Поиск по сайту


У ИСТОКОВ РОССИЙСКОГО ПАРУСНОГО СПОРТА

Виктор Сергеевич Шитарёв,

капитан дальнего плавания

 

А начиналось дело вот как. Летом 1846 г. в Англии с визитом вежливости находился отряд русских кораблей, которым командовал вице-адмирал Фёдор Петрович Литке (1797 - 1882), впоследствии учёный с мировым именем, знаменитый исследователь морей и земель Российской Арктики. Нашим морякам их английские коллеги показали парусную регату, проводившуюся по строгим правилам, которые касались конструктивных особенностей яхт-участников гонки; строгого соблюдения маршрута движения судов; их водоизмещения; парусного вооружения и т.д. Надо отметить, что парусный спорт в Великобритании появился ещё в 1720 г. Тогда был основан первый в мире яхт-клуб - "Водяной клуб гавани Корка", по образу и подобию которого создавались потом яхт-клубы в других государствах. Наши моряки к заведению англичан проявили огромный интерес. Надо сказать, что в их присутствии была заложена на стапеле яхта "Королева Виктория", водоизмещением 275 т, с парусным вооружением двухмачтовой гафельной шхуны, которая строилась в подарок посетившему Англию императору Николаю 1. В российской столице в светском обществе нашлось немало поклонников идеи создания собственного яхт-клуба. Среди них были как моряки, так и состоятельные люди Санкт-Петербурга, решивших следовать примеру англичан.

Так появилась идея создания в России "Общества любителей мореплавания". Эту идею поддержали Фёдор Фёдорович Беллинсгаузен (1779 - 1852), первооткрыватель Антарктиды, адмирал; первооткрыватель Антарктиды Михаил Петрович Лазарев (1788 - 1851), командующий Черноморским ВМФ, адмирал, стоявший у истоков создания морской гвардии; Ф.П. Литке; Павел Степанович Нахимов (1802 - 1855), адмирал, командующий Черноморским ВМФ; Владимир Алексеевич Корнилов (1806 - 1854), вице-адмирал. Эти прославленные адмиралы и стали учредителями самого первого в России яхт-клуба. Вот что писал тогда по этому поводу недавно открытый флотский журнал "Морской сборник": "Подобное учреждение знакомит общество с морем и морскими людьми, судостроение поощряется, образуются отличные матросы, а все ремёсла, принадлежащие морскому делу, совершенствуются". В скором времени был разработан и Устав яхт-клуба, на котором его императорское величество Николай I 25 сентября 1846 г. начертал "Быть по сему", Устав ему на утверждение представил первый командор яхт-клуба князь Н. Лобанов-Ростовский.

Первый параграф Устава гласил, что яхт-клубу присваивается наименование Императорского. Соответственно на утверждённом рисунке его флага с синим прямым крестом появилось изображение императорской короны. Надо сказать, что сам император был судовладельцем и имел одну из самых больших яхт, которая в течение последующих 17 лет принимала активное участие в проводившихся регатах и "вояжах" августейшего семейства. Таким образом, он был почётным председателем и покровителем яхт-клуба. Историки Флота Российского неизменно подчёркивают не показное внимание государя (носившего титул генерал-адмирала) ко "всемерному исполнению заветов Великого основателя флота Российского Петра I и доведению морских сил до желанного совершенства". Вот что по этому поводу пишет П.И. Белавенец: "Государь сам неустанно занимается делами флота, от него исходит инициатива почти всех преобразований, с особенной заботливостью и любовью относится он ко всем вопросам подготовки будущих флотских офицеров…".

Устав определял членство в яхт-клубе. Его членами могли быть только дворяне, владеющие судном, "не имеющим торгового назначения", или обязующиеся приобрести такое судно в течение года. Автор "Истории корабля" Н. Боголюбов, повествуя о создании первого российского яхт-клуба, обращает внимание на то, что в числе его основателей было "несколько высокопоставленных, с довольно большими средствами, лиц; а кроме того, большая часть членов императорской фамилии приняли звание почётных членов этого нового общества". Так или иначе, но эта информация даёт чёткое представление о том, как выглядел список членов яхт-клуба, в котором значилось поначалу всего 19 человек (да и в лучшие времена численность членов клуба не превышала 200 человек), которые владели пятью яхтами (их не было более 20).

Величина яхт, которыми владели члены клуба, оговаривалась размерами брутто регистрового тоннажа (ВРТ) "не менее 5 ластов" (1ласт = 5,66 м3 или 2 регистровых тонны). Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве яхт клубом использовались настоящие морские суда торгового флота, на некоторых из них можно было разместить морскую артиллерию в количестве до 10 орудий. По Табели о рангах кораблей ВМФ их можно отнести к бригантинам. Разумеется, что вооружение должно было быть только в том случае, если яхта включалась в состав действующих судов военно-морского флота России. По типу парусного вооружения это были двухмачтовые гафельные шхуны и бригантины (видимо парусное вооружение типа "бриг" не применялось, так как значительно увеличивало численность палубной команды, в частности, матросов). Одномачтовые яхты имели парусное вооружение типа "тендер": на единственной грот-мачте ставилось 2 паруса, между гиком и гафелем крепили трисель; а между стеньгой и гафелем - топсель. Их дополняли кливера и стаксель. В общем, площадь парусности была вполне достаточной для достижения хорошей скорости хода.

Свою первую регату русские яхтсмены провели 8 июля 1847 г. В ней приняли участие 7 яхт, из которых самая маленькая яхта имела водоизмещение 51 т. Чтобы уравнять шансы на победу двухмачтовых и одномачтовых судов, стартующих одновременно, была применена английская система расчета гандикапа: 1 секунда на милю 24-мильной дистанции гонки на каждую тонну разницы в водоизмещении в пользу малых судов. (Большие двухмачтовые яхты имеют большую площадь парусности, а, следовательно, и большую скорость хода). Победителем гонки стал тендер "Варяг" со временем 3 часа 45 минут. Владельцу "Варяга" был вручен приз "Серебряная ваза". Яхтами управляли офицеры Флота Российского, их мастерство владения парусом ни у кого сомнения не вызывало. Установить место в Санкт-Петербурге, где базировался флот спортивных судов сложно, тогда все гавани маломерного флота, как и сегодня, были в муниципальной собственности. Так как в случае войны все яхты могли быть призваны на военную службу, в их экипажи входили как вольнонаёмные, так и военные моряки (так поступали, например, англичане). Право комплектовать экипаж яхты было за судовладельцем. Есть сведения, что в 1848 г. яхт-клуб курировали 9 офицеров и 80 нижних чинов, состав экипажа яхты подбирался судовладельцем; в яхт-клубе 36 членов и 16 судов.

Свой вклад в развитие российского парусного спорта внёс командующий ЧФ адмирал Михаил Петрович Лазарев. При нём строительство кораблей на стапелях Николаевского адмиралтейства в 1833 - 1851 гг. достигло своего расцвета. Все стапеля стали крытыми, была значительно улучшена распиловка и сушка корабельного леса, проложены на территории адмиралтейства мощёные дороги. При нём возникла плеяда выдающихся судостроителей - И.С. Дмитриев, С.И. Чернявский, И.Д. Воробьёв, С.А. Акимов, В.Е. Апостоли. И сам Михаил Петрович прекрасно знал теорию и устройство судов. Из построенных в тот период времени судов яхта "Орианда" (1837 г.) занимает особое место. Её спроектировал сам Михаил Петрович, закладка судна состоялась 15 июня 1836 г.; а 29 мая 1837 г. состоялся спуск судна на воду. Длина "Орианды" 27,6 м; ширина 7,5 м; вооружение 10 пушек. Судно строил корабельный инженер А.С. Акимов. "Орианду" предполагалось использовать как служебное и посыльное судно Главного командира Черноморского флота М.П. Лазарева.

Так как яхта относилась к разряду спортивных судов, она должна была обязательно участвовать в соревнованиях и быть приписанной к яхт-клубу. Её приписали к санкт-петербургскому яхт-клубу. На Чёрном море в те времена яхт-клубов вообще не было. Однако Санкт-Петербург был не близко, по этой причине "Орианда" не могла принимать участие в ежегодных гонках на Балтике. Лишь в 1848 г. Морское министерство разрешило послать яхту в Кронштадт на соревнования. Совершив переход вокруг Европы, "Орианда" под командованием Ивана Семёновича Унковского (1822 - 1886, впоследствии адмирал, государственный и общественный деятель); прибыла за день до начала гонок в Кронштадт. Парусные гонки начались 13 августа, в них на главный приз претендовали ещё 4 яхты. Экипаж "Орианды", получив хорошую тренировку при плавании вокруг Европы, вышел победителем, завоевав главный приз, старинный серебряный ковш с выгравированной на нём надписью: "В морских гонках преуспевшему".

В отчёте о гонках спортивный обозреватель журнала "Морской сборник" писал: "Тендер "Орианда" во всех отношениях образцовое судно и делает честь всем, кто занимался его постройкой и вооружением. Особенно отличны паруса и постановка их. Эти два предмета вряд ли можно увидеть где-либо в более совершенном виде". М.П. Лазарев писал 16 ноября 1848 г.: "Орианда взяла своё, да оно и не могло быть иначе, потому как кто там сошьёт хорошие тендерские паруса? И кто покажет настоящее управление тендером? Когда я посылал "Орианду в Кронштадт, то твердо был уверен в выигрыше приза…". После успешно проведённых гонок "Орианда" находилась в эксплуатации ещё 10 лет, и о ней ещё много писали современники, отмечая её отменные ходовые качества.

В 1848 г. гонки проводились на той же дистанции, что и годом ранее - вблизи Толбухина маяка, но уже отдельно для шести шхун и пяти тендеров и по более сложной трёхдневной программе. Надо отметить, что основатели отечественного яхт-клуба неизменно подчёркивали прикладное значение парусного спорта. Они никогда не строили яхты, рассчитанные только для побед в состязаниях. Моряки придерживались того мнение, что для них гораздо важнее иметь судно, на котором всегда было бы желание побороться со стихиями. Дальние походы судов Императорского СПб-клуба не были редкостью. Так, в 1846 - 1847 гг. из Санкт-Петербурга до Севастополя и обратно вокруг Европы благополучно сходил построенный на Охтинской судоверфи тендер "Нереида" водоизмещением 130 т. Судном командовал один из первых членов яхт-клуба лейтенант М. Атрыганьев. Построенная в Архангельске по чертежам С.О. Бурачека шхуна "Александра" совершила исключительно тяжелый переход в столицу. Яхта 38 суток шла исключительно под штормовыми парусами. "Оливия" князя Барятинского ходила на Средиземное море. А в 1851 - 1853 гг. шхуна водоизмещением 160 т "Рогнеда" совершила два трансатлантических перехода, причём последний переход задумывался как начало кругосветного плавания. Однако обострение международной обстановки помешало осуществлению задуманного.

Императорский яхт-клуб организовал и первую в российских водах международную регату в 1852 г. Тогда две английских яхты нанесли визит в Санкт-Петербург. Одна из них "Вар Игл" выиграла гонку на дистанции 15 миль. Несколькими днями позже состоялась новая гонка, в которой участвовали уже 6 английских и 5 русских яхт. Победили гости на шхуне "Клеймор", российская яхта заняла третье место, что вполне неплохо в компании яхт владычицы морей, родоначальницы парусного спорта Великобритании. Заметим, что в это время в Англии действовали 15 яхт-клубов, которые, ежегодно соревнуясь между собой, оттачивали своё мастерство. Активная деятельность титулованных членов Императорского СПб яхт-клуба продолжалась лишь около двенадцати лет. Принято считать, что явными причинами снижения этой активности послужили Крымская война и потеря интереса к парусному спорту как средству совершенствования парусного ВМФ.

Как констатирует Н. Боголюбов в 1880 г. "Год от году члены яхт-клуба начали остывать к своему делу, число их яхт заметно начало убывать, так что в настоящее время Императорский яхт-клуб как морское учреждение почти не существует: в нынешнем списке его судов значатся только яхты, принадлежащие членам императорской фамилии, причисленные к судам гвардейского экипажа".

Всё чаще члены яхт-клуба начали приобретать не яхты, а более комфортабельные паровые суда - сначала колёсные, а затем и винтовые. Использовались эти паровые яхты в чисто увеселительных целях. Дальние плавания, подобные походу 350-тонной паровой "Вили" князя Витгенштейна к берегам Исландии, были редчайшими событиями. Свою последнюю парусную гонку яхт-клуб провёл в 1859 г. и в дальнейшем превратился в "фешенебельное собрание высшей аристократии", имеющее крайне мало общего с парусным спортом.

Вот официальная справка, составленная по запросу Всероссийской выставки судоходства (1897 г.): "Члены Императорского СПб-яхт-клуба спортом не занимаются". Особняк яхт-клуба на Большой Морской, 31 стал известным местом встреч и развлечений высшего общества. Однако, что бы там ни было, этот первый в стране "сугубо аристократический" яхт-клуб сыграл немалую роль, пробудив интерес к парусному спорту и открыв путь к созданию других - более демократических обществ любителей морского дела и новых яхт-клубов. В 1860 г. был официально учреждён первый общедоступный Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, возникший двумя годами раньше в виде "кружка любителей водного спорта" на Чёрной речке, существует и поныне. Примеру яхтсменов Северной Пальмиры позже последовали любители паруса в Москве, Белозерске, Воронеже, Одессе, Саратове и т.д. К 1890 г. в России насчитывалось около 68 яхт-клубов и различных парусных кружков.