ЛЕДОВЫЕ ПОХОДЫ ПЕТРА I Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания
(Окончание. Начало в № 1 - 2011) В 1708 г. Нева вскрылась ото льда 14 апреля. Балтийский флот начал дислоцироваться к Кроншлоту в последних числах апреля. Об этом мы узнаём из письма А.Д. Меншикову командира отряда шняв Петра Михайлова (Пётр I) со шнявы "Мункер" (судно ледового плавания) от 29 апреля 1708 г.: "Сего месяца в 25 на утра, - писал Пётр,- флот наш вышел, корабли (понеже без грузу выведены) стоят за противным ветром зело жестоким и мы со шнявами сего числа посланы к Кроншлоту". В тот же день Пётр доносил генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину: "Лёд около берега до Кроншлота острова и до устья Сестры ещё стоит и фарватер к Кроншлоту закрыт до самой косы, которая лежит от норда, також в море от Кроншлота до Красной горы, и шведского правого мыса (который лежит на норд-вест) всё полно льду". От Кроншлота соединения кораблей Балтийского ВМФ ходили в море для разведки и нанесения ударов по базам и кораблям шведов. Так, в 1708 г., когда Балтийский ВМФ прибыл к Кроншлоту, из его состава был выделен отряд, состоящий из 9 скампавей и 9 бригантин с морским десантом в 500 человек. Командовать отрядом было поручено шаутбенахту (контр-адмиралу) И.И. Боцису, венецианцу, находившемуся на русской службе. В составе отряда были будущие адмиралы Флота Российского Наум и Иван Синявины. 6 мая в полдень отряд вышел в море, направляясь в шхеры. В течение всего дня соединение шло под парусами с ветром от норд-веста и к вечеру оставило по левую руку остров Лавенсари. 7 мая утром суда подошли к острову Соммерсу. В этом районе им встретились тяжёлые льды, дрейфовавшие от Выборгского залива в море. Несмотря на сложную ледовую обстановку, русские моряки сумели подойти к Борго, высадить десант и разгромить шведский гарнизон генерала Майделя. 15 мая русские суда вернулись с пленными к Кроншлоту, а буквально на следующий день шведский флот появился в Выборгском заливе. Изучив опыт боевого применения флота за период с 1704 по 1709 гг., Пётр I разработал план и осуществил в 1710 г. первый в истории ледовый поход боевых кораблей вместе с судами вспомогательного флота к Выборгской крепости. Действия Балтийского флота были согласованы с маневром 16-тысячного осадного корпуса генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, который в марте 1710 г. совершил беспримерный марш по льду Финского залива от острова Котлин до Выборга и внезапно осадил Выборгскую крепость. Надо сказать, что Пётр I уже однажды пытался в 1706 г. без поддержки флота овладеть Выборгской крепостью силами 20-тысячного осадного корпуса. Однако, из-за отсутствия осадной артиллерии, которую не удалось доставить под Выборг по суше, он был вынужден снять осаду. Учитывая просчёты 1706 г., Пётр I в 1710 г. двинул против Выборга армию и флот - обе "руки потентата". Замысел Петра сводился к тому, чтобы провести флот к Выборгу во льдах до прихода шведов. В ледовом походе 1710 г. участвовало около 270 кораблей и судов с личным составом около 8500 человек и 170 судов вспомогательного флота с численностью экипажей 1600 человек и морской десант 5000 человек. Вскрытие Невы ото льда в 1710 г. произошло 13 апреля, и фарватер очистился в течение одного утра. Из Кронверкской гавани флот начал выдвигаться 17 апреля. Первыми выходили фрегаты, они спустились вниз по течению реки и встали на якоря. Флотом командовал вице-адмирал Крюйс, державший свой флаг на фрегате "Олифант". На следующий день вышли шнявы под командованием шаутбенахта Петра Михайлова (звание контр-адмирала он получил после победы под Полтавой). Уже 20 апреля весь флот был готов выйти в море. Участвовавший в походе датский посланник контр-адмирал Юст Юль записал в своём дневнике: "Вообще всех больших и малых парусных судов насчитывалось 270". Когда устье Невы полностью очистилось ото льда, суда двинулись к выходным навигационным знакам на фарватере. Здесь вскрытие реки произошло 19 - 20 апреля, но лёд оставался на мелях. Глубина на мелких местах фарватера была 3…3,3 м, поэтому чтобы фрегаты с осадкой 3,5…3,9 м могли пройти мелководье их пришлось разгружать, а с выходом на судоходные глубины грузить обратно снятые с фрегатов грузы. Те фрегаты, что составляли основную ударную силу флота, вышли первыми 23 апреля и "между тем же временем выпроваживали из реки Невы на море и прочие морские суда и карбасы, которые были нагружены артиллериею, амунициею и провиантом". 26 апреля командующий эскадрой галер Боцис получил приказ следовать к "Поповской мызе", находящейся у южного побережья Невской губы. Отсюда с улучшением ледовой обстановки он должен был идти к Кроншлоту. Отслеживанием ледовой обстановки с береговых наблюдательных пунктов, которые находились на южном и северном побережье Невской губы и в восточной части Финского залива, у Красной горки, на Берёзовых островах и Лисьем Носу, руководил капитан-командор Витус Беринг. Мористее от Кроншлота, как можно судить по имеющимся материалам, был вскрытый, но сплочённый крупнобитый лёд, с местами, где присутствовал и мелкобитый лёд. Поэтому в день прибытия флота к Кроншлоту (29 апреля) в ледовую разведку были отправлены две шнявы - "Дегас" и "Феникс". С рассветом 30 апреля к Берёзовым островам вышли галеры, бригантины и новгородские струги. Далее их путь лежал к Выборгу. Каждая бригантина взяла на буксир по два "карбуса", а каждая галера - по четыре или по пять "карбусов". Когда галеры, бригантины и карбасы начали движение от Кроншлота в море, за ними вышел и остальной флот. Пётр на шняве "Лизета" шёл в двух - трёх милях впереди флота. Невский лёд в открытой части Финского залива и в Выборгском заливе вынуждал Петра I принять чрезвычайные меры, чтобы обеспечить в качестве резерва доставку под Выборг Ф.М. Апраксину провианта, который был на исходе. Поэтому Пётр I, дойдя до корабельного флота и уведомив Крюйса, направился на шняве "Лизета" в Санкт-Петербург. Корабельный флот продолжал оставаться у Красной Горки, ожидая улучшения ледовой обстановки. 5 мая Пётр, отдав распоряжение о сосредоточении гужевого транспорта с продовольствием для отправки под Выборг, вернулся из Санкт-Петербурга. Ледовая обстановка улучшилась, но вскрытие льда в открытой части Финского залива ещё не началось. 6 мая дул восточный ветер. Лёд взломало, он дрейфовал, затёртые во льдах суда уносило в море. В создавшейся обстановке Пётр I, находясь на "Лизете", вместе со шнявами своего отряда "Дегас" и "Феникс" вышел в море и в ночь с 6 на 7 мая пытался оказать помощь терпящим бедствие судам. Однако разрушить лёд вокруг них не удалось. Тогда Пётр приказал послать в дрейфующий лёд бомбардирский галиот "Иван-Город" и фрегат "Думкрат". Посланные суда форсировали лёд. О дальнейшем "Журнал Петра Великого" сообщает так: "По тому указу они тотчас то учинили и (под) всеми парусами лёд разбили, а разбив, стали на якорь… И только сим способом сие бедствие миновалось, а лёд пронесло". Когда фрегат "Думкрат" затирало льдом, он в дополнение к маневрированию для разрушения льда сбрасывал с бушприта одно из орудий, укреплённое на тросе. Затем орудие поднимали и вновь сбрасывали на лёд. Заслуга Петра I в области строительства судов ледового плавания очевидна. Он сумел применить на практике и приумножить многолетний опыт строительства судов ледового плавания беломорскими корабелами. А разрушение льда сбрасыванием на лёд тяжелого балласта впоследствии разработал инженер Эйлер. По его проекту в 1866 г. была переоборудована канонерская лодка, в носовой части которой были установлены наклонные стрелы с подвешенными на них грузами. Эти грузы на тросах сбрасывались на лёд и крушили лёд, после чего поднимались на прежнюю высоту и снова сбрасывались. Таким образом, перед судном образовывался забитый льдом канал. Вся беда заключалась в том, что мощность паровой машины канонерки для того, чтобы раздвинуть этот битый лёд было недостаточно, поэтому идея инженера Эйлера оказалась в забытьи. Шведский флот прибыл к Выборгскому заливу лишь 18 мая, но подойти к крепости так и не смог. В проливе были расположены береговые укрепления русских сухопутных войск и морской пехоты. Осаду поддерживал галерный флот и бригантины. В море вблизи Берёзовых островов находился флот. 13 июня гарнизон Выборгской крепости после бомбардировки был вынужден сдаться. Ко времени сдачи крепости под Выборг сухопутным путём прибыл Пётр I в мундире полковника Преображенского полка. Он вместе с полком вступил в крепость, которую принимал генерал-адмирал Ф.М. Апраксин. О сдаче Выборгской крепости Пётр уведомил командующего Балтийским флотом: "Господин вице-адмирал. Объявляю Вам, что комендант Выборгской крепости по изготовлении бреши, не дожидая штурма, вчерашнего числа на аккорд сдался. … Итако через взятие сего города Санкт-Петербургу конечное безопасение получено". Развивая успех победы под Выборгом, русские войска в том же 1710 г. овладели древней крепостью Кексгольм (8 августа), благодаря чему был создан мощный оборонительный рубеж на Карельском перешейке. Флот, созданный в ходе Северной войны, сыграл историческую роль в судьбе России.
| ||