Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО -
ОРГАНИЗАТОРА ВАЛЕРЬЯНА РОМАНОВИЧА ЛЕВИНА

Александр Григорьевич Романов, ведущий научный сотрудник ЦИАМ

Валерьян Романович Левин родился 30 января 1906 г. В 1917 г. Валерьян окончил начальную школу. В 1925 г. его принимают в партию и по спецразверстке направляют учиться на рабфак во Владимир. В 1928 г. Валерьян успешно заканчивает рабфак и поступает учиться в МВТУ им. Баумана в Москве. Когда решением Советского правительства в 1930 г. на базе факультета МВТУ был создан Московский авиационный институт (МАИ), студент В.Р. Левин продолжал учебу уже в этом институте. После успешного окончания МАИ Валерьян Романович в 1932 г. поступил в аспирантуру МАИ, совмещая учебу с преподавательской деятельностью. По совместительству поступил в научно-испытательный институт НИИ ВВС КА, где работал до 1938 г. В НИИ ВВС Левин провел ряд научных исследований, важнейшим из которых было изучение работы авиационных моторов в высотных (горных) условиях.

15 апреля 1938 г. на Ученом совете моторостроительного факультета состоялась успешная защита В.Р. Левиным диссертационной работы "Влияние температуры воздуха на работу авиационного невысотного карбюраторного двигателя". Ему присуждается ученая степень кандидата технических наук. В этом же году новым начальником Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ им. П.И. Баранова) назначается бывший старший военпред генерал-майор ИТС А.В. Каширин. В.Р. Левин утверждается заместителем нового начальника ЦИАМ по научной части.

С началом Великой Отечественной войны работа ЦИАМ резко перестраивается - 5 июля 1941 г. распоряжением комитета по эвакуации ЦИАМ В.Р. Левин назначается начальником одного из эшелонов, отправлявшихся в Уфу.

27 июня 1942 г. приказом начальника 8 ГУ НКАП В.Р. Левин назначается начальником лаборатории № 3 ЦИАМ. В это же время под руководством В.Р. Левина проводятся исследования антидетонационных свойств авиационных топлив.

Для разрабатываемого нового высотного бомбардировщика Ту-4 в ОКБ главного конструктора А.Д. Швецова создавался самый мощный в мире высотный двигатель АШ-73ТК. При его испытаниях на стендах ЦИАМ В.Р. Левин познакомился с Андреем Николаевичем Туполевым. В тот же период времени на стендах лаборатории 12 проводилась напряженная работа, связанная со снятием характеристик и отладкой систем для создания уникального поршневого комбинированного 24-цилиндрового двигателя с импульсными турбинами, использующими энергию выхлопных газов в реактивном сопле. Этот двигатель разрабатывался в ОКБ главного конструктора В.А. Добрынина.

В 1945 г. В.Р. Левину было поручено возглавить большую группу специалистов МАП, направленную на территорию побежденной Германии для отбора оборудования, документации и т.п.

4 декабря 1945 г. вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении сотрудников ЦИАМ за успехи в научно-исследовательских работах в годы Великой Отечественной войны. Семь сотрудников института, в том числе и В.Р. Левин, были награждены орденами Ленина, а общее число награжденных составило 89 человек.

25 февраля 1946 г. по решению МАП газотурбинная тематика стала основным перспективным направлением научных работ ЦИАМ. Начиная с 1946 г. создаются методики испытаний турбореактивных двигателей - вначале трофейных ЮМО-004, БМВ-003, затем лицензионных "Нин-1", "Дервент" V, а позднее отечественных РД-10, РД-20, РД-500, РД-45, ВК-1, ВК-1Ф, ТР-3.

С 1948 г. В.Р. Левин, по совместительству с руководством исследованиями в ЦИАМ, вел преподавательскую работу в Академии авиационной промышленности. В 1949 г., за успешную работу в этой области он был удостоен звания профессора.

На основе обобщения работ ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ промышленности начальник ЦИАМ, академики М.В. Келдыш, Л.И. Седов, главный конструктор A.M. Люлька обратились 20 мая 1949 г. с письменной просьбой в ЦК ВКП(б) о необходимости ускорения создания экспериментальной базы института в Подмосковье.

В 1951 г. за участие в работах по созданию комбинированного турбопоршневого двигателя ВД-4К главного конструктора В.А. Добрынина были присуждены Государственные премии сотрудникам ЦИАМ: А.Н. Борсуку, В.Р. Левину, М.М. Масленникову.
В 1952 г. продолжалась организационная перестройка ЦИАМ. Коллектив НИИ-1 в марте был выделен из состава ЦИАМ и приказом МАП перепрофилирован на создание ракетных двигателей.

В 1952 г. сложившийся научный коллектив лаборатории, усиленный сотрудниками отдела профессора В.В. Уварова, возвращенными с завода № 41, сумел подготовить материалы к ведомственной научно-технической конференции по высокотемпературным (охлаждаемым) турбинам, состоявшейся в январе 1953 г. Конференция проводилась с участием академика Л.И. Седова, зам. начальника ЦИАМ К.В. Холщевникова и В.Р. Левина. Доклады сотрудников ЦИАМ были восприняты с интересом работниками ОКБ и других организаций.

Выбор ТРДД в качестве двигателя третьего поколения проходил в ОКБ главного конструктора П.А. Соловьева с участием сотрудников лаборатории № 12.

В 1952-1955 гг. коллектив лаборатории № 12 во главе с В.Р. Левиным выполнил большой объем исследований, связанных с освоением ТВД. Валерьян Романович установил тесные творческие связи с коллективом главного конструктора Н.Д. Кузнецова.
В 1955 г. на стендах ЦИАМ под руководством В.Р. Левина проводился цикл испытаний двигателя НК-12 для снятия прочностных и переходных характеристик двигателя.

В.Р. Левин по совместительству продолжал успешно передавать свой опыт молодым работникам авиационной промышленности, одновременно он руководил аспирантами в ЦИАМ. К сорокалетию Октябрьской революции на основе обобщения всех работ лаборатории № 12 был подготовлен и выпущен (1959 г.) в издательстве оборонной промышленности четырехтомник "Высокотемпературные авиационные двигатели и охлаждаемые турбины" под редакцией профессора В.Р. Левина, к.т.н. О.И. Голубевой, к.т.н. К.М. Попова.

(Окончание в следующем номере)


 

 



Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал