Поиск по сайту


ГАЛЕАСЫ

Виктор Сергеевич Шитарёв,

капитан дальнего плавания

 

Галеас (Galeas or large venetia galley) - боевой корабль типа большой галеры XVI - XVII вв.; был длиной до 80 м. На судне имелось 3 мачты с треугольными латинского типа парусами; вёсла больших размеров, на каждом весле работали 6 - 8 гребцов. На вооружении галеаса имелось около 60 морских орудий различного калибра. Галеасы строили венецианцы, испанцы, генуэзцы и французы.

У северных мореплавателей (голландцев, датчан, шведов и немцев галеасами назывались небольшие двухмачтовые суда с большой грот-мачтой и короткой бизань-мачтой.

На северо-западе Европы галеасом называется небольшое парусное судно. Эти килевые суда имели острые образования носа, форштевень слегка откинут назад, закруглённые образования кормовой части. Парусное вооружение европейских галеасов: грот-мачта с прямыми парусами; небольшая бизань-мачта вооружена косым парусом. Обе мачты со стеньгами.

Галеас впервые был построен венецианским корабельным мастером Ф. Брессаном. Командовали этими супергалерами исключительно венецианские вельможи, которые часто похвалялись, что на своём судне, не колеблясь, вступят в сражение и с двадцатью пятью галерами. В морском бою при Лепанто (1571 г.) решительный вклад в победу внесли шесть галеасов, там же они получили и "боевое крещение". У венецианцев этот тип боевого судна заимствовали испанцы и другие народы Средиземноморского региона.

Галеасы входили в 1588 г. и в состав Непобедимой испанской армады изрядно потрёпанной жестоким штормом, который разбил 6 испанских галеасов. В штормовых условиях они оказались беспомощными в борьбе со стихией. Экипаж не справился в этих условиях с парусами, оказавшимися слишком большими, а идти на вёслах на крутой штормовой волне практически невозможно. После всего случившегося командирам галеасов под угрозой крупного денежного штрафа было запрещено выводить свои суда в море в течение четырёх зимних месяцев, когда штормы наиболее часты и жестоки.

Пётр I знал венецианскую школу судостроения, знал он и о галеасах, но в состав своего галерного военного флота их не включил, видимо, учитывая особенности Балтийского театра военных действий.

Следует отметить, что другие страны не создавали большие эскадры галеасов. Та же Венеция, в те времена великая морская держава, никогда не имела в составе своего флота более семи судов этого типа. По данным некоторых источников, галеас был 32-баночной галерой, с одним рядом вёсел по каждому борту, но на одно весло приходилось 6 - 7 гребцов. Длина его доходила до 162 футов, т.е. 49,4 м. Для деревянного судна она предельна, отсюда можно заключить, что галеас обладал недостаточной продольной прочностью. Его экипаж насчитывал 1000 - 1200 человек. Судно несло 3 мачты с косыми (латинскими) парусами, но иногда на них ставили и прямые паруса. Однако чертежи такой парусной оснастки до нас не дошли.

Оценили по достоинству галеас и средиземноморские пираты. Вот как описывает это Рафаэль Сабатини в произведении "Морской ястреб": "…Сакр аль - Бахр вскочил и, выпрямившись во весь свой огромный рост, взмахнул длинным зелёным шарфом. На его сигнал с одной из галер, стоявших в укрытии, откликнулась труба, затем раздались резкие свистки боцманов, послышались всплески вёсел, скрип уключин, и две большие галеры вылетели из засады. Их длинные обитые железом борта кишели корсарами в тюрбанах. Оружие блестело на солнце. Около дюжины корсаров с луками и стрелами в руках оседлали марсы грот-мачт, ванты по обоим бортам галер чернели от людей, которые роились на них, подобно саранче, готовой накрыть свою добычу и пожрать её…

Галеры летели наперерез "испанцу"; боцманы без устали работали плетьми, заставляя рабов до предела напрягать мускулы, и жёлтые вёсла с бешеной скоростью мелькали в воздухе, вздымая серебристую пыль". Так написал автор о перехвате пиратскими галеасами испанского купеческого судна, точнее, галеона. Причём речь идёт именно о галеасах - тех самых больших галерах. Венецианцы использовали галеас, хотя и ограниченно, в качестве торгового судна. (Модель такого галеаса есть в Парижском музее). Но многочисленный экипаж галеаса обходился грузоперевозчику дороговато, что и явилось основным сдерживающим фактором в использовании его в качестве транспорта. Другое дело - военные перевозки. Здесь использование галеаса было вполне оправдано.

Как военное судно галеас прослужил недолго. Последние галеасы были исключены из состава флотов морских держав в 1715 - 1720 гг.