Поиск по сайту


ЮБИЛЕИ, ЮБИЛЕИ...

Александр Идин

 

С 15 по 18 сентября в Крокус Экспо прошла XVIII Олдтаймер-Галерея - уникальное, крупнейшее в Восточной Европе шоу старинных автомобилей, антиквариата и стиля давно ушедших времён. Главным событием этой Олдтаймер-Галереи стало празднование величайших юбилеев мирового автомобилестроения - 125-летия изобретения Автомобиля и 115-летия создания первого Российского автомобиля.

По этому случаю на стенде компании Mercedes-Benz был продемонстрирован специально привезённый из Германии Benz Patent-Motorwagen Nr.1 - трёхколесный автомобиль, запатентованный Карлом Бенцем в 1886 году.

А неподалёку разместился первый отечественный "самодвижущийся экипаж" конструкции Яковлева и Фрезе. Его воссоздали специалистами Музея Авто-Ревю.

В 1886 г. слова "автомобиль" в ходу еще не было, поэтому свое транспортное средство изобретатель Карл Бенц назвал Benz Patent-Motorwagen - в переводе с немецкого "патентованный моторный экипаж Бенца". Конечно же, попытки построить "экипаж без лошадей" предпринимались и раньше, но именно Бенц впервые использовал в качестве силового агрегата двигатель внутреннего сгорания, а не паровую машину или электромотор. Такими двигателями он начал заниматься еще в 1877 г. Спустя два года первый из них, который работал еще по двухтактному циклу, был готов и удачно испытан. Бенц постоянно совершенствует свой двигатель и один за другим получает патенты на свои изобретения. В 1883 г. он вместе со своими компаньонами основал в Манхайме предприятие под названием Benz & Cie. Rheinische Gasmotorenfabrik. Фабрика занималась выпуском стационарных газовых двигателей, а в 1885 г. в ее цехах Бенц построил свой первый автомобиль. На ее территории в обстановке секретности он начал делать пробные поездки.

Самая первая из них прошла ночью и длилась всего несколько минут - автомобиль проехал лишь сто метров. Но с каждым последующим разом дистанция становилась все больше и больше. Первая публичная демонстрация "моторвагена" в движении состоялась 3 июля в Манхайме - мир впервые увидел автомобиль. Пресса тогда обозвала изобретение Бенца велосипедом! Газета Die Neue Badische Landeszeitung так описала первую поездку: "Сегодня утром приводимый в движение лигроином велосипед, который сконструировали на фабрике Benz & Cie. Rheinische Gasmotorenfabrik, был опробован на Рингштрассе, и проба эта оценивается как удовлетворительная". Лигроином тогда называли бензин, который продавался в аптеке в бутылях.

Появление самого первого в мире автомобиля с бензиновым двигателем было задокументировано патентным свидетельством №37435 от 29 января 1886 г. - эта бумага и стала "свидетельством о рождении" современного автомобиля.

Свой первый автомобиль Бенц построил с единственной целью - доказать работоспособность своего изобретения как транспортного средства. В отличие от своих современников, использовавших в качестве шасси обычный конный экипаж, он создавал свой "моторваген" как абсолютно новую конструкцию, объединяющую в единое целое двигатель и ходовую часть. Его рама сваривалась из стальных труб, колеса со сплошными резиновыми шинами позаимствовали у велосипедов. Избегая сложностей, Бенц не стал конструировать рулевое управление для двух передних колес, ограничившись поначалу одним, которое поворачивалось посредством рычага с зубцами и рулевого вала с шестерней. Рессоры стояли только на задних колесах, а переднее обходилось обычной велосипедной вилкой. Трансмиссия представляла из себя пару конических шестерен, которые передавали усилие от двигателя на шкив, а от него с помощью ремня на другой шкив, находившийся на оси с дифференциалом. От полуосей со звездочками на концах передача через цепи осуществлялась на задние колеса. Тормозной рычаг действовал на один из шкивов, а холостой ход включался ослаблением натяга ремня между двумя шкивами.

Работающий по четырехтактному циклу двигатель был одноцилиндровым и располагался горизонтально, а коленчатый вал - вертикально. Соответственно маховик вращался в горизонтальной плоскости - такое его расположение Карл Бенц объяснял стремлением избежать гироскопического эффекта наподобие волчка, который, по его мнению, мог бы помешать управлению автомобилем.

Запускался двигатель резкими поворотами маховика. Топливную смесь приготовлял карбюратор испарительного типа, а ее состав регулировался изменением подачи количества воздуха через задвижку - она приводилась рычажком под сиденьем. Таким образом, регулировались мощность и скорость. Объем двигателя равнялся 0,954 литра, а мощность составляла 2/3 лошадиной силы при 250 об/мин. Для своего времени он получился очень легким - вес был около 100 кг. Бензобака у автомобиля не было - его функцию выполнял бачок объемом 4,5 литра, совмещенный с карбюратором. Над двигателем размещался еще и бак с охлаждающей жидкостью - вода в нем охлаждалась путем испарения, поэтому ее периодически приходилось доливать. Зажигание топливной смеси в цилиндре происходило с помощью свечи, аккумуляторной батареи и катушки Румкорфа, которая преобразовывала напряжение в более высокое и необходимое для искрообразования.

Вскоре Карл Бенц построил следующий экземпляр, мощность двигателя которого возросла в два раза. Третий по счету "моторваген" образца 1888 г. получил колеса с деревянными спицами, бензобак, колодочный тормоз на каждое колесо и двухступенчатую трансмиссию. Его уже растиражировали небольшой серией примерно в 25 штук. Эта же модель впервые появилась в продаже.

Еще один юбиляр этого года - первый российский автомобиль, 115 лет назад (летом 1896 г.) продемонстрированный на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Там же его увидел Николай II, но поддержать отечественных конструкторов не захотел. У машины не было марки, поэтому ее принято называть именами создателей - Петра Александровича Фрезе, владельца экипажной фабрики "Фрезе и Ко", и Евгения Александровича Яковлева, возглавлявшего Санкт-Петербургский завод газовых и керосиновых двигателей.

Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. Эта машина была очень похожа на тогдашние конструкции автомобилей Бенца - модели Velo и Victoria, однако, отличалась другим рулевым управлением, у которого колеса поворачивались вместе с рессорами. Мощность одноцилиндрового двигателя составляла 2 л.с., а принципиальная схема трансмиссии была заимствована у ткацких станков. Она состояла из двух ремней, работавших на ступенчатых шкивах, каждый из которых соответствовал низшей и высшей передачам, и каждый имел холостой ход. Передвижением ремней и, тем самым, переключением передач управляли с помощью двух рычажков на вертикальных осях, расположенных справа и слева от рулевой колонки. Пробуксовка ремней при переключении заменяла действие механизма сцепления. Для передачи крутящего момента на ведущие колеса служили две цепи. Их связывал промежуточный вал с закрепленными на нем шкивами. Максимальная скорость составляла 20 верст в час. Автомобиль был построен в единственном экземпляре и не уцелел до наших дней. Чертежей также не сохранилось, и автомобиль восстанавливали по двум сохранившимся фотографиям и описаниям.

На этой Галерее было представлено много разных автомобилей, но остановимся еще только на одном автомобиле - ГАЗ-61-73. Техническое задание на разработку полноприводного легкового автомобиля, предназначавшегося прежде всего для Красной Армии, было выдано в конце июля 1938 г., а уже в сентябре началось его проектирование. Первые экземпляры завод собрал перед самой войной - они были вручены высшим советским военачальниками Ворошилову, Буденному, Жукову, Коневу. Проходимость ГАЗ-61-73 была очень высокой. По этому показателю полноприводный седан значительно превосходил поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу американские джипы Willys и Bantam. Автомобиль мог преодолевать подъемы крутизной 38 градусов, без труда поднимался по крутой пешеходной лестнице, преодолевал брод глубиной 720 мм. Представленный на выставке экземпляр ГАЗ-61-73, переданный в августе 1941 года маршалу Ивану Коневу, все четыре года войны нес свою фронтовую службу, а по ее окончании на протяжении длительного времени находился в гараже генерального штаба. Этому ГАЗ-61-73 даже удалось сняться в нескольких исторических фильмах о Великой Отечественной войне. Сейчас автомобиль находится на реставрации. На следующей Галерее, которая состоится 8 -12 марта 2012 г., этот автомобиль предстанет во всей красе. Заходите.