Поиск по сайту


МИР ТВОРЧЕСТВА И УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ

Александр Идин

 

Удивительное дело - человек живет, окружает себя все новыми и новыми вещами, делает из своего жилища образец самого современного архитектурного искусства, одевается по самому последнему писку моды, - ан нет, тянет его к прошлому, к старине. Вот и в марте почти 50 тысяч человек посетили очередную Олдтаймер-Галерею - грандиозное шоу старинных автомобилей, антиквариата, предметов культуры и быта давно ушедших времён. Десятки уникальных экспонатов заполнили огромный зал площадью 8000 м2 - это поистине лучшие из лучших автомобили всех времён. Они побеждали в конкурсах элегантности и сложнейших гонках, были покорителями сердец и недоступной мечтой для целых поколений, переживали годы забвения и меняли своих владельцев. Сейчас они вновь стали знаменитыми - на этот раз в мире ценителей старины.

Среди всех экспозиций особенно выделялись юбилейные, посвящённые 50-летию Гагаринского полёта, 50-летию модели Jaguar E-type, 90-летию Гаража особого назначения и 125-летию компании BOSCH.

Только что все человечество отметило 50-летие полета первого человека в Космос. Не смогли пройти мимо этой даты и организаторы галереи. Первая машина первого космонавта планеты ГАЗ-21 "Волга", изготовленная в 1960 г., была подарена Юрию Алексеевичу Гагарину правительством после его триумфального полета. В настоящее время машина хранится в музее космонавта в городе Гагарин и только на время работы Галереи она покинула свое место.

На выставке был представлен еще один автомобиль, тесно связанный с историей покорения космоса - Willys MB. Да, это легкий армейский внедорожник, которых в годы войны в Америке выпустили десятки тысяч экземпляров. Но именно этим экземпляром, построенным в 1944 г., пользовался Главный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев во время своего пребывания на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Реликвию бережно хранят в историческом музее города Королев Московской области.

Интересна судьба еще одного автомобиля. Она хоть и косвенно, но связана с еще одним человеком, фамилия которого в свое время часто упоминалась вместе с фамилией Ю.А. Гагарина - Н.С. Хрущевым. Речь пойдет о вездеходе ЗИС-33. "Крестным отцом" этого грузовика-вездехода с гусеничным движителем выступил в 1939 г. тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Украины Никита Хрущев. По долгу службы он участвовал в осенних походах Красной Армии на Западную Украину и лично наблюдал, как целые армейские части, укомплектованные только грузовиками ГАЗ-ММ и ЗИС-5, застревали на бездорожье, буксуя в грязи. И тут шоферу Хрущева пришла в голову идея, которой он поделился с Никитой Сергеевичем, - просто надеть на ЗИС-5 гусеничный ход танкового типа и немного переделать привод. Так можно будет обычный грузовик легко переделать в вездеход, причем с минимальными затратами. Идея очень понравилась Хрущеву. Быстрыми темпами на Харьковском машиностроительном заводе переделали два ЗИС-5 на гусеничный ход и отправили испытывать на военный полигон. Испытания прошли наспех, но из почтения к автору идеи, в роли которого теперь уже выступал лично Никита Сергеевич, конструкции дали положительный отзыв. Этого оказалось достаточным, чтобы было принято решение о срочном налаживании на Заводе имени Сталина производства таких вездеходов. Поручение самого Хрущева выполнили довольно быстро - первый автомобиль был готов уже 18 января 1940 г. Зимой 1940 г. партия ЗИС-33 прошла испытания в боевых условиях во время советско-финской войны, но была забракована Красной Армией. Из-за огромной массы и недостаточной прочности конструкции этот движитель признали неудачным и к нему уже больше не возвращались.

После войны все ЗИС-33 передали колхозам, а те их переоборудовали в обычные грузовики, поскольку полугусеничный вариант расходовал около 100 литров топлива на "сотню" километров. Всего выпустили 4539 машин, но до наших дней дожил лишь один-единственный экземпляр, который и прибыл на Галерею.

Впервые на Галерее появилась большая экспозиция автомобилей из Гаража особого назначения, посвященная его 90-летию. Это самый главный гараж страны, обслуживающий представителей власти. 31 декабря 1920 г. В.И. Ленин подписал приказ о создании Особого гаража, который чуть позже получил закрепившееся название - "Гараж особого назначения".

На протяжении всех этих лет сотрудники ГОНа перевозили высшее руководство страны - истории этих событий и посвящена экспозиция "90 лет на службе Отечеству", занимающая половину выставочного зала. Самые главные экспонаты - автомобили первых лиц государства, а также автомобили охраны, эскорта и спецсвязи. Центральное место юбилейной экспозиции - современный кортеж президента РФ. Кроме автомобилей представлены уникальные исторические предметы и редчайшие документы, фотографии. Все это приоткрывает завесу таинственности, связанную с самым закрытым гаражом России, о котором вскользь рассказывают только в связи с юбилеями этой службы.

Экспозиция делится на несколько тематических разделов, каждый из которых связан с какой-то одной конкретной эпохой. Времена императора Николая II представлены автомобилями Delaunay-Belleville и Ford-T - именно такие машины использовались в самом начале ХХ века, они же составили и парк машин первых лет советской власти.

Только в начале 20-х годов начались закупки новых автомобилей в Великобритании - одной из немногих стран, с которыми Советский Союз сумел наладить дипломатические отношения. Первыми были закуплены автомобили марки Rolls-Royce, которые обслуживали Ленина, Троцкого, Дзержинского, Сталина… До наших дней сохранился автомобиль Владимира Ленина Rolls-Royce Silver Ghost с номером 236, выпущенный в 1922 г. - именно он и представлен в экспозиции.

Поначалу автомобилями британской марки пользовался и И.В. Сталин - на фотографиях его можно увидеть в модели Phantom I или Phantom II, но впоследствии он стал отдавать предпочтение американской марке Packard, образцы которой также представлены в экспозиции. Именно модели Packard стали прообразами первых советских правительственных лимузинов ЗИС-101 и ЗИС-110. В конце 30-х годов специально для Сталина в Америке закупили несколько бронированных лимузинов Packard Twelve.

В качестве автомобилей эскорта и сопровождения использовались американские Cadillac, Lincoln и Ford. Только после войны на Заводе имени Сталина создали бронированный ЗИС-115, являвшийся на тот момент самым защищенным автомобилем в мире.

Эпоха Хрущева ознаменовалась отказом от броневиков, новой моделью ЗИЛ-111 в американском стиле и кортежами из кабриолетов, на которых встречали космонавтов и высоких гостей из стран социалистического лагеря.

Эпоха Леонида Брежнева выразилась в строгих и прямолинейных моделях ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117, которые стали основой для всего последующего поколения правительственных автомобилей, таких как ЗИЛ-41047, который собирают и сейчас. Только в начале 90-х годов главный гараж страны стал использовать в качестве машины первого лица немецкий бронированный лимузин Mercedes-Benz. Однако ЗИЛ не теряет надежды на возвращение своих моделей в ГОН, и в экспозиции можно было увидеть экспериментальные образцы, макеты и эскизы будущего главного автомобиля страны.

Вторая половина семидесятых, на экранах советских кинотеатров показывают Фантомаса. Французская комедия, французский юмор, французская машина Citroen DS. Правда, машина появилась перед покупателями на десять лет раньше - 5 октября 1955 г., когда она ошеломила посетителей Парижского автосалона. Дизайн автомобиля был настолько революционным и необычным для своего времени, что режиссер Андрэ Юнебель сделал его транспортным средством Фантомаса в фильмах с Жаном Марэ и Луи де Фюнесом. За машиной выстроились очереди желающих ее приобрести.

Но не всегда и не за всеми машинами могли выстроиться многотысячные очереди. Вот, например, автомобиль Mercedes-Benz 770K W150, появившийся перед публикой в 1939 г., смогли приобрести всего 88 покупателей, именно такое количество было выпущено за несколько лет. А автомобиль впечатляет: мощность двигателя составляла 230 л.с., скорость - 170 км/ч. Габариты также более чем внушительные - длина равнялась шести метрам, масса превышала три с половиной тонны. Недаром он получил прозвища Gross Mercedes - "Большой Мерседес" и Uberauto - "Сверхавтомобиль". Из этих 88 машин сразу три оказались на этой галерее!

Один из первых советских грузовых автомобилей повышенной проходимости. ГАЗ-ААА представлял собой реализацию концепции создания "шестиколесного" автомобиля благодаря увеличению числа ведущих осей до двух, таким образом, его колесная формула из 4х2 превращалась в 6x4. Такая схема стала популярной еще в 20-е годы и в СССР внимание к таким автомобилям прежде всего со стороны Красной Армии уделялось самое пристальное, поэтому первоначально такие грузовики закупались в Америке. В конце 1930 г. закупили первую партию из тысячи трехосных грузовиков Ford-Timken грузоподъемностью 1,5...2,5 тонны, которые делали на базе стандартного двухосного Ford-AA. Но если в США эта модель большого признания не получила, то в СССР она стала родоначальницей всех трехосок. Уже в 1931 г. сборка трехосных Ford-Timken из американских комплектов началась на нижегородском заводе "Гудок Октября".

Затем появились собственные конструкции. Так, в 1932 г. на шасси Ford-AA в НАТИ разработали собственный оригинальный трехосный вариант полуторки с червячными главными передачами мостов и демультипликатором. В дальнейшем конструкция будущего серийного ГАЗ-ААА доводилась в КБ спецмашин ГАЗа под руководством Виталия Андреевича Грачева. Серийный выпуск ГАЗ-ААА начался в 1934 году и продолжался до июля 1943 года, когда его прекратили из-за больших разрушений заводских цехов. Всего выпустили 37373 грузовика ГАЗ-ААА, в том числе 3331 бронеавтомобиль и 194 автобуса ГАЗ-05-193.

Острое любопытство у посетителей Галереи вызвали автомобильчики Messerschmitt. Первый компактный автомобиль Messerschmitt KR 175 конструктор Фриц Фенд собрал из деталей истребителя Me-109. Несмотря на свой комичный облик, он неплохо продавался в послевоенной Европе. Первый Kabinenroller KR-175 обходился одним цилиндром, обладал девятью лошадиными силами, в длину имел менее трех метров, в ширину - чуть больше метра, при этом сильно выступающие крылья передних колес придавали ему какую-то своеобразную солидность. С 1955 по 1957 гг. таких машин было выпущено 10666 штук.

Затем KR-175 постепенно сменила более совершенная модель - KR200. Несмотря на мощную конкуренцию со стороны BMW Isetta, за один только 1955 удалось продать целых 12 тысяч единиц, а в целом их сделали 15850 штук. Один цилиндр, 10 "лошадок", а габариты такие же как и у KR-175. Характерно, что эти автомобили получались весьма легкими: масса KR-200 не превышала 230 кг. После того, как компания Messerschmitt в середине 1950-х вновь сосредоточилась на самолетах, Фенд основал свою собственную компанию Fahrzeug und Maschinenbau Regensburg, которая продолжала выпускать машины под маркой Messerschmitt. Впрочем, к началу 1960-х годов спрос на маленькие автомобили стал спадать, потому что ездить на них стало не престижно. Самая последняя машина серии KR-200 Roadster сошла с конвейера 17 августа 1964 г.

Глядя на эти "крохотулички" невольно задаешься вопросом - а не будущее ли это автопрома? Современный вариант со всеми техническими и технологическими новинками в эпоху тотальных пробок и проблем с парковкой, наверняка нашел бы покупателя. Во всяком случае, есть крыша над головой от дождичка.

На каждом квадратном метре Галерее есть что-то, что трогает сердце, вызывает если не ностальгию, то просто воспоминания о чем-то дорогом и добром в прошлом. Но помимо памяти большинству хочется иметь нечто материальное. И для тех, кто не готов пока приобретать олдтаймеры "в масштабе 1:1", но хочет собрать свою коллекцию технических редкостей и диковин, на Олдтаймер-Галерее впервые был организован тематический раздел, посвящённый моделизму. Масштабные копии автомобилей - от старинных до современных, коллекционные, сборные и радиоуправляемые. Был также представлен судо-, авиа- и железнодорожный моделизм. Это настоящее удовольствие для больших и маленьких. Это даже больше чем увлечение. Олдтаймер-Галерея - мир творчества и удивительных открытий.

Следующая Галерея пройдет 15-18 сентября 2011 г. в Международном выставочном центре Крокус Экспо. Лучше придти и посмотреть самому - никакими словами передать чувства от увиденного невозможно.