СТРУГ Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания
Этот тип старинных русских судов интересует многих читателей. Были даже попытки построить такое судно, но все они оказались безуспешными. Конструктивные элементы струга на сегодня основательно подзабыты, поэтому мы, как говориться, будем "танцевать от печки". Невольно возникает вопрос, почему этот тип судна, столь популярный на Руси, оказался напрочь позабыт? А когда-то о нём слагались песни, столь он был популярен в народе, и люди, исполнявшие их, прекрасно понимали то, о чём поют. С песни и начнём наше исследование: Вниз по Волге-реке, с Нижня Новгорода Так народная песня донесла до нас кое-какие сведения о струге. Прежде всего, судно не маленькое, известно, что гребцы гребли распашными вёслами длиной 5,8 м. Банки (сидения для гребцов), располагались вдоль борта, и на них сидело по одному гребцу. Значит, струг, в этом отношении, был похож на 21-баночную галеру, сведениями о галерах мы располагаем. Но относить его к галерам нельзя. На галере на каждое весло усаживали от 2 до 7 гребцов, за счёт чего она была шире струга и уступала ему в скорости и маневренности. Если взять струг, на котором "удалых гребцов 42 сидит", то, по расчётам, его длина должна была быть около 35 м, а ширина около 6 м. Дальнейшее увеличение на струге количества гребцов неизбежно повлечёт увеличение длины судна, но тогда возникают проблемы с обеспечением судну продольной прочности, что приведёт к увеличению массы корпуса. А струг должен быть лёгким, быстроходным, а, следовательно, и узким. Чтобы "карабос" стал карбасом, потребовалось немало времени. Для сравнения возьмём заказанную Петром I в Голландии в 1694 г. галеру "Адмирал Лефорт" длиной 38,1 м; шириной 9,1 м. Галера была 16-баночной, каждым веслом гребли несколько гребцов, значит, по водоизмещению эта галера значительно превосходила струг. В общем, рождение струга затерялось где-то в глубине веков. А заимствован он был, видимо, у древних греков, когда современники "золотого руна", "карабос" и "карабия" плавали по российским рекам с сынами Ясона на борту. По типу - эти суда можно отнести к монерам. То есть к судам с расположением вёсел в один ряд, полагают, что таким был "Арго". Кстати, тип военного гребного судна (Calley) "галера" появился на Средиземном море около VII века н.э. Её форштевень был вооружён длинным надводным тараном, благодаря которому она имела некоторое сходство с рыбой-меч, от греческого названия которой и получила своё наименование "галера". В эти же времена должен был появиться и струг. Первые галеры имели длину с тараном 40…50 м и ширину 4,6…7,6 м, суда строились с палубным настилом и были приспособлены для плавания в море. Вышедшие в VI - VII вв. к Чёрному морю славяне, наряду с другими народами, внесли свой заметный вклад в развитие мореплавания, снискав славу отважных и искусных мореходов, распространившуюся далеко за пределы их родных земель. Уже в VI в. дружина антов (так называли в Византии восточных славян) в количестве 300 воинов в составе византийского войска совершила морской поход в Италию. О признании византийцами морского искусства славян свидетельствует назначение анта Доброгаста командующим Черноморской эскадрой. Помимо военного сотрудничества, между восточными славянами и Византией установились и торговые связи. Русские купцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Когда же Византия, нарушив союзнические Соглашения, задержала в Константинополе группу русских купцов, подвергнув их истязаниям, в ответ на это в 860 г. к стенам города подошла русская эскадра численностью около 300 кораблей. Она внезапно атаковала Константинополь и, таким образом, рассчиталась за вероломство византийских властей. Вскоре между Русью и Византией был заключён мирный договор. Так росла известность русских мореходов. Права русских на Чёрное море были признаны как Византией, так и другими государствами. В этот период времени арабы стали называть Чёрное море Русским морем. Во второй половине IХ в., при княжении Дира, русские мореходы совершали походы в акватории Каспийского моря для установления торговых отношений с городами Востока. В начале Х в. 700 русских воинов приняли участие в походе на Крит. "Поморские славяне, - пишет историк В.В. Мавродин, - были такими же хозяевами на Балтийском море, как "дони" (датчане) и "свеи" (шведы). Смелые мореходы, они пробивались даже к берегам Англии, где были основаны славянские поселения". Но для дальних походов должны были быть построены и надёжные морские суда. Поэтому вернёмся к стругам. Видимо прототипом для струга послужила средиземноморская галера. Это были лёгкие, быстроходные суда, обладавшие хорошей мореходностью. Их малая осадка, в пределах 1,5 м, позволяла стругам плавать по мелководью - по рекам и озёрам. Струги должны были быть хорошо приспособлены и к волоку. Видимо, и с этой задачей русские корабелы справились блестяще, иначе на "пути из варяг в греки" не появился бы город Вышний Волочёк. А изобретение фальшкиля свело повреждения корпуса струга при волоке к минимуму, так как повреждался фальшкиль, который можно было легко заменить, зато сам киль был в полном порядке. Название "струг" произошло от слова "стригун", так на Руси называли однолетних жеребцов, резвость которых приводила в восторг знатоков конников. Естественно, у меня возник вопрос - если струг так хорошо был известен, то не сохранились ли у русских художников картины с их изображением? Пришлось, опираясь на свои инженерные познания, посмотреть имеющиеся полотна. Вот рисунок А. Шхонебека "Взятие Азова". Здесь на первом плане изображены два судна, причём явно не галеры. Они прекрасно должны ходить как на вёслах, так и под парусом; имеют одну мачту с прямым парусом. На палубах хорошо вооружённые воины. Сердце тревожно забилось! Неужели струги? Да, несомненно - это струги. Вместо полубака (фор-кастель) - гладкая палуба (не куршея), нет фальшборта, следовательно, это место для абордажной команды. Наклон форштевня к плоскости ватерлинии около 30 градусов. Это значит, что судно может подойти к берегу так близко, что моряки могут высаживаться на берег, как говориться, не замочив ног. За ними, чуть дальше, изображены уткнувшиеся в берег ещё три одномачтовых судна - тоже струги. Это можно сказать с полной уверенностью, так как в азовском походе Петра I галеры участия ещё не принимали. Кроме того, галеры строились с двумя мачтами, на каждой мачте был один большой треугольный парус. Изображённые на рисунке гребные суда имеют одну мачту с большим прямым парусом, как на судах древних викингов. Кстати, и струги древних славян, и суда викингов проектировались и строились для набеговых операций, поэтому они должны были обладать некоторым сходством. Однако продолжим исследование. Рассмотрим фрагмент картины "Гангутский бой" художника М. Бокуа, 1720 г. На первом плане идут боевые гребные суда, на каждом 20 - 21 пара вёсел, за которыми "…удалых гребцов сорок два (или сорок) сидит…". Интересно то, что они двухмачтовые, и явно не галеры - нет куршейной палубы, нет корабельной артиллерии, а паруса на мачтах не треугольные, а прямые. Значит, во флоте Петра I были струги, специально спроектированные и построенные как военные. В глубине картины изображёна ещё одна линия из таких же судов. Далее познакомимся со свидетельством причисленного к лику "святых в Руси просиявших" адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова: "Чайки наших казаков (те же струги - В.С.) налетали на турецкие галеры и бесподобно брали их на абордаж. Всё это - поистине русское, бесстрашное - повелось с древности …". Чтобы понять, как всё происходило на самом деле, обратимся к картине А.Ф. Зубова "Сражение при Гангуте", 1715 г. На первом плане русский струг атакует шведское гребное военное судно (о том, что это русский струг свидетельствует развивающийся на корме "Гвидон" - так назывался кормовой флаг для гребных судов военного флота Петра I). О том, что положение шведов, как говориться, хуже некуда, бросается в глаза. Русские моряки убрали десять пар носовых вёсел, и, надо полагать, освободившиеся гребцы пересели на кормовые вёсла, за каждым из которых оказалось по два гребца. Струг догнал "шведа" и своим корпусом "наехал" на его кормовые вёсла правого борта, которые, естественно, сломались, как спички. Но это ещё не всё. Почему выведены из строя именно кормовые вёсла противника? Дело в том, что на них всегда сидели самые крепкие, самые опытные гребцы, которые задавали темп гребли и определяли действие всех остальных моряков, сидевших на носовых вёслах. Таким образом, в гребле неприятеля происходил полный "разнобой" и он сразу же лишался и хода, и способности к маневру, что нашим и требовалось. Носовая часть корпуса атакующего струга вплотную сблизилась с бортом неприятеля вблизи с его кормовой надстройки. В этом месте на галерах находился сделанный стационарно парадный трап в виде небольшой лестницы со ступеньками, всегда выступавший за пределы корпуса судна. По этому трапу абордажная команда струга без проблем поднялась на борт неприятеля и "бесподобно" громила врага. Надо ещё заметить, что артиллерия галеры могла поражать противника, находящегося на носовых курсовых углах, в сторону кормы её пушки не стреляли, так как можно было уничтожить своих же моряков. А вот полотно Л.Л. Каменева "Гангутский бой". На нём можно видеть, как большой военный струг идёт на абордаж. Здесь есть чем восхищаться, мастерство и боевое искусство наших моряков налицо! Прежде всего, на струге убраны 15 пар носовых вёсел, работают только оставшиеся пять пар, видимо часть гребцов перешли на кормовые вёсла, разместившись по 2 - 3 человека на каждое весло, или влились в состав абордажной команды. Таким образом, можно полагать, что маневренные качества струга от такой "рокировки" мало изменились. В это время абордажная команда уже приготовилась к броску на борт неприятельского корабля в носовой части струга. То, что струги были судами прекрасно приспособленными, как и корабли викингов, для набеговых операций, свидетельствует история. Вспомним хотя бы поход казаков Степана Разина "за зипунами", из которого запорожцы вернулись с богатой добычей. Может быть, тогда они и назвали свои струги чайками. О том, что викинги ходили на Беломорье с далеко не дружественными целями свидетельствуют скандинавские Руны. Но всё дело в том, что поморы на происки своих соседей отвечали адекватно. Не зря же скандинавы на берегу Баренцева моря, называвшегося тогда Мурманским морем, построили крепость, которая должна была защищать их земли от набегов поморов, которые называли её Варгаев. Ныне это самый северо-восточный порт Норвегии - Вардё. Здесь надо вспомнить ещё об одном типе поморских судов - ушкуе. На языке русских северных народов "ушкуй" - белый медведь, тогда "ушкуйники" - это "медвежатники". Из художественной литературы мы знаем, что "медвежатники" - это лихие ребята, способные вскрыть любой сейф, оснащённый самыми хитроумными замками. К сожалению, о набегах поморов на скандинавские земли сегодня практически ничего неизвестно, но где охотились ушкуйники догадаться нетрудно, а "пошаливали" они на скандинавских землях. Таким образом, у струга появилось ещё одно название - "ушкуй". Как же появился на свет струг и какое судно было его прототипом? Здесь надо отдать должное поморскому карбасу. В Морском словаре читаем: "Карбас - небольшое ловецкое судно, встречающееся в Белом море и у Мурманского побережья. Ходит на вёслах и парусах. Грузоподъёмность от 3 до 120 т. Тип заимствован от норвежских ёл; обладает хорошими морскими качествами". Не густо. Смотрим далее, "ёла, иола - норвежская промысловая беспалубная ладья, шлюпка лёгкой постройки по образцу судов викингов; имеет высоко поднятые штевни и острые образования носа и кормы". И здесь информация более чем скромная. Однако попробуем разобраться. Начнём с карбаса и ёлы. Если брать во внимание конструктивные особенности корпуса, то эти суда действительно близки друг к другу. О судах викингов сегодня многое известно из раскопок, но говорить о том, что одно из этих судов является прототипом другого, было бы несправедливо. Истину надо искать в глубине веков. Ёла - судно маломерное, а карбасы были значительно больше и могли иметь грузоподъёмность 120 т, то есть такую же, как и морские суда. Кстати, морское судно Ломоносовых "Святой Архангел Михаил" могло брать на борт 84,6 т. Получается, что большие карбасы, были морскими судами, способными к плаванию по внутренним водным путям. Видимо, они то и послужили прототипом для стругов. Общим для этих судов является обшивка типа клинкер. Об этой обшивке я уже писал в материалах о поморских кочах ("Двигатель", № 5 - 2007), поэтому не буду повторяться. Малые карбасы были беспалубными, а вот большие морские карбасы должны были обязательно иметь палубный настил, который в значительной мере увеличивал их продольную прочность и обеспечивал водонепроницаемость корпуса. Остаётся загадкой, как пояса обшивки крепились к шпангоутам; скорее всего это крепление было аналогичным, как и на судах викингов, которые заслуживают отдельного разговора. Однако меня не покидает уверенность в том, что, несмотря на некоторое сходство, конструкция струга - это русское. Конечно, прототипом струга могла быть и галера раннего средневековья, но, скорее всего, это было лишь заимствованием некоторых конструктивных элементов. Русские корабелы "заморозили" количество пар вёсел и количество гребцов и приложили максимальные усилия к совершенствованию строительства и усовершенствованию конструктивных элементов корпуса судна. Средиземноморские корабелы "заморозили" количество пар вёсел, но пошли по пути увеличения гребцов на каждом весле и, как показала практика, это был, в общем-то, не лучший вариант. Однако во флоте Петра I струги всё же имели некоторый вес. Во-первых, они были хорошо приспособлены для абордажного боя. По свидетельству Ф.Ф. Ушакова, струги "бесподобно" брали галеры на абордаж, значит, струги были, по сравнению с галерами, судами более скоростными и маневренными, а в составе экипажа струга обязательно должна была быть и абордажная команда. Далее, струги хорошо подходили для выполнения десантных операций, были они и вполне приличными военными транспортами. Пожалуй, основным недостатком струга была недостаточная прочность корпуса. Вспомним, что при ледовом походе Петра I под Выборг ранней весной 1710 г., три струга оказались раздавленными во льдах Финского залива ("Двигатель", № 1-2 - 2011). И хотя экипажи этих стругов успели выгрузить перевозимые военные грузы на лёд и спастись (эти грузы и экипажи позже приняли на борт другие суда), сами струги спасти не удалось. Но самое главное, запас прочности корпуса не позволял устанавливать на струги морскую корабельную артиллерию, что фактически и решило их дальнейшую судьбу. Так, воспетые в песнях струги постепенно исчезли с театра боевых действий, несмотря на всю их популярность.
| ||