простотой ввести в повсеместную практику полный прочностной вибродинамический аудит в качестве ключевого дифференциатора качества производства и непрерывный эксплуатационный вибромониторинг в качестве прогнозного интегратора техногенной опасности. Реализация этой идеи предоставит в распоряжение ученых универсальный инструмент, не имеющий аналогов в области динамических исследований прочности, при этом все вибрационные приложения превращаются в частные применения фундаментальной технологии.

Весь этот яркий прорыв организован талантливым авиационным инженером-исследователем, одним из авторов нашего журнала Анатолием Алексеевичем Сперанским. Как гласит народная мудрость - талантливый человек талантлив во всем. И к своему 60-летию юбиляр пришел с очень богатой делами и событиями биографией.

Будучи выходцем из старинного русского церковно-медицинского рода Сперанских, Анатолий Алексеевич разделил судьбу предков. Родился на крайнем Севере в Архангельске в семье сосланных по "делу врачей" родителей. В школу пошел в Караганде, куда на поселение перевели семью. Интерес к познанию и умение видеть перспективу передались от отца к сыну. В школе началось книжное любительство будущего авиационного инженера, библиофила и издателя. Школа, авиационный техникум с отличием, вступление в комсомол 12 апреля 1961 года в день полета в космос Ю.А. Гагарина, Московский авиационный институт. По окончании института Анатолий Алексеевич получил распределение в один из самых престижных в стране "почтовых ящиков" - ГосНИИАС.

За двадцать лет безупречной службы по вузовскому распределению пройден путь от младшего научного сотрудника до заместителя руководителя института академика Е.А. Федосова. Ведущий специалист организовал самое крупное в стране любительское объединение читателей "Союз". Под влиянием идей европейской Хельсинской хартии клуб вместе с единомышленниками при поддержке Б.И. Стукалина и С.П. Пастухова обращается в ЦК партии с предложением о создании легальной общественной организации книголюбов.

При ГосНИИАС создается единственный в стране кооператив "Компьютерные услуги" математика В. Адлера, ставшего первым владельцем собственного бумажного производства. Впоследствии бизнес трансформировался в широко известную фирму "КОМУС".

Псевдоконверсионная доктрина реорганизации отрасли явилась началом инициированного Западом стратегического развала авиационной промышленности. И тогда, после долгих раздумий, было принято непростое, но принципиальное решение уйти из оборонки, служению которой были отданы двадцать лучших лет жизни. Вопрос "чем заняться?" не стоял - ответ был очевиден.
Исторические перемены в стране предоставили инженеру-исследователю шанс удовлетворить тайные издательские амбиции. Реализовав сплав коммерческого и творческого потенциалов, новоиспеченный издатель за три года выпустил более четырех миллионов томов. При его непосредственном участии издано около пятидесяти учебников и учебных пособий общим тиражом около двух миллионов экземпляров. Заслуги А.А. Сперанского были отмечены присвоением ему почетного звания "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" с вручением государственной награды.

На новом витке инновационного развития идеи, коллектив ученых под руководством А.А. Сперанского разрабатывает фундаментальный метод динамического неразрушающего контроля. Многочисленные инновационные приложения волновой векторной виброметрии создают уверенность, что Россия уже располагает креативными фундаментальными научными разработками мирового уровня в области техногенной безопасности.

По традиции, редакция журнала "Двигатель" с большим удовольствием присоединяется к поздравлениям коллег из ГосНИИАС, ЦИАМ им. П.И. Баранова, Академии Ростехрегулирования, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, друзей и близких с пожеланиями дальнейших творческих успехов, крепкого здоровья Анатолию Алексеевичу Сперанскому в связи с его шестидесятилетием.

 


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал