20 ЛЕТ "ХОЛОДА"
Разработка первых вариантов гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей, предназначенных для использования при скоростях полета в шесть и более раз превышающих скорость звука началась более 30 лет назад. Важнейшей особенностью ГПВРД является горение топлива в сверхзвуковом потоке воздуха. В США предполагалось провести летные испытания ГПВРД на уникальном исследовательском самолете Х-15, разгонявшемся до шестикратной скорости звука ракетным двигателем. Идея осталась неосуществленной: построенный в единственном экземпляре Х-15 разбился за несколько дней до начала полетов с работающим ГПВРД. Советская программа началась в те же семидесятые годы. В отличие от американцев, решено было использовать зенитные ракеты. В работе участвовали Академия наук СССР, Минавиапром, ОКБ и заводы. Головной организацией в части разработки и испытаний двигателей на криогенном топливе для высокоскоростных самолетов был утвержден ЦИАМ им. П.И. Баранова. Реализация программы продвигалась не так быстро, как хотелось бы, из-за дефицита средств и начавшихся "перестроек". К началу XXI века в общей сложности проведено семь полетов этой техники. Первые два полета с габаритно-весовыми макетами головных отсеков по программе летно-конструкторских испытаний позволили отладить новую систему управления ракеты для обеспечения требуемой траектории. В пяти полетах использовался реальный ГПВРД с подробной препарацией проточного тракта камеры сгорания. В трех полетах в камеру сгорания ГПВРД подавался жидкий водород. Время работы ГПВРД увеличивалось от одного испытания к другому и в последнем полете составило 77 с, соответствующее максимальному времени полета ракеты. Установлено, что работоспособность камеры сгорания сохранилась после ее выключения. На участке типовой траектории разгона до числа Мп = 6,5 продемонстрирована работоспособность водородных ГПВРД. При этом на входе в ГПВРД воспроизводились реальные условия полета с естественным уровнем турбулентности и структурой потока невозмущенной атмосферы. Анализ режимов течения и горения в проточном тракте ГПВРД производился на основе информации, полученной в полете. Всё это дает основание полагать, что в ХХI век мы входим с большим научно-техническим заделом для создания нового поколения космических средств выведения - воздушно-космических самолетов.
| ||