Поиск по сайту


УДК 316.4.066

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАТРИОТИЗМА К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Дмитрий Игоревич Петросьян, аспирант ФГБОУ ВПО МГТУ "СТАНКИН"

 

Современная идеология патриотизма отличается серьезным внутренним противоречием: транслируемый гуманитарной элитой управляющий поток символических воздействий по своим смыслам не соответствует отношениям в социальной реальности и потому не является эффективным.

The modern ideology of patriotism contains a serious internal contradiction: the control flow of symbolic influences the translated by the humanities to their actions does not correspond to relations in the social reality and therefore is not effective.

Ключевые слова: патриотизм, символические воздействия, социокультурная реальность, мифотворчество, антипатриотизм.

Keywords: patriotism, symbolic influences, socio-cultural reality, myth-building, anti-patriotism.

Патриотизм является сложным, многомерным феноменом индивидуального и массового сознания, в котором совмещаются инстинктивное, иррациональное чувство любви к Родине и сложная сеть представлений, становящаяся целью многочисленных управленческих воздействий разных социальных групп.

Патриотизм является крайне сложным для измерения показателем социокультурной действительности. Крайне трудно обнаружить его объективное выражение, сложно представить себе некую шкалу, относительно которой можно было бы измерять силу такого многомерного чувства, тем более массового.
Патриотизм в системном смысле оправдан, так как представляет собой своего рода опцию (инструмент, функцию), позволяющую снизить степень недоверия между индивидами определенной общности и повысить уровень сплоченности, мобилизовать и т.п.

С точки зрения индивида это чувство может быть иррационально, но при этом также иметь свои вполне прагматические стороны, такие как, например, гордость от достижений, сотворенных не им лично, а представителем его общности. Для индивида патриотизм на обыденном уровне - это эмоциональная категория, вобравшая в себя как показательные сюжеты из собственной истории, совокупность которых составляет, на его взгляд, менталитет народа (пусть даже эти знания далеко не полные), так и инстинктивное желание быть уважаемым именно как представитель народа и государства, а не только как персона сама по себе.

Согласно П. Бурдье, социальное пространство представляет собой своего рода совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в это поле и несводимы к намерениям индивидуальных субъектов или же к их непосредственным взаимодействиям. В социальном пространстве совершается борьба между различными агентами за монополию на легитимную картину мира, и эта борьба осуществляется путем привлечения символического капитала, который в свою очередь был приобретен в ходе предшествующей борьбы.

Конец XX в. ознаменовался для России, помимо всего прочего, разрушением смысла патриотизма. Вместо смысла патриотизма обществу не были предложены другие, соразмерные с ним смыслы [1].

Система смыслов, включая смыслы патриотизма, складывалась на протяжении длительного времени и оставалась неизменной в жизни многих поколений. Рост национального самосознания складывающейся русской нации пришелся на петровское время, с полным доминированием государства в общественном сознании. Как указывает Н.А. Баранов, отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление: "мы - россияне" [2].

По мнению А. В. Костяева, русская культура отличается от других культур именно системой смыслов, определяющих степень влияния того или иного смысла на субъекты каждой культуры. Разрушение системы смыслов равносильно перенесению особи в биологически непригодную для нее среду - человек испытывает экзистенциальную потребность в объяснении происходящего и адекватном реагировании. Когда социальные сюжеты в настоящем не соответствуют образцам из прошлого, система реагирования приходит в негодность, человек испытывает состояние подобное шоку - истоки событий остаются невыясненными, процессы отслеживаются, но не имеют адекватного наименования, а потому недоступны для прямого осмысления. Возникает противоречие: имеющихся смыслов недостаточно, а потребность в осмыслении сохраняется. В этих условиях сознание не столько ищет истинный смысл, сколько приписывает их событиям. Все это в полной мере относится к осмыслению патриотизма.

Сегодня в России мобилизационные функции патриотического чувства сохраняются на уровне смыслов "жертвенного патриотизма", патриотизма военного времени. Как правило, воспитание патриотизма упоминается всегда в связке "военно-патриотическое воспитание". При этом давно не секрет, что "9 Мая" - единственный праздник, не вызывающий кардинальных разногласий у всех социальных групп.

Кризис сегодняшнего патриотизма - это кризис сегодняшней мифологии. Миф и мифотворчество - неотъемлемые компоненты духовного производства на протяжении всей истории общества [3].

В современном обществе мифотворчеству способствуют характер распространения информации и механизмы ее воздействия на сознание и подсознание. В условиях информационной перегруженности возникает мозаичный образ окружающей действительности, не отвечающий потребности сознания в целостности ее восприятия.

Постоянная адаптация общественного сознания к стремительным изменениям во всех сферах социальной деятельности порождает особые его состояния, так называемые "метаморфозы". В зависимости от того, какая сфера социальной действительности находится в состоянии кризисности, какие "метаморфозы" общественного сознания доминируют, возникает тот или иной тип мифов, выполняющий компенсаторную функцию.

Мифосознание проявляется на всех уровнях массового сознания: коллективном бессознательном, эмоционально-чувственном, смыслосозидающем, каждому из которых соответствует определенный тип мифотворчества (архетипы, стереотипы, аксиотипы соответственно).

Многомерный конструкт патриотизма относится и к архетипам, воздействующим на уровне коллективного бессознательного как эмоция "любви к Родине", и к стереотипам - на символическом уровне массового сознания, в полной мере обслуживаемого, например, таким жанром коммуникации как военно-патриотическое кино; и аксиотипам - ценностным ориентациям, установкам, представлениям, смысло-созидающим идеям, позволяющим человеку осуществлять свое жизненное предназначение, придающим смысл самым возвышенным личным эмоциям - здесь кроется индивидуальный смысл патриотизма.

Миф, чтобы быть эффективным, должен восприниматься миллионами и казаться правдивым. Нынешние мифы пошлы, пафосны, лживы и в конечном счете именно в большом историческом времени неэффективны.

Литература

1. Костяев А.И. Цивилизационный процесс и патриотическое сознание в России: Очерк новейшей историографии, 2008.
2. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общероссийских ценностей // Человек и его потребности в социально-политической и социально-психологической сферах. Материалы межвузовской научной конференции 10 декабря 2002 г. СПб.: БГТУ, 2003. С.50-53.
3. Балаболина Т. А. Современное мифотворчество: социально-философский анализ. Диссертация кандидата философских наук : 09.00.11. - Хабаровск, 2005.

Связь с автором: тел.: +7 (916) 674-6593.