Поиск по сайту


ИНФОРМАЦИЯ

 

На авиасалоне в Ле Бурже европейский аэрокосмический гигант EADS представил четырёхметровую модель межконтинентального авиалайнера. Аппарат называется ZEHST (Zero Emission High Supersonic Transport), то есть "высотный сверхзвуковой транспорт с нулевым выбросом".

Стартовать ZEHST будет на паре обычных турбореактивных двигателей, но питаться они должны биотопливом, выработанным из водорослей, потому речь идёт о сокращении эмиссии CO2. Дальше будет применяться и вовсе водород, а следовательно, выхлоп станет полностью нулевым.

При достижении на обычных двигателях высоты 5 км и скорости 0,8 М, включатся сначала два небольших ракетных двигателей, работающих на жидком водороде и жидком кислороде, а затем ещё один более мощный. Он будет аналогичен тем, что применяются в ракетах-носителях Ariane. Это позволит лайнеру набрать высоту в 23 км и скорость 2,5 М, при этом максимальное ускорение будет всего 1,2 g.

Затем в работу включатся два прямоточных воздушно-реактивных двигателя. Они будут потреблять водород в качестве горючего и атмосферный воздух в роли окислителя. С их помощью будет достигнута крейсерской скорости 4 М и высота полёта 32 км. При приближении к аэропорту назначения осуществляется планирующий спуск, а на высоте 10 км и при дозвуковой скорости будут снова запущены турбореактивные двигатели. С их помощью ZEHST сможет выполнить обычную посадку, или при необходимости уйти на второй круг либо запасной аэродром.

Прототип-демонстратор ZEHST должен появиться к 2020 г., полноценный пассажирский самолёт - не раньше 2040 г., а серийный - в 2050-м.

Соб. инф.


Индия объявила о планах построить к концу десятилетия опытную атомную электростанцию, использующую в качестве топлива торий вместо урана.

Торий является более распространенным элементом по сравнению с ураном, а его эксплуатация не связана с выбросом большого количества углекислого газа.

В настоящее время атомный научно-исследовательский центр (BARC) в Мумбаи завершает выбор площадки для строительства нового экспериментального ториевого реактора мощностью 300 МВт. Согласование и оценка экологических последствий займет 18 месяцев, после чего начнется непосредственно строительство, которое продлится 6 лет.

В BARC уже функционирует "лабораторный" торий-плутониевый реактор. В промышленной установке плутоний заменят более дешевым и безопасным низкообогащенным ураном.

Если индийцам удастся реализовать этот проект, он станет прорывом в области энергетики. Торий - очень перспективное топливо. Так, в США в 1950-60-х годах торий планировали сделать основным топливом для АЭС. Впоследствии от этого отказались в пользу урана, но выбор был сделан в основном из-за военных нужд: необходимо было производить большое количество оружейного плутония.

Отходы ториевых реакторов менее опасны и радиоактивны сотни лет, а не тысячи, как из урановых. Кроме того, мировые запасы урана быстро истощаются, а его цена постоянно растет. В свою очередь, запасов тория в 3-4 раза больше, и этот материал имеет в 200 раз большую плотность энергии. Для Индии ториевая энергетика особенно выгодна, поскольку эта страна обладает самыми большими в мире запасами тория.

Небольшие сравнительно безопасные реакторы, на которых невозможно производить ядерное оружие, наверняка найдут широкий спрос на мировом рынке. Таким образом Индия может стать эксклюзивным поставщиком нового топлива и инновационных энергоустановок, которые постепенно заменят опасные урановые АЭС.

Соб. инф.

 


Химики из технологического института Карлсруэ предложили создать аккумуляторы на основе фторидов металлов. В них за перенос зарядов между электродами отвечают анионы фтора. Анод и катод аккумулятора содержат металлы, которые в зависимости от направления тока (заряд или разряд) по очереди превращаются во фториды или восстанавливаются обратно до металлов.

Поскольку один атом металла способен принять или отдать сразу несколько электронов, то это позволит достичь чрезвычайно высокой плотности энергии — до десяти раз выше, чем у обычных литиево-ионных батарей. Создано несколько образцов таких батарей диаметром 7 мм и толщиной 1 мм. Авторы изучили несколько материалов для электродов (медь и висмут в сочетании с углеродом, например), а электролит создали на основе лантана и бария.

Однако такой твёрдый электролит – это лишь промежуточный шаг. Данный состав, проводящий ионы фтора, хорошо работает только при высокой температуре. Потому химики ищут ему замену – жидкий электролит, который действовал бы при комнатной температуре.

Соб. инф.


Немецкой компанией Syntern разработан и успешно испытан одноместный летательный аппарат с 16 электродвигателями. Шаг винтов не регулируется, маневрирование обеспечивается путем изменения скорости вращения электродвигателей.

Масса этого летательного аппарата порядка 80 кг. Время полета зависит от массы поднимаемой нагрузки и ёмкости литиевых батарей. Пока максимальное время около 30 мин. С совершенствованием источника энергии можно будет летать и дольше. Интересно решение по размещению батарей: они в максимальной степени приближены к электродвигателям. Тем самым снижается масса силовых проводов и потери электроэнергии на них. А тот шар, что находится под пилотом, это не место размещения батареи, а всего-навсего амортизатор. Первый полет прошел на низкой высоте, т.к. пока у пилота кроме этого амортизатора никаких других спасательных средств не было. Но то, что винты находятся ниже кресла, позволит в экстремальной ситуации безопасно воспользоваться парашютом.

Интересно решение по управлению этим мини-вертолетом. Оно осуществляется с помощью пульта, который пилот держит в руках. Команды на борт летательного аппарата передаются посредством радиоволн. Бортовой компьютер обрабатывает информацию с различных датчиков и выдает команды на электродвигатели. Поэтому управление аппаратом может осуществляться и с земли. Тем самым расширяется область его применения. А при установке и интегрировании в контур управления системы GPS возможен полет по запрограммированному маршруту с облетом препятствий вообще без участия оператора.

Подсчитано, что стоимость электроэнергии, необходимой для одночасового полета, будет порядка 6 евро. Конечно, стоимость двигателей и батарей пока высока, но такие преимущества, как низкие эксплуатационные расходы и экологичность (нет шума и выбросов) открывают этому изобретению широкую дорогу в небо.

Соб. инф.