У ИСТОКОВ РОССИЙСКОГО ПАРУСНОГО СПОРТА Виктор Сергеевич Шитарёв, капитан дальнего плавания
Так появилась идея создания в России "Общества любителей мореплавания". Эту идею поддержали Фёдор Фёдорович Беллинсгаузен (1779 - 1852), первооткрыватель Антарктиды, адмирал; первооткрыватель Антарктиды Михаил Петрович Лазарев (1788 - 1851), командующий Черноморским ВМФ, адмирал, стоявший у истоков создания морской гвардии; Ф.П. Литке; Павел Степанович Нахимов (1802 - 1855), адмирал, командующий Черноморским ВМФ; Владимир Алексеевич Корнилов (1806 - 1854), вице-адмирал. Эти прославленные адмиралы и стали учредителями самого первого в России яхт-клуба. Вот что писал тогда по этому поводу недавно открытый флотский журнал "Морской сборник": "Подобное учреждение знакомит общество с морем и морскими людьми, судостроение поощряется, образуются отличные матросы, а все ремёсла, принадлежащие морскому делу, совершенствуются". В скором времени был разработан и Устав яхт-клуба, на котором его императорское величество Николай I 25 сентября 1846 г. начертал "Быть по сему", Устав ему на утверждение представил первый командор яхт-клуба князь Н. Лобанов-Ростовский. Устав определял членство в яхт-клубе. Его членами могли быть только дворяне, владеющие судном, "не имеющим торгового назначения", или обязующиеся приобрести такое судно в течение года. Автор "Истории корабля" Н. Боголюбов, повествуя о создании первого российского яхт-клуба, обращает внимание на то, что в числе его основателей было "несколько высокопоставленных, с довольно большими средствами, лиц; а кроме того, большая часть членов императорской фамилии приняли звание почётных членов этого нового общества". Так или иначе, но эта информация даёт чёткое представление о том, как выглядел список членов яхт-клуба, в котором значилось поначалу всего 19 человек (да и в лучшие времена численность членов клуба не превышала 200 человек), которые владели пятью яхтами (их не было более 20). Свою первую регату русские яхтсмены провели 8 июля 1847 г. В ней приняли участие 7 яхт, из которых самая маленькая яхта имела водоизмещение 51 т. Чтобы уравнять шансы на победу двухмачтовых и одномачтовых судов, стартующих одновременно, была применена английская система расчета гандикапа: 1 секунда на милю 24-мильной дистанции гонки на каждую тонну разницы в водоизмещении в пользу малых судов. (Большие двухмачтовые яхты имеют большую площадь парусности, а, следовательно, и большую скорость хода). Победителем гонки стал тендер "Варяг" со временем 3 часа 45 минут. Владельцу "Варяга" был вручен приз "Серебряная ваза". Яхтами управляли офицеры Флота Российского, их мастерство владения парусом ни у кого сомнения не вызывало. Установить место в Санкт-Петербурге, где базировался флот спортивных судов сложно, тогда все гавани маломерного флота, как и сегодня, были в муниципальной собственности. Так как в случае войны все яхты могли быть призваны на военную службу, в их экипажи входили как вольнонаёмные, так и военные моряки (так поступали, например, англичане). Право комплектовать экипаж яхты было за судовладельцем. Есть сведения, что в 1848 г. яхт-клуб курировали 9 офицеров и 80 нижних чинов, состав экипажа яхты подбирался судовладельцем; в яхт-клубе 36 членов и 16 судов. Так как яхта относилась к разряду спортивных судов, она должна была обязательно участвовать в соревнованиях и быть приписанной к яхт-клубу. Её приписали к санкт-петербургскому яхт-клубу. На Чёрном море в те времена яхт-клубов вообще не было. Однако Санкт-Петербург был не близко, по этой причине "Орианда" не могла принимать участие в ежегодных гонках на Балтике. Лишь в 1848 г. Морское министерство разрешило послать яхту в Кронштадт на соревнования. Совершив переход вокруг Европы, "Орианда" под командованием Ивана Семёновича Унковского (1822 - 1886, впоследствии адмирал, государственный и общественный деятель); прибыла за день до начала гонок в Кронштадт. Парусные гонки начались 13 августа, в них на главный приз претендовали ещё 4 яхты. Экипаж "Орианды", получив хорошую тренировку при плавании вокруг Европы, вышел победителем, завоевав главный приз, старинный серебряный ковш с выгравированной на нём надписью: "В морских гонках преуспевшему". В 1848 г. гонки проводились на той же дистанции, что и годом ранее - вблизи Толбухина маяка, но уже отдельно для шести шхун и пяти тендеров и по более сложной трёхдневной программе. Надо отметить, что основатели отечественного яхт-клуба неизменно подчёркивали прикладное значение парусного спорта. Они никогда не строили яхты, рассчитанные только для побед в состязаниях. Моряки придерживались того мнение, что для них гораздо важнее иметь судно, на котором всегда было бы желание побороться со стихиями. Дальние походы судов Императорского СПб-клуба не были редкостью. Так, в 1846 - 1847 гг. из Санкт-Петербурга до Севастополя и обратно вокруг Европы благополучно сходил построенный на Охтинской судоверфи тендер "Нереида" водоизмещением 130 т. Судном командовал один из первых членов яхт-клуба лейтенант М. Атрыганьев. Построенная в Архангельске по чертежам С.О. Бурачека шхуна "Александра" совершила исключительно тяжелый переход в столицу. Яхта 38 суток шла исключительно под штормовыми парусами. "Оливия" князя Барятинского ходила на Средиземное море. А в 1851 - 1853 гг. шхуна водоизмещением 160 т "Рогнеда" совершила два трансатлантических перехода, причём последний переход задумывался как начало кругосветного плавания. Однако обострение международной обстановки помешало осуществлению задуманного. Как констатирует Н. Боголюбов в 1880 г. "Год от году члены яхт-клуба начали остывать к своему делу, число их яхт заметно начало убывать, так что в настоящее время Императорский яхт-клуб как морское учреждение почти не существует: в нынешнем списке его судов значатся только яхты, принадлежащие членам императорской фамилии, причисленные к судам гвардейского экипажа". Всё чаще члены яхт-клуба начали приобретать не яхты, а более комфортабельные паровые суда - сначала колёсные, а затем и винтовые. Использовались эти паровые яхты в чисто увеселительных целях. Дальние плавания, подобные походу 350-тонной паровой "Вили" князя Витгенштейна к берегам Исландии, были редчайшими событиями. Свою последнюю парусную гонку яхт-клуб провёл в 1859 г. и в дальнейшем превратился в "фешенебельное собрание высшей аристократии", имеющее крайне мало общего с парусным спортом. Вот официальная справка, составленная по запросу Всероссийской выставки судоходства (1897 г.): "Члены Императорского СПб-яхт-клуба спортом не занимаются". Особняк яхт-клуба на Большой Морской, 31 стал известным местом встреч и развлечений высшего общества. Однако, что бы там ни было, этот первый в стране "сугубо аристократический" яхт-клуб сыграл немалую роль, пробудив интерес к парусному спорту и открыв путь к созданию других - более демократических обществ любителей морского дела и новых яхт-клубов. В 1860 г. был официально учреждён первый общедоступный Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, возникший двумя годами раньше в виде "кружка любителей водного спорта" на Чёрной речке, существует и поныне. Примеру яхтсменов Северной Пальмиры позже последовали любители паруса в Москве, Белозерске, Воронеже, Одессе, Саратове и т.д. К 1890 г. в России насчитывалось около 68 яхт-клубов и различных парусных кружков.
| ||