ТУРБУЛЕНТНОСТЬ В ГРД И ГРРД Юрий Михайлович Кочетков, д.т.н.
В гибридных и гидрореактивных ракетных двигателях (ГРД и ГРРД) течение в трактах во многом зависит от условий организации горения топлив. В зависимости от вида реакции окисления вблизи поверхности одного из компонентов (горючего) - гомогенной или гетерогенной реализуется соответствующий режим турбулентности. В ГРД этот режим определяется величиной соотношения компонентов и температуры. В ГРРД основными параметрами, влияющими на режим турбулентности, является окислительный потенциал окислителя в топливе и уровень тепла, накопленного частицами в процессе горения. Внутри общего ряда ракетных двигателей, построенных на различных физических принципах (ЖРД, РДТТ, ЯРД, ГПВРД и др.), выделяются в особый класс комбинированные ракетные двигатели. Принцип построения таких двигателей основывается на разумном сочетании преимуществ двигателей различных классов с целью достижения максимальных энергомассовых и эксплуатационных характеристик. Физические процессы, происходящие внутри таких двигателей, могут существенно усложняться и приобретать новое качество в силу взаимовлияния определяющих параметров и локальных закономерностей. При этом может существенно измениться принцип смесеобразования и горения. К наиболее перспективным комбинированным двигателям следует отнести гибридные ракетные двигатели (ГРД) и гидрореактивные ракетные двигатели (ГРРД). Характерной особенностью таких двигателей является использование в них горючих смесей и окислителей, находящихся в различных агрегатных состояниях. Наиболее распространённой является ситуация, когда горючее - твёрдое, а окислитель либо газообразный, либо жидкий. В качестве топлив в ГРД чаще всего применяют твёрдые полимерные горючие и газообразные окислители. Так, например, пара полиэтилен и парообразная перекись водорода даёт достаточно высокую температуру и величину удельного импульса тяги. Кроме того, эта пара является весьма технологичной с точки зрения эксплуатации и экологической чистоты [1]. Для ГРРД в качестве топливных пар используют, в основном, металлы Mg и А1 (реже В, Be, Li) и воду в качестве окислителя. Показано, что при химических реакциях горения металлов в воде реализуются наиболее высокие удельные характеристики двигателей. Гибридные ракетные двигатели чаще всего используются в разгонных блоках ракет среднего и тяжёлого классов [1]. Гидрореактивные двигатели применяются для подводных ракет и торпед [2], и окислителем для этого типа двигателей является забортная вода. Характерной особенностью для этого класса комбинированных двигателей является то, что процесс горения топливных пар существенно зависит от массовой плотности тока окислителя, омывающего поверхность горючего. И если в ЖРД процесс смесеобразования организован с помощью форсунок, то в ГРД топливная смесь формируется из потока окислителя, поступающего на поверхность горючего, и собственно горючего в виде твёрдого вещества или в виде его сублимата. При этом в первом случае происходит процесс гетерогенного горения. В случае возгонки горючего происходит гомогенное горение после смешения двух газообразных составляющих топливной пары. В большинстве случаев в ГРД реализуется гомогенное горение вблизи твёрдой поверхности сублимирующего горючего. При этом часто используемые в качестве горючего полимеры газифицируются, минуя жидкую фазу. Прогрев горючего происходит от тепла, поступающего из зоны горения (первоначальный прогрев обеспечивается продуктами сгорания воспламенительного состава). Поскольку рассмотренные двигатели являются гибридами ЖРД и РДТТ, процессы в них, в особенности газодинамические, во многом идентичны. Однако процессы, определяющие турбулентность потоков продуктов сгорания, - другие. Эти процессы функционально связаны с газодинамическими процессами в среде окислителя и тепло-химическими процессами в горючем. Причём в каждый момент времени один процесс способен воздействовать на другой и изменить в целом режим течения по трактам камеры и сопла. Турбулентность в ГРД Размеры областей течений окислителя и горючего, ограниченные разделительной линией определяют режим течения продуктов сгорания и характеризуются абсолютной величиной числа Рейнольдса: Re = GΣ/dμ, где GΣ - суммарный расход компонентов топлива ГРД; d - характерный линейный размер проходного сечения; μ - вязкость смеси. В данном случае величина расхода сублимированного горючего Gг зависит от величины расхода окислителя Gо и может быть вычислена в соответствии с законом Аррениуса. При этом дифференциальное уравнение для определения чисел Рейнольдса после преобразований принимает вид, удобный для анализа: dRe/Re= ρc E×Mc-1×Pc-1×dT/T- dG'/G', где: Е - энергия активации, G' - доля сублимированного горючего, Mc , rc , T и Pc - молекулярная масса, плотность, температура и давление газов у поверхности. Из уравнения следует, что увеличение числа Рейнольдса, а значит и интенсивность турбулентности, происходит при увеличении температуры продуктов сгорания и уменьшении доли сублимирующего горючего в потоке. Другими словами турбулентность в каналах ГРД развивается при росте энергетики топливных составов и увеличении плотности тока окислителя. Турбулентность в ГРРД В результате рассмотрения всей последовательности этапов прохождения гетерогенной реакции, для одного из характерных случаев была получена зависимость для плотности оттока продуктов от поверхности [7]: dm/dt=B×α/Cр, где α/Cр - коэффициент тепломассообмена, В - окислительный коэффициент. Приближённое значение окислительного коэффициента, в виде экспоненциальной зависимости, было получено в результате решения уравнения Бояринцева В.И.. Величина, стоящая множителем у экспоненты (Вm) называется окислительным потенциалом. Это - математический комплекс, соответствующий стехиометрическому соотношению масс окисляющих компонентов, воздействующих на горючее и обеспечивающих полное замещение его валентностей. Другими словами, при реализации соотношения Вm обеспечивается полное окисление (сгорание) вещества. Из приведённого уравнения следует, что турбулентность в ГРРД интенсифицируется при увеличении окислительного потенциала окислителя в топливе, при повышении температуры продуктов сгорания, при которой проходит гетерогенная реакция горения, а также при увеличении запасенного тепла в конденсированных частицах продуктов сгорания. Литература 1. А.М. Губертов, В.В. Миронов, Р.Г. Голлендер и др. Процессы в гибридных ракетных двигателях. М.: Наука, 2008.
| ||