ЛЕДОВЫЕ ПОХОДЫ ПЕТРА I Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания
(Окончание. Начало в № 1 - 2011) Однако предпринятые Петром I усилия всё же принесли свои плоды. Его ледоколы в битом льду работали вполне уверенно, здесь сказался опыт, накопленный поморскими вожами, водившими свои кочи в плавающих битых арктических льдах. Для капитанов кораблей были выработаны рекомендации, отвечавшие на вопрос, что делать, если судно затёрто во льдах? На совремённых ледоколах эта проблема решается легко, на них есть бортовые балластные цистерны и носовые и кормовые балластные цистерны. Гоняя по ним водяной балласт, можно создавать или изменять крен ледокола или его дифферент, таким образом раскачивая судно. На парусниках эпохи Петра I таких цистерн не было, поэтому крен или дифферент создавались или изменялись постановкой парусов. Так раскачивая судно, можно вывести его на чистую воду. Теперь посмотрим, сколь успешны были действия Балтийского военного флота в боевых условиях. С основанием Северной Пальмиры и началом строительства боевых кораблей Пётр I решил базировать флот в годы Северной войны на Санкт-Петербургскую (ныне Петропавловскую) крепость. Зимой флот становился на отстой в гавани, расположенной в Кронверкской протоке, огибающей остров, на котором была поставлена крепость. С началом ледохода на Неве, флот покидал по мере возможности Кронверкскую протоку и выходил на Неву. Далее суда следовали к форту Кроншлот, расположенному на отмели у острова Котлин. Береговые укрепления при взаимодействии с флотом надёжно прикрывали от противника устье Невы. После освобождения моря ото льда шведы выдвигали свой флот из Карлскроны в Выборгский залив, где у Выборгской крепости была база шведского флота. Начиная с 1704 г., шведы осуществляли безуспешные попытки овладеть Санкт-Петербургом. Для защиты Санкт-Петербурга Пётр I стремился подтянуть Балтийский флот к Кроншлоту до открытия навигации. Балтийский флот был у Кроншлота до глубокой осени и уходил оттуда с началом ледостава, чтобы осенью снова встать на зимний отстой. В 1708 г. Нева вскрылась ото льда 14 апреля. Балтийский флот начал дислоцироваться к Кроншлоту в последних числах апреля. Об этом мы узнаём из письма А.Д. Меншикову командира отряда шняв Петра Михайлова (Пётр I) со шнявы "Мункер" (судно ледового плавания) от 29 апреля 1708 г.: "Сего месяца в 25 на утра, - писал Пётр,- флот наш вышел, корабли (понеже без грузу выведены) стоят за противным ветром зело жестоким и мы со шнявами сего числа посланы к Кроншлоту". В тот же день Пётр доносил генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину: "Лёд около берега до Кроншлота острова и до устья Сестры ещё стоит и фарватер к Кроншлоту закрыт до самой косы, которая лежит от норда, також в море от Кроншлота до Красной горы, и шведского правого мыса (который лежит на норд-вест) всё полно льду". В ответ на донесение Петра генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, державший свой флаг на фрегате "Думкрат", сообщал 30 апреля 1708 г.: "Хотя и знали, что лёд есть, однако ж не так подлинно, как вы, и для того будем смотреть на ваши паруса и курс свой управлять…". Таким образом, Пётр I, находившийся в ледовой разведке на шняве "Мункер", подробно информировал о ледовой обстановке командование флота. От Кроншлота соединения кораблей Балтийского ВМФ ходили в море для разведки и нанесения ударов по базам и кораблям шведов. Так, в 1708 г., когда Балтийский ВМФ прибыл к Кроншлоту, из его состава был выделен отряд, состоящий из 9 скампавей и 9 бригантин с морским десантом в 500 человек. Командовать отрядом было поручено шаутбенахту (контр-адмиралу) И.И. Боцису, венецианцу, находившемуся на русской службе. В составе отряда были будущие адмиралы Флота Российского Наум и Иван Синявины. 6 мая в полдень отряд вышел в море, направляясь в шхеры. В течение всего дня соединение шло под парусами с ветром от норд-веста и к вечеру оставило по левую руку остров Лавенсари. 7 мая утром суда подошли к острову Соммерсу. В этом районе им встретились тяжёлые льды, дрейфовавшие от Выборгского залива в море. Несмотря на сложную ледовую обстановку, русские моряки сумели подойти к Борго, высадить десант и разгромить шведский гарнизон генерала Майделя. 15 мая русские суда вернулись с пленными к Кроншлоту, а буквально на следующий день шведский флот появился в Выборгском заливе. Изучив опыт боевого применения флота за период с 1704 по 1709 гг., Пётр I разработал план и осуществил в 1710 г. первый в истории ледовый поход боевых кораблей вместе с судами вспомогательного флота к Выборгской крепости. Действия Балтийского флота были согласованы с маневром 16-тысячного осадного корпуса генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, который в марте 1710 г. совершил беспримерный марш по льду Финского залива от острова Котлин до Выборга и внезапно осадил Выборгскую крепость. Надо сказать, что Пётр I уже однажды пытался в 1706 г. без поддержки флота овладеть Выборгской крепостью силами 20-тысячного осадного корпуса. Однако, из-за отсутствия осадной артиллерии, которую не удалось доставить под Выборг по суше, он был вынужден снять осаду. Учитывая просчёты 1706 г., Пётр I в 1710 г. двинул против Выборга армию и флот - обе "руки потентата". Замысел Петра сводился к тому, чтобы провести флот к Выборгу во льдах до прихода шведов. В ледовом походе 1710 г. участвовало около 270 кораблей и судов с личным составом около 8500 человек и 170 судов вспомогательного флота с численностью экипажей 1600 человек и морской десант 5000 человек. О техническом состоянии этих кораблей и судов можно судить по отзыву вице-адмирала К.И. Крюйса: "Корабли, которые рассуждаю, что годны: 1-й "Думкрат", 2-й "Михаил Архангел", 3-й "Иван-город", 4-й "Новый бомбардирский шип". Сии 4 корабля лучшие". Далее Крюйс останавливается на оценке технического состояния фрегатов "Олифант", "Нарва", "Кроншлот", "Шлиссельбург" и "С. Петербург", считая, что все они "худы, но могут служить". Затем Крюйс подробно пишет о шнявах и брандерах. В заключение Крюйс указывал: "Ежели всым вышеописанным судам быть в готовности, то надобно работу корабля "Штандарт" остановить и на пильной мельнице довольным рамам пиловать для починки флота". Все суда были отремонтированы и подготовлены к плаванию, за исключением "Штандарта", который остался в ремонте. Вскрытие Невы ото льда в 1710 г. произошло 13 апреля, и фарватер очистился в течение одного утра. Из Кронверкской гавани флот начал выдвигаться 17 апреля. Первыми выходили фрегаты, они спустились вниз по течению реки и встали на якоря. Флотом командовал вице-адмирал Крюйс, державший свой флаг на фрегате "Олифант". На следующий день вышли шнявы под командованием шаутбенахта Петра Михайлова (звание контр-адмирала он получил после победы под Полтавой). Уже 20 апреля весь флот был готов выйти в море. Участвовавший в походе датский посланник контр-адмирал Юст Юль записал в своём дневнике: "Вообще всех больших и малых парусных судов насчитывалось 270". Когда устье Невы полностью очистилось ото льда, суда двинулись к выходным навигационным знакам на фарватере. Здесь вскрытие реки произошло 19 - 20 апреля, но лёд оставался на мелях. Глубина на мелких местах фарватера была 3…3,3 м, поэтому чтобы фрегаты с осадкой 3,5…3,9 м могли пройти мелководье их пришлось разгружать, а с выходом на судоходные глубины грузить обратно снятые с фрегатов грузы. Те фрегаты, что составляли основную ударную силу флота, вышли первыми 23 апреля и "между тем же временем выпроваживали из реки Невы на море и прочие морские суда и карбасы, которые были нагружены артиллериею, амунициею и провиантом". 26 апреля командующий эскадрой галер Боцис получил приказ следовать к "Поповской мызе", находящейся у южного побережья Невской губы. Отсюда с улучшением ледовой обстановки он должен был идти к Кроншлоту. 28 апреля Пётр приступил к ледовой разведке. Он прошёл на своей шняве от выходных вех, где стоял флот, к Кроншлоту. Здесь лёд был ещё крепок. Налетевший северо-западный ветер на следующий день стал устойчивым и ещё усилился. В результате лёд у Кроншлота утратил сплочённость, появились разводья и полыньи. Этим воспользовались корабли и суда Балтийского флота, они поставили паруса и начали продвигаться к Кроншлоту. Впереди шли фрегаты, за ними шнявы, караван замыкали остальные суда. Вечером того же дня флот подошёл к Кроншлоту, где уже находились галеры и малые вспомогательные суда. Переход оказался весьма сложным из-за тяжёлой ледовой обстановки. Отслеживанием ледовой обстановки с береговых наблюдательных пунктов, которые находились на южном и северном побережье Невской губы и в восточной части Финского залива, у Красной горки, на Берёзовых островах и Лисьем Носу, руководил капитан-командор Витус Беринг. Мористее от Кроншлота, как можно судить по имеющимся материалам, был вскрытый, но сплочённый крупнобитый лёд, с местами, где присутствовал и мелкобитый лёд. Поэтому в день прибытия флота к Кроншлоту (29 апреля) в ледовую разведку были отправлены две шнявы - "Дегас" и "Феникс". С рассветом 30 апреля к Берёзовым островам вышли галеры, бригантины и новгородские струги. Далее их путь лежал к Выборгу. Каждая бригантина взяла на буксир по два "карбуса", а каждая галера - по четыре или по пять "карбусов". Когда галеры, бригантины и карбасы начали движение от Кроншлота в море, за ними вышел и остальной флот. Пётр на шняве "Лизета" шёл в двух - трёх милях впереди флота. Сосредоточив у входа в Выборгский залив галерный флот и мелкие суда, Пётр на шняве "Лизета" начал пробиваться у кромки льда к противоположному берегу, где у Красной Горки находились и курсировали в битом льду подошедшие сюда крупнотоннажные суда - фрегаты и шнявы. Невский лёд в открытой части Финского залива и в Выборгском заливе вынуждал Петра I принять чрезвычайные меры, чтобы обеспечить в качестве резерва доставку под Выборг Ф.М. Апраксину провианта, который был на исходе. Поэтому Пётр I, дойдя до корабельного флота и уведомив Крюйса, направился на шняве "Лизета" в Санкт-Петербург. Корабельный флот продолжал оставаться у Красной Горки, ожидая улучшения ледовой обстановки. 5 мая Пётр, отдав распоряжение о сосредоточении гужевого транспорта с продовольствием для отправки под Выборг, вернулся из Санкт-Петербурга. Ледовая обстановка улучшилась, но вскрытие льда в открытой части Финского залива ещё не началось. 6 мая дул восточный ветер. Лёд взломало, он дрейфовал, затёртые во льдах суда уносило в море. В создавшейся обстановке Пётр I, находясь на "Лизете", вместе со шнявами своего отряда "Дегас" и "Феникс" вышел в море и в ночь с 6 на 7 мая пытался оказать помощь терпящим бедствие судам. Однако разрушить лёд вокруг них не удалось. Тогда Пётр приказал послать в дрейфующий лёд бомбардирский галиот "Иван-Город" и фрегат "Думкрат". Посланные суда форсировали лёд. О дальнейшем "Журнал Петра Великого" сообщает так: "По тому указу они тотчас то учинили и (под) всеми парусами лёд разбили, а разбив, стали на якорь… И только сим способом сие бедствие миновалось, а лёд пронесло". Когда фрегат "Думкрат" затирало льдом, он в дополнение к маневрированию для разрушения льда сбрасывал с бушприта одно из орудий, укреплённое на тросе. Затем орудие поднимали и вновь сбрасывали на лёд. Заслуга Петра I в области строительства судов ледового плавания очевидна. Он сумел применить на практике и приумножить многолетний опыт строительства судов ледового плавания беломорскими корабелами. А разрушение льда сбрасыванием на лёд тяжелого балласта впоследствии разработал инженер Эйлер. По его проекту в 1866 г. была переоборудована канонерская лодка, в носовой части которой были установлены наклонные стрелы с подвешенными на них грузами. Эти грузы на тросах сбрасывались на лёд и крушили лёд, после чего поднимались на прежнюю высоту и снова сбрасывались. Таким образом, перед судном образовывался забитый льдом канал. Вся беда заключалась в том, что мощность паровой машины канонерки для того, чтобы раздвинуть этот битый лёд было недостаточно, поэтому идея инженера Эйлера оказалась в забытьи. Однако продолжим повествование о ледовом походе Петра I в 1710 г. Оказавшись затёртыми во льдах Финского залива, три новгородских струга были раздавлены льдинами и затонули. Экипажи успели снять и перенести на лёд груз с этих судов. Высадились на лёд и сами мореходы. Между тем, 8 мая Пётр I на шняве "Мункер" во главе каравана транспортов подошёл к Выборгу. Фарватер для прохода судов к исходу зимы был тщательно промерен со льда, исследован и нанесён на карту, была организована и лоцманская проводка. Эти работы были выполнены поручиком Ливе. После вскрытия реки ото льда были поставлены "баки (баканы - Beacon, buoy) и вехи". Навстречу флоту вышли обеспечивающие лоцманские суда. Уже 10 мая под Выборгом началась выгрузка артиллерии, снаряжения и провианта. Пётр I, 14 мая осмотрев крепость и, отдав распоряжения Ф.М. Апраксину, вышел с судами из Выборгского залива. Шведский флот прибыл к Выборгскому заливу лишь 18 мая, но подойти к крепости так и не смог. В проливе были расположены береговые укрепления русских сухопутных войск и морской пехоты. Осаду поддерживал галерный флот и бригантины. В море вблизи Берёзовых островов находился флот. 13 июня гарнизон Выборгской крепости после бомбардировки был вынужден сдаться. Ко времени сдачи крепости под Выборг сухопутным путём прибыл Пётр I в мундире полковника Преображенского полка. Он вместе с полком вступил в крепость, которую принимал генерал-адмирал Ф.М. Апраксин. О сдаче Выборгской крепости Пётр уведомил командующего Балтийским флотом: "Господин вице-адмирал. Объявляю Вам, что комендант Выборгской крепости по изготовлении бреши, не дожидая штурма, вчерашнего числа на аккорд сдался. … Итако через взятие сего города Санкт-Петербургу конечное безопасение получено". Торжественная встреча победителей в Санкт-Петербурге началась 23 июня, куда прибыли с батальоном солдат гвардии Пётр и Меншиков. Они шли торжественным маршем, а за ними волокли шведские знамёна. 26 июня население и гарнизон Санкт-Петербурга встречали генерал-адмирала Ф.М. Апраксина с войсками. В честь победителей Петропавловская крепость салютовала 25 выстрелами, а Адмиралтейская верфь - 31 выстрелом. Развивая успех победы под Выборгом, русские войска в том же 1710 г. овладели древней крепостью Кексгольм (8 августа), благодаря чему был создан мощный оборонительный рубеж на Карельском перешейке. Флот, созданный в ходе Северной войны, сыграл историческую роль в судьбе России.
| ||