СОЗДАТЕЛЬ ТЕХНИКИ (100 лет со дня рождения Н.Д. Кузнецова)
2011-й - это год столетия со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова, выдающегося конструктора двигателей для летательных аппаратов и наземной техники. Он - академик РАН, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и нескольких премий правительства, депутат Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, член президиума ВС РСФСР, участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант-инженер, доктор технических наук, генеральный конструктор предприятия, которое, фактически, создал сам: волею судьбы и силой человеческого гения. Валерий Игнатьевич Гуров, д.т.н., ветеран космонавтики России
- 16 февраля 1955 г. Первый полет стратегического бомбардировщика Ту-95 с турбовинтовым двигателем НК-12; - 28 июля 1965 г. Первый полет дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62 с двигателями НК-8-4; - 1968 г. Первый полет самолета Ту-154 с двигателями НК-8-2; - 31 декабря 1968 г. Первый полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144; - 1974 г. Завершены государственные испытания двигателя НК-12СТ в составе газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-6,3; - 15 апреля 1988 г. Впервые в мире осуществлен полет самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде; - 18 января 1989 г. Впервые в мире осуществлен полет самолета Ту-155 с двигателем НК-89, работающим на сжиженном природном газе; - 1995 г. Испытание до сих пор непревзойденного по техническим показателям жидкостного ракетного двигателя НК-33 на стенде фирмы "Аэроджет" (США); - 10 августа 1999 г. На Безымянской ТЭЦ (Самара) пущена в эксплуатацию не имеющая аналогов по своим параметрам в России и в Европе энергетическая установка на базе двигателя НК-37. Краткое перечисление основных знаковых вех создания уникальных образцов техники свидетельствует, что Николай Дмитриевич ещё при жизни по праву считался разработчиком двигателей номер один в России и ученым мирового уровня. Более полусотни двигателей создано под его руководством и каждый из них является передовым достижением или в конструкции, или в технологии, или в использовании материалов. Всю свою жизнь Кузнецов ставил перед собой предельно сложные задачи. Последнее его детище - винтовентиляторный двигатель НК-93 вне сомнения является прототипом двигателя XXI века. Международная научно-техническая конференция 100-летию Н.Д. Кузнецова были посвящены ряд торжественных мероприятий, организованных ОАО "УК "ОДК", в том числе Самарский авиационно-космический форум, в рамках которого 28-30 мая проведена международная научно-техническая конференция "Проблемы и перспективы развития двигателестроения". Место её проведения - Самарский государственный авиационный университет им. акад. С.П. Королева. На пленарном заседании обстоятельные доклады представили и выступили генеральный конструктор ОАО "Кузнецов" Е.П. Кочеров, генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" А.А. Иноземцев, президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" В.М. Чуйко, начальник отделения ЦИАМ А.И. Ланшин и другие. Основной лейтмотив всех выступлений - необходимо при разработках двигателей нового поколения максимально использовать уникальное наследие Н.Д. Кузнецова. Активно работало несколько тематических секций, в том числе секция по жидкостным ракетным двигателям. На ней, в частности, сотрудники ЦИАМ (В.И. Гуров, Ю.А. Ножницкий и К.Н. Шестаков) представили доклад "Совместные работы КМЗ и ЦИАМ по решению основных проблем создания двигателя НК-33". Некоторые специалисты были искренне удивлены надежной работой высокотемпературного газогенератора, охлаждаемого жидким кислородом: то, что ныне пытаются внедрить в современных конструкциях, было успешно реализовано почти полвека назад. Таких технических решений в ЖРД НК-33 было столько, что в результате этот двигатель до сих пор непревзойден по удельной массе и удельному импульсу в своем классе ЖРД тягой 150 тс. Надежность этого двигателя подтверждена циклом жестких испытаний на стенде фирмы "Аэроджет".
Мысли на память - Никогда не напоминай подчиненным, что ты начальник: они должны это чувствовать; Полностью с мыслями на память можно ознакомиться в книге "Н.Д. Кузнецов: Человек и Конструктор", выпущенной супругой Владимира Николаевича М.В. Орловой. На мой взгляд, определенный интерес может представлять воспоминания о моей последней встрече с Николаем Дмитриевичем (за 4,5 месяца до его ухода из жизни). Воспоминание опубликовано в ныне раритетной книге "Наш генерал", изданной в Самаре в 2001 году по инициативе супругов Веры Михайловны и Валерия Павловича Данильченко при активной поддержке Е.А. Гриценко. Моя последняя встреча с Генералом Встречи с необыкновенными людьми всегда являются событием и порою надолго озаряют путь человека. Мне довелось встречаться с Николаем Дмитриевичем в течение почти тридцати лет на самых различных уровнях - на ответственных совещаниях, на огневой испытательной площадке, на отдыхе и в домашней обстановке. Чтобы постичь в полной мере масштаб выдающегося конструктора и яркой человеческой индивидуальности, необходимо длительное время, а может быть и привлечение аналитических способностей не только его современников. Посему не берусь в настоящее время за непосильный для меня труд охватить мысленным взором итоги всех моих встреч с этим выдающимся человеком. Ограничусь только последней встречей с Николаем Дмитриевичем, которая состоялась в Москве 12 марта 1995 г. в семейном кругу его дочери Татьяны. Встреча протекала в доверительных рамках более двух часов за бокалом шампанского и чаепитием. Разговор касался самых разнообразных тем - от политических до научно-технических и религиозных. Беседа достаточно полно проявила некоторые стороны жизненной позиции Николая Дмитриевича, которые максимально кратко можно выразить следующим образом (яркость встречи запечатлели для меня очень отчетливо приводимые утверждения): - социализм - наиболее прогрессивная (против иных общественных формаций) система, которая ныне терпит временное поражение с тем, чтобы с новой силой возродиться в ближайшем будущем; - со Сталиным встречался дважды; считал его гениальным государственником, но осуждал реализацию им передовой общественной идеи неправедными методами; - отношение к религии терпимое (супруга академика Мария Ивановна была верующим человеком), хотя в основном опирался на неисчерпаемые силы человеческого разума; - человек ценен своими деловыми и моральными качествами, а национальность субъекта не имеет никакого значения при его оценке; - успехи АО СНТК "Двигатели НК" обусловлены, прежде всего, высоким научно-производственным потенциалом его коллектива; - ныне специалистами и эксплуатационными службами уделяется недостаточное внимание контролю надежности авиационных двигателей и профилактическим мероприятиям по поддержанию ее уровня, что в ближайшем будущем может иметь серьезные последствия для безопасности полетов самолетов; - своим кумиром (слово кумир Николай Дмитриевич не употреблял, но смысл высказываний я понял именно так) считал Климова Владимира Яковлевича; - проявляя твердость в отстаивании своей позиции, непременно её аргументировал, а не пытался давить оппонента своим громадным авторитетом; - в последнее время проявлял большой интерес к материалам об эпохе реформаторской деятельности Петра Первого. Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова знал весь мир по его непревзойденным достижениям в области двигателей и для самолетов, и для ракет, и для наземных установок. Знал весь мир, но для советских людей он был, по крайней мере, как создатель уникальных ракетных двигателей пожизненно засекречен. Немалую роль в этом сыграла его личная скромность. Николай Дмитриевич являлся глубоким, опорным человеком и стал для меня, как бы, масштабом для оценки нынешних (в том числе и политических) деятелей.
| ||