Поиск по сайту


СОЗДАТЕЛЬ ТЕХНИКИ

(100 лет со дня рождения Н.Д. Кузнецова)

 

2011-й - это год столетия со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова, выдающегося конструктора двигателей для летательных аппаратов и наземной техники. Он - академик РАН, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и нескольких премий правительства, депутат Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, член президиума ВС РСФСР, участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант-инженер, доктор технических наук, генеральный конструктор предприятия, которое, фактически, создал сам: волею судьбы и силой человеческого гения.

Валерий Игнатьевич Гуров, д.т.н., ветеран космонавтики России

Николай Дмитриевич в 1949-1994 гг. руководил предприятием, ныне носящим его имя. ОАО "Кузнецов" - одно из крупнейших в России предприятий по разработке и созданию опытных образцов газотурбинных двигателей. За свою историю на предприятии создано 57 авиационных, ракетных и конвертированных двигателей с именем "НК". В своё время эти моторы поднимали в небо пассажирские самолеты Ту-154, Ил-62, Ил-86, практически все самолеты стратегической авиации России. Свыше 30% мощности газоперекачивающих агрегатов ОАО "Газпром" составляют двигатели марки "НК". Марка "НК" известна в небе и на земле многих стран. Основные вехи истории прославленного предприятия следующие и они, безусловно, впечатляют уникальностью созданной прорывной техники:

- 16 февраля 1955 г. Первый полет стратегического бомбардировщика Ту-95 с турбовинтовым двигателем НК-12;

- 28 июля 1965 г. Первый полет дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62 с двигателями НК-8-4;

- 1968 г. Первый полет самолета Ту-154 с двигателями НК-8-2;

- 31 декабря 1968 г. Первый полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144;

- 1974 г. Завершены государственные испытания двигателя НК-12СТ в составе газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-6,3;

- 15 апреля 1988 г. Впервые в мире осуществлен полет самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде;

- 18 января 1989 г. Впервые в мире осуществлен полет самолета Ту-155 с двигателем НК-89, работающим на сжиженном природном газе;

- 1995 г. Испытание до сих пор непревзойденного по техническим показателям жидкостного ракетного двигателя НК-33 на стенде фирмы "Аэроджет" (США);

- 10 августа 1999 г. На Безымянской ТЭЦ (Самара) пущена в эксплуатацию не имеющая аналогов по своим параметрам в России и в Европе энергетическая установка на базе двигателя НК-37.

Краткое перечисление основных знаковых вех создания уникальных образцов техники свидетельствует, что Николай Дмитриевич ещё при жизни по праву считался разработчиком двигателей номер один в России и ученым мирового уровня. Более полусотни двигателей создано под его руководством и каждый из них является передовым достижением или в конструкции, или в технологии, или в использовании материалов. Всю свою жизнь Кузнецов ставил перед собой предельно сложные задачи. Последнее его детище - винтовентиляторный двигатель НК-93 вне сомнения является прототипом двигателя XXI века.

Международная научно-техническая конференция

100-летию Н.Д. Кузнецова были посвящены ряд торжественных мероприятий, организованных ОАО "УК "ОДК", в том числе Самарский авиационно-космический форум, в рамках которого 28-30 мая проведена международная научно-техническая конференция "Проблемы и перспективы развития двигателестроения". Место её проведения - Самарский государственный авиационный университет им. акад. С.П. Королева.

Масштаб конференции превысил уровень подобных мероприятий. Более 500 докладов (в том числе стендовых) было представлено участниками со всех концов России и из многих стран мира. С приветствием к участникам обратились министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области В.В. Капустин, ректор СГАУ профессор Е.В. Шахматов, генеральный директор ВК "Экспо-Волго" А.Д. Левитан.

На пленарном заседании обстоятельные доклады представили и выступили генеральный конструктор ОАО "Кузнецов" Е.П. Кочеров, генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" А.А. Иноземцев, президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" В.М. Чуйко, начальник отделения ЦИАМ А.И. Ланшин и другие. Основной лейтмотив всех выступлений - необходимо при разработках двигателей нового поколения максимально использовать уникальное наследие Н.Д. Кузнецова.

Активно работало несколько тематических секций, в том числе секция по жидкостным ракетным двигателям. На ней, в частности, сотрудники ЦИАМ (В.И. Гуров, Ю.А. Ножницкий и К.Н. Шестаков) представили доклад "Совместные работы КМЗ и ЦИАМ по решению основных проблем создания двигателя НК-33". Некоторые специалисты были искренне удивлены надежной работой высокотемпературного газогенератора, охлаждаемого жидким кислородом: то, что ныне пытаются внедрить в современных конструкциях, было успешно реализовано почти полвека назад. Таких технических решений в ЖРД НК-33 было столько, что в результате этот двигатель до сих пор непревзойден по удельной массе и удельному импульсу в своем классе ЖРД тягой 150 тс. Надежность этого двигателя подтверждена циклом жестких испытаний на стенде фирмы "Аэроджет".

Понять истоки успешной реализации замыслов творца уникальных двигателей почти невозможно. Некоторому пониманию стиля его жизни и творчества могут способствовать выработанные им принципы, которые он назвал "Мысли на память". В 1994 г. Николай Дмитриевич подарил эти мысли в виде брошюры своему талантливому ученику - главному конструктору (1962-1977 гг.) жидкостных ракетных двигателей, в том числе и ЖРД НК-33, доктору технических наук Владимиру Николаевичу Орлову. Из 44-х мыслей предлагаю вниманию читателей 21-у.

Мысли на память

- Никогда не напоминай подчиненным, что ты начальник: они должны это чувствовать;
- Будь правдив даже в том случае, если это может грозить тебе неприятностью;
- Приходи на работу раньше своих сотрудников - это благотворно влияет на их трудовую дисциплину;
- Добивайся исчерпывающих знаний по вопросам твоей работы. Это избавит тебя от неустойчивости и колебаний, вредных для дела;
- С вышестоящими руководителями будь вежлив, исполнителен и тактичен, но никогда не проявляй угодничества;
- Никогда и ни при каких условиях не теряй способности рассуждать;
- Принятые решения выполняй с энергией и страстностью - это вдохнет в подчиненных веру в успех дела;
- Никогда не предавайся унынию, оно подрывает веру в твои силы;
- Будь всегда бодр и энергичен - это острит мысль и хорошо влияет на подчиненных;
- Помни - худшие твои враги подхалимы и угодники;
- Осуществляй личные приемы - это существенно дополнит твои знания о жизни и нуждах людей, обяжи этому и своих подчиненных;
- Будь справедлив и никогда не унижай достоинства подчиненного - это озлобляет его и не способствует работоспособности;
- Осуждай подчиненного так, чтобы судьей его был не только ты, но и его собственная совесть;
- Одно из самых сильных средств в воспитании подчиненных - твой личный пример в работе и жизни;
- Вовремя выдвигай способных, энергичных и инициативных работников. Помни, что запаздывание в выдвижении очень опасно, так как оно скрывает таланты в такой момент, упустив который можно потерять их безвозвратно;
- Выбор, обучение и воспитание способного подчиненного всегда более благодарная задача, чем выполнение его работы самому. Если подчиненный окажется более способным, чем ты, гордись этим;
- Мечтай и фантазируй - это поможет тебе лучше видеть цель, перспективу развития техники, но решения принимай с учетом реальных возможностей, сил и времени;
- Будь смелым в словах и делах. При всех обстоятельствах говори то, что думаешь, какой бы ни была угроза расправы за откровенность (какие бы ни были последствия твоей откровенности);
- Лучше упорно и долго искать хорошее, чем доводить плохое;
- Приучай себя остро и далеко смотреть на последствия принимаемых решений;
- Будь кратким, вежливым, не спорь по мелочам.

Полностью с мыслями на память можно ознакомиться в книге "Н.Д. Кузнецов: Человек и Конструктор", выпущенной супругой Владимира Николаевича М.В. Орловой.

На мой взгляд, определенный интерес может представлять воспоминания о моей последней встрече с Николаем Дмитриевичем (за 4,5 месяца до его ухода из жизни). Воспоминание опубликовано в ныне раритетной книге "Наш генерал", изданной в Самаре в 2001 году по инициативе супругов Веры Михайловны и Валерия Павловича Данильченко при активной поддержке Е.А. Гриценко.

Моя последняя встреча с Генералом

Встречи с необыкновенными людьми всегда являются событием и порою надолго озаряют путь человека. Мне довелось встречаться с Николаем Дмитриевичем в течение почти тридцати лет на самых различных уровнях - на ответственных совещаниях, на огневой испытательной площадке, на отдыхе и в домашней обстановке.

Чтобы постичь в полной мере масштаб выдающегося конструктора и яркой человеческой индивидуальности, необходимо длительное время, а может быть и привлечение аналитических способностей не только его современников. Посему не берусь в настоящее время за непосильный для меня труд охватить мысленным взором итоги всех моих встреч с этим выдающимся человеком. Ограничусь только последней встречей с Николаем Дмитриевичем, которая состоялась в Москве 12 марта 1995 г. в семейном кругу его дочери Татьяны. Встреча протекала в доверительных рамках более двух часов за бокалом шампанского и чаепитием. Разговор касался самых разнообразных тем - от политических до научно-технических и религиозных. Беседа достаточно полно проявила некоторые стороны жизненной позиции Николая Дмитриевича, которые максимально кратко можно выразить следующим образом (яркость встречи запечатлели для меня очень отчетливо приводимые утверждения):

- социализм - наиболее прогрессивная (против иных общественных формаций) система, которая ныне терпит временное поражение с тем, чтобы с новой силой возродиться в ближайшем будущем;

- со Сталиным встречался дважды; считал его гениальным государственником, но осуждал реализацию им передовой общественной идеи неправедными методами;

- отношение к религии терпимое (супруга академика Мария Ивановна была верующим человеком), хотя в основном опирался на неисчерпаемые силы человеческого разума;

- человек ценен своими деловыми и моральными качествами, а национальность субъекта не имеет никакого значения при его оценке;

- успехи АО СНТК "Двигатели НК" обусловлены, прежде всего, высоким научно-производственным потенциалом его коллектива;

- ныне специалистами и эксплуатационными службами уделяется недостаточное внимание контролю надежности авиационных двигателей и профилактическим мероприятиям по поддержанию ее уровня, что в ближайшем будущем может иметь серьезные последствия для безопасности полетов самолетов;

- своим кумиром (слово кумир Николай Дмитриевич не употреблял, но смысл высказываний я понял именно так) считал Климова Владимира Яковлевича;

- проявляя твердость в отстаивании своей позиции, непременно её аргументировал, а не пытался давить оппонента своим громадным авторитетом;

- в последнее время проявлял большой интерес к материалам об эпохе реформаторской деятельности Петра Первого.

Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова знал весь мир по его непревзойденным достижениям в области двигателей и для самолетов, и для ракет, и для наземных установок. Знал весь мир, но для советских людей он был, по крайней мере, как создатель уникальных ракетных двигателей пожизненно засекречен. Немалую роль в этом сыграла его личная скромность. Николай Дмитриевич являлся глубоким, опорным человеком и стал для меня, как бы, масштабом для оценки нынешних (в том числе и политических) деятелей.