УДК 001(09) ББК 30Г ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКИХ МОДЕРНИЗАЦИЙ Олеся Владимировна Семёнова, заведующая отделом Политехнического музея
В России всплеск интереса у государства к просветительской деятельности технических музеев совпадает с постановкой модернизационных задач. Деятельность Политехнического музея тесно связана с историей русских модернизаций. Представления о его месте и задачах в системе просвещения менялись во времени, что связано с социальным заказом общества в тот или иной период. In Russia, splash at interest from the state to educational activity of technical museums, usually coincides with the decision modernization problems. So the life of the Polytechnical museum is closely connected with history of Russian modernizations. Concepts about its seat and problems in system of education changed in time. It has been connected with features of progress of a society. Ключевые слова: просветительство, музей, модернизация. Keywords: enlightenment, a museum, modernization. Задаваясь целью реформировать экономику и промышленность, власть неизбежно сталкивалась с необходимостью подготовки кадров - важнейшего ресурса любой модернизации. Тут в дело идут образование, воспитание и просвещение. В этом смысле у Политехнического музея особая судьба - созданный изначально как просветительское учреждение, он всегда рассматривался властью в качестве одного из столпов проводимых преобразований. Музей как социокультурный институт всегда был ориентирован на просветительство, на контакты с публикой, но представления о его месте и задачах в системе просвещения менялись во времени. На протяжении 138 лет существования Музей неоднократно подвергался реорганизациям. Пересматривались взгляды на роль, задачи и место Музея в системе просвещения. Существенные изменения происходили в его фондовом собрании, в организационной структуре, кадровом составе, внешнем подчинении. Идея создания Музея сформировалась в 60-е годы XIX века - в эпоху реформаторских перемен в Российском обществе. В связи с начавшимися социальными и экономическими преобразованиями, модернизацией промышленности в стране чувствовалась все нарастающая потребность в научных знаниях, в квалифицированных, технически подготовленных кадрах. В 1863 г. по инициативе А.П. Богданова при Московском университете было создано Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАиЭ), основатель и члены которого, главной своей целью считали содействие развитию русской науки и распространению естественнонаучных знаний. Необходимой базой для своей просветительской деятельности они видели Музей. Для собирания коллекций была организована в 1872 г. Политехническая выставка, экспонаты которой послужили основанием для будущего Музея. Так, по инициативе передовых людей своего времени, возник Музей прикладных знаний (Политехнический), ставший первым общедоступным музеем в Москве и России. Выражаясь словами его организаторов, одной из главных его задач была посильная подготовка народной массы к пониманию "вседневных" явлений природы и простейших приемов современной техники во всех ее промышленных проявлениях. Один из наиболее деятельных членов ИОЛЕАиЭ и основателей Музея, директор Императорского технического училища В.К. Дела-Вос писал: "Наша отечественная промышленность, сравнительно западно-европейской, находится в положении исключительном. … Слышатся жалобы не только на неразвитость и неподготовленность рабочих, без чего различные отрасли промышленности не развиваются самостоятельно с желаемой быстротой, но и на отсутствие в самой промышленности внешней помощи науки. … Между всеми наиболее действенными средствами, назначенными для народного образования, самое видное место после школ занимают различного рода хорошо организованные публичные музеи. … Не подлежит сомнению, что такого рода учреждения действуют весьма благодетельно и на возвышение нравственных качеств, так как эти последние находятся в тесной связи с умственной культурой человека" [6]. Таким образом, идея популяризации естественнонаучных и технических знаний была основополагающей при создании Политехнического музея. Г.Е. Щуровский в своей лекции "Об общедоступности или популяризации естественных наук", прочитанной 28 декабря 1867 года на съезде Русских естествоиспытателей в Петербурге говорил: "Каждый век, каждая историческая эпоха имеют свое отличительное направление или свой особенный характер, выражающийся во всей жизни этого века или этой эпохи, в их литературе, науках и искусствах. … Общедоступность или популяризация естественных наук в наше время становится потребностью всякой образованной страны. … Науки рвутся из кабинета ученого, чтобы сделаться общим достоянием народов. … При музеях должны находиться особые лица, всегда готовые быть растолкователями всего, что интересует посещающую публику. Еще лучше, если при музеях будут читаться общедоступные лекции" [6]. Музей строил свою работу, следуя этим идейным установкам. Формы распространения знаний в Музее были разнообразны: экскурсии, народные чтения с изданием популярных брошюр, общедоступные лекции, курсы лекций по разным дисциплинам, публичные заседания отделов музея, выставки. По инициативе А.П. Богданова, были организованы так называемые "Воскресные объяснения коллекций музея" - публичные лекции по различным вопросам естествознания и техники, приспособленные для понимания малограмотной аудитории. Благодаря этим "Воскресным объяснениям" Музей явился в Москве фактически первым народным университетом. Музей с самого своего основания наладил тесный контакт с множеством общественных и ученых организаций. Его помещениями и материальной базой безвозмездно пользовались научные общества и их отделения, различные курсы, съезды, собрания, воскресные классы, народные чтения и др. Одновременно с музеем (и даже чуть раньше его) здесь организовалась крупнейшая в стране Политехническая библиотека, существующая и до сих пор. Считая просветительство наиглавнейшей задачей времени и своей задачей, основатели Музея отмечали, что популяризация науки есть дело в высшей степени серьезное. И принять его на себя могут только специалисты, и специалисты даровитые, обладающие могучим словом и обширными сведениями. Таким образом, просветительская деятельность Музея оказалась связана с выдающимися представителями ученой России, прежде всего, профессорами Московского университета. Модель сотрудничества Музея с передовыми учеными оказалась чрезвычайно удачной и плодотворной как на первом этапе жизни Политехнического, так и позже, во время совместной работы с Всесоюзным обществом "Знание". Немалую роль сыграло и то, что с 1907 г. Музей обладал лучшей публичной аудиторией Москвы. В первые советские годы традиции просветительства не были утрачены, Музей продолжал работу по распространению знаний, используя все возможные формы, но уже следуя новым идеологическим установкам. Пытаясь сохранить свой прежний "багаж", он часто подвергался нападкам со стороны новой власти и в то же время, был ей остро необходим в период бурного развития промышленности. В конце 20-х гг. Советское государство "развернуло широкое наступление социализма по всему фронту". Был разработан первый пятилетний план социалистического переустройства страны [общественные слушания по которому В.В. Куйбышев проводил как раз в Большой аудитории Музея], вооружения промышленности и сельского хозяйства современной техникой и новыми техническими кадрами. Все культурные учреждения в стране директивами партии и правительства превращаются в базы пропаганды возрождения экономики страны, названной "социалистическим строительством". Политехнический музей ожидала реорганизация, превращение в музей индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства, а затем - в составную часть Дворца Техники. К власти в музее пришли новые кадры, которые оценивали роль и будущность музея по-своему. Даже само слово "музей" их не устраивало. "…Мы разумеем необходимость наличия нового названия, заменяющего слово "музей", которое ассоциируется со старым, архивным, позволительно будет сказать, дохлым словом, со всем тем, что не живет пульсом сегодняшнего дня. …Мы поэтому предлагаем переименовать ГПМ во "Всесоюзный дворец пропаганды социалистического строительства СССР" [4]. Это слова директора Музея Я.М. Юровского. Коллегия Народного Комиссариата по Просвещению РСФСР оценила состояние музея в 1932г. следующим образом: "Политехнический музей в настоящее время представляет собой нагромождение экспонатов, стремящихся обнять все отрасли народного хозяйства независимо от социальной структуры общества. … Большинство отделений загружено старьем и хламом…" [1]. Был выработан план реорганизации музея. Выдвигался основной принцип: "Вся работа по реконструкции Государственного Политехнического Музея должна проходить по линии превращения его на деле в боевой центр производственно-технической пропаганды и борьбы за перестройку школы на подлинно технической основе". Установки были следующие: "музея последовательной истории создавать не следует. Нам нужен такой музей, который отражал бы целый ряд технических и других проблем в их состоянии и перспективе развития, …а "историю" надо показывать только лишь в таком виде, чтобы можно было с наибольшей полнотой усвоить наши успехи сегодняшнего дня" [6]. В 1934 году все экспозиции музея были свернуты, на их месте разместилась грандиозная выставка "Наши достижения". С этого времени Музей фактически перестал существовать в том виде, каким он был задуман своими основателями, изменились цели и задачи его деятельности. На смену просветительству в области естествознания и техники пришла пропаганда достижений социалистического строительства. Под этим флагом большое количество экспонатов и коллекций, по которым можно было бы судить о развитии техники к концу ХIХ - началу ХХ веков были утрачены. Следующий, новый, не менее значимый этап существования Музея и его просветительской деятельности, связан с обществом "Знание". После ВОВ страна нуждалась в передовой технике и подготовленных кадрах. Группа ученых под руководством академика С.И. Вавилова предложила создать Всесоюзное Общество по распространению среди широких слоев населения политических и научных знаний. Политехнический музей передали в его управление. Музей откликался на все важные события, связанные с успехами отечественной и мировой науки и техники, его просветительская деятельность заметно активизировалась. В эти годы в аудиториях и залах Музея выступали видные популяризаторы науки, вслед за успешно проведенными выставками современной техники открывались новые отделы музея (Автоматики, Радиоэлектроники, Космонавтики и др.), были освоены передвижные формы работы. Наглядность подачи материала срабатывает настолько успешно, что во всех московских школах и большинстве подмосковных посещение Музея стало обязательным при изучении целого ряда естественнонаучных предметов. Школьники (в одиночку, группами и целыми классами) - и по сию пору наиболее активные посетители Политехнического. Вместе с тем огромный аппарат Общества буквально заполонил здание Музея. Экспозиционные площади по сравнению с довоенными сократились практически в два раза. Существенная часть коллекций Музея осела в хранилищах. Вновь изменить подходы к работе музея заставили политические события конца 1980-х гг. В эти годы начинает складываться новая модель музея, это связано с изменением его социальной роли, с необходимостью повышения эффективности взаимодействия музея и общества. В 1988 г. Политехническим музеем была разработана перспективная научная концепция, включившая в себя и концепцию просветительской деятельности [5]. Стремясь сохранить и использовать накопленный опыт и вместе с тем совершенствовать формы работы с аудиторией, Музей расширил и пересмотрел тематику экскурсий и лекций, методику их проведения, начал применять инновационные приемы музейной педагогики, развивать проекты, направленные на укрепление творческих контактов со сферой образования, РАН, просветительскими организациями, научной общественностью. Вместе с тем очевидной стала необходимость реконструкции исторического здания Музея, модернизации морально устаревшей экспозиции. Решить эти задачи в конце XX века не представлялось возможным по разным причинам, большей частью финансового характера, но самая главная причина это отсутствие заинтересованности со стороны власти, государства в подобных учреждениях. В эти годы они попросту были не нужны. Модернизация начала XXI века вновь заставила взглянуть на Политехнический музей другими глазами. Теперь его вновь хотят видеть очагом пропаганды уже современных инновационных идей. За последний год в жизни Музея произошли серьезные изменения. По поручению Президента РФ Д.А. Медведева от 30.04.2010 г. № Пр-1171 на базе Политехнического музея в г. Москве будет создан Музея науки и техники. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 г. "О развитии Федерального государственного учреждения культуры "Политехнический музей" предусматривает выделение финансовых средств на реконструкцию главного здания Музея. Предыдущая концепция развития Политехнического признана не соответствующей текущему моменту, и был объявлен конкурс по разработке новой, который выиграла английская компания "Event Communication". Архитектурный конкурс на проект реконструкции здания под эту концепцию закончился победой японского архитектора Ишигами с несколько необычным для России проектом. Проведение реконструкции запланировано на 2012-2016 гг. Все эти изменения, которых так ждал Музей, радуют и настораживают одновременно. Опыта реализации подобных проектов у нас в стране нет, а поэтому есть риск в очередной раз за модернизациями потерять накопленное. Музей ждёт очередная, как сейчас модно говорить, перезагрузка. Возможно - с выездом за границы родных стен. Впрочем, всё же остаётся надежда на торжество разума и счастливое будущее обновленного Политехнического музея. Литература 1. Березин А. Д. За Советский технико-экономический музей// За Советский технико-экономический музей: сб. ст. - М.; Л.,1930.- С. 13-14. Связь с автором: semechka-pm@yandex.ru
| ||