Поиск по сайту


УДК 316.323

СОЦИОДИНАМИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Светлана Николаевна Авраменко,
начальник службы повышения квалификации Ресурсного центра

ГОУ СПО Колледж архитектуры и строительства № 7

 

В статье представлены обобщенные результаты этносоциологического исследования, проведенного автором в целях наблюдения за этнокультурным поведением представителей различных социумов.

The article generalizes the results of the ethnosociological research done by the author with the purpose of supervision over ethnocultural behavior of representatives of various societies.

Ключевые слова: личность, этнокультурное поведение, профессия, социокультурная деятельность, образование, культура и искусство, быт, социальное окружение личности.

Keywords: person, ethnocultural behavior, profession, socialcultural activity, education, culture and art, life, social environment of the person.

Личность начинается с момента осознания человеком себя и с началом сознательного соотнесения своих действий с принятыми нормами, а формирование личности продолжается всю жизнь вместе с развитием общества и культуры [1, с. 62].

В данном аспекте социальная активность личности, по утверждению доктора педагогических наук Е.В. Невмержицкой, характеризуется, во-первых, реальными фактами ее этнокультурного поведения, во-вторых, ее отношением к определенному этносу, в-третьих, по характеру разделяемых личностью взглядов, ее ценностным ориентациям и другим проявлениям [2, с. 34].

Под этнокультурным поведением понимается то, как личность ведет себя в социальной среде этноса, какую позицию она там занимает, каково ее отношение к социальным общностям, как она проявляет к ним свое отношение, т.е. то, в чем выражается/самовыражается ее отношение к другим этносам (общностям и др.). Узкое понимание "поведения" как действия, поступка не характеризует этнокультурную сущность личности, ибо поведение всегда есть равнодействующая внешних условий и субъекта поведения и в равной мере зависит как от побудителя поведения (т.н. "стимула"), так и от особенностей субъекта поведения. Таким образом, в этнокультурном поведении присутствует зависимость от этнокультурной сущности личности, т.е. тех особенностей общности, которые известны индивиду в силу различных причин (изучение культуры и др.) [2, с. 35].

На основании проведенного этносоциологического исследования с целью наблюдения за этнокультурным поведением представителей различных социумов (российских, болгарских, польских, немецких), можно фиксировать следующие показатели, базирующиеся в таких направлениях, как:

1) профессии, например, молодые специалисты - бывшие студенты факультета Архитектура ГОУ СПО Колледжа архитектуры и строительства  № 7 г. Москвы используют этноколористические знания о цвете при работах на объектах материального культурного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО;

2) социокультурной деятельности, например, при заключении договоров с предприятиями-партнерами немецкоязычных стран "Landschaftsbau und Architektur" и др.;

3) образовании, в частности, в процессе повышения профессионально-компетентностного уровня при изучении новационных дисциплин "Этноколористика", "Видеоколористика";

4) культуре и искусстве, например, при участии и распространении нематериального, духовного наследия собственного народа, использовании знаний об этнокультуре в различных сферах;

5) быт, как в ситуациях неформального общения: при участии в молодежных обменах, встречах с деловым партнером в неформальной обстановке и т.д.;

6) социальном окружении личности, например, в контексте личность и общество, личность и семья, когда постигаются и демонстрируются семейные традиции, обряды, обычаи представителями различных этносов и социальных групп и др.

Характеризуя этнокультурное поведение личности в вышеназванных сферах жизнедеятельности, следует подчеркнуть следующее:

1. Этнокультурное поведение личности выражается в ее этнокультурной активности, в том, как она демонстрирует этнокультурные особенности своей социальной среды, использует знания о национально-культурных традициях других этносов.

2. Этнокультурное поведение тесно связано с образом жизни личности. Наряду с этнокультурным поведением, показателем развития и активности личности являются ее отношения (в частности, с людьми, обстоятельствами, событиями, предметами и т.д.). Понимая под отношениями определенную позицию личности, можно сделать вывод о том, что представляет собой личность, каково ее отношение, например, к этнокультуре. В процессе изучения мнений респондентов (84 человека образовательных учреждений РФ из ФБГОУ ВПО Забайкальского государственного университета г. Читы, ФБГОУ ВПО Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка) о собственной этнокультурной активности индивида было выявлено, что этнокультурное поведение реализуется во всех формах его проявления (быт, культура, образование и др.). Респонденты смогли обосновать собственное этнокультурное поведение в форме участия в образовательном процессе (40,5%), развитии профессии, совершенствовании профессиональных навыков (13,1%), в неформальном общении, быту (32,1%), взаимодействии с различными институциональными механизмами (4,8%), посредством постижения этнокультурных ценностей в процессе знакомства с произведениями искусства, образцами устного народного творчества (8,3%) и др. (1,2%).

3. Показателем этнокультурного поведения личности выступают общественно-психические явления, которые регулируют поведение личности путем мотивации деятельности, являясь составляющими ее субъективного мира, так как усвоены индивидом. В данном аспекте анализ субъективного мира личности может дать представление о том, какие действия будет предпринимать конкретный человек в определенных условиях, позволив прогнозировать этнокультурное поведение личности на основании фактических и потенциально возможных социальных отношений.

Литература

1. Латышева В.В. Основы социологии и политологии: учебник. - М.: Гардарики, 2009. - 336 с.
2. Невмержицкая Е.В. Теория и практика этнокультурного образования в условиях среднего профессионального образования: монография. - М.: Граница, 2011. - 392 с.

Связь с автором: sv_avr@mail.ru