Поиск по сайту


МОТОР ПЕРМСКОЙ ШКОЛЫ

АЛЕКСАНДР ИНОЗЕМЦЕВ
КОНСТРУКТОР, УЧЕНЫЙ, ДИРЕКТОР

Валерий Михеев

 

Генеральному конструктору и управляющему директору ОАО "Авиадвигатель"
Александру Александровичу Иноземцеву исполняется 60 лет.
Деятельность знаменитого КБ, созданного и прославленного Аркадием Швецовым и Павлом Соловьевым, в последний период связана с именем Александра Иноземцева.

 

Конструктор

Не будет преувеличением сказать, что мостик между великой авиационной державой, какой был Советский Союз, и нынешней возрождающейся и постепенно набирающей силу авиационной Россией, этот хрупкий мостик удержался на одном двигателе - пермском ПС-90А. Свое веское слово об этом моменте еще предстоит сказать экспертам и историкам авиации. Но одно несомненно. Сертифицированный с неимоверными трудностями в 1992 г. в условиях развалившейся некогда мощной структуры авиационной промышленности ПС-90А дал жизнь новым российским самолетам Ил-96-300/400, Ил-76МФ и Ту-204/214. Тем самым был сдержан поток иностранных самолетов и сохранены остатки системы отечественного самолето- и двигателестроения. Не будь у России высокоэкономичного и конкурентоспособного пермского двигателя, история магистральной и транспортной авиации нашей страны c 90-х годов прошлого столетия неизбежно писалась бы зарубежными самолетами.

П. Соловьев в должности генерального конструктора возглавлял пермское КБ до 1988 г. Но еще в 1983 г. он назначил 32-летнего Александра Иноземцева главным конструктором двигателя ПС-90А и своим первым заместителем. Доверить судьбу своего главного детища, первого в российской авиации двигателя четвертого поколения, а по сути, и судьбу родного бережно выпестованного КБ, Павел Александрович мог только человеку, в талант которого верил, которого мог оставить своим преемником. И Иноземцев не подвел. Ни своего учителя, ни конструкторский коллектив, ни отечественное двигателестроение. Двигатель не только выжил и вытянул за собой авиационную промышленность, он все эти годы активно развивался. Впервые российский двигатель был переведен на обслуживание по состоянию вместо снятия с крыла по выработке жестко установленного ресурса. Впервые российский двигатель получил международные сертификаты по шуму и выбросам вредных веществ, открыв тем самым для "Илов" и "Ту" аэропорты Европы и всего мира. И, во что мало кто верил, ПС-90А достиг невиданной в отечественной авиации наработки до снятия с крыла 8…9 и более тысяч часов. Ведь начальный ресурс 500 ч он получил фактически авансом, и дважды из-за серьезных дефектов и отсутствия средств на доводку ставился вопрос о снятии двигателя с эксплуатации и закрытии программы.

Но двигатель оказался крепкой закваски, а других у Соловьева никогда и не было. Пермская школа моторостроения сбоев не давала. Миновав период детских болезней, ПС-90А окреп и набрал силу.

Сегодня у ПС-90А, который параллельно доводке развивался и вширь, разработаны и сертифицированы модификации ПС-90А-76, ПС-90А1, ПС-90А2 для самолетов Ил-96-400, Ил-76МФ, Ту-204СМ и других.

У России есть уникальный самолет М-55 Геофизика, который международное сообщество использует для научных исследований верхних слоев атмосферы. А позволяет ему летать на невиданных высотах 20…22 км и в условиях неслыханно низких температур (-90°С) уникальный двигатель пермского КБ Д-30В12, созданный, как и ПС-90А в конце 80-х, начале 90-х годов.

Сегодня на объектах Газпрома и энергетики работают 580 газотурбинных установок двенадцати типов, программа разработки которых стартовала в ОАО "Авиадвигатель" в 1992 г.

Сегодня на стенде ОАО Авиадвигатель" испытывается газогенератор двигателя пятого поколения ПД-14, с которым связано будущее российской авиации, разработка которого финансируется государством. Руководитель проекта - генеральный конструктор Александр Иноземцев.

Ученый

Создать газотурбинный авиационный двигатель, самую сложную машину нашего времени, значит решить крупную многоплановую научную и техническую задачу.

В основе работы ГТД лежат сложнейшие процессы газодинамики, автоматики, физики процессов горения, вибраций, акустики, механики, металловедения. А потому разработка газотурбинного двигателя невозможна без глубоких научных знаний и исследований.

Александр Александрович защитил докторскую диссертацию, посвященную разработке двухконтурных турбореактивных двигателей в 1999 году. В 2003 году был избран заведующим кафедрой "Авиадвигатели" Пермского государственного технического университета. Иноземцев является автором 56 патентов, 3 авторских свидетельств на изобретения, 2 монографий, 9 учебников и учебных пособий, более 120 публикаций. Александр Иноземцев ведет большую работу по обобщению накопленного опыта проектирования авиационных двигателей и газотурбинных установок промышленного применения в виде монографий. В качестве заведующего кафедрой "Авиадвигатели" Александр Александрович уделяет большое внимание развитию пермской инженерной школы, воспитанию талантливых молодых конструкторов, укреплению материальной базы кафедры. Он оказывает также непосредственную поддержку работающим в "Авиадвигателе" аспирантам и ученым. Профессор А.А. Иноземцев - член докторского диссертационного совета ПГТУ, входит в состав редакционных советов журналов "Авиационная промышленность" и "Двигатель".

Директор

Иноземцев с 1997 года становится генеральным конструктором, а с 2001 года еще и генеральным директором КБ, сменив на этом посту Юрия Решетникова, бок о бок с которым преодолевал тяжелые времена, сохранял коллектив, заново выстраивал работу предприятия в рыночной экономике. Но Иноземцев не просто формальный лидер, каких подчас назначает акционер-собственник для удобства управления организацией. Александр Александрович - профессионал своего дела и лидер по своей сути. Он задает направления, он ставит самые высокие задачи и добивается их выполнения, он глубоко разбирается в расчетах и конструкциях как отдельных узлов, так и двигателей в целом, он олицетворяет интеллектуальное и волевое начало всего коллектива. А еще он является признанным авторитетом как для моторостроительных предприятий Перми, так и среди профессионалов отрасли.

Директор Иноземцев - это энергичный, но одновременно и вдумчивый, аналитический стиль руководства. Он разрабатывает и реализует стратегию развития предприятия, думая о перспективе, внедряет самые современные технологии и оборудование, строит испытательные стенды по последнему слову науки и техники, добивается поддержки своих проектов у властных структур, находит и убеждает заказчиков, плотно занимается вопросами кооперации. Директор Иноземцев - это хозяин, заботящийся о предприятии и людях, работающих на нем. Достаточно взглянуть на рабочие места инженеров и конструкторов, а также вспомнить, какими они были 10-12 лет назад. Это будет убедительнее всяких слов.

Президент АССАД Виктор Чуйко так говорит об Иноземцеве: "Александр Александрович - продолжатель лучших традиций всемирно известной пермской школы газотурбостроения, постоянно нацеленной на перспективу и массовую эксплуатацию созданных двигателей. …Новые предложения А.А. Иноземцева по созданию семьи двигателей для пассажирских и транспортных самолетов на базе перспективного газогенератора легли в основу стратегии развития газотурбинного двигателестроения страны. Глубокая компетентность, постоянный творческий поиск, высокая культура общения, …доброжелательность и юмор - черты характера Александра Александровича".

Про таких директоров говорят "локомотив", тянущий за собой весь поезд. А мы скажем "мотор". Мотор пермской школы, которая сбоев не давала, не дает и не даст!