Поиск по сайту


К содержанию номераСледующий материал

НЕ РАСТЕРЯТЬ, СОЗДАТЬ, ПРИУМНОЖИТЬ

Дмитрий Юрьевич Колодяжный, управляющий директор ОАО "УК "ОДК"

 

Так уж получается, что всё новое, даже совсем вроде бы и не похожее на существующее, опирается на достигнутый уровень: будь то в области знаний, техники, технологий, кадровой политики, экономики и т.д. Легче понять это, если развитие происходит эволюционным путем, продолжая существующие тенденции. Однако, если даже происходит революционный скачок, то все равно, сказанное будет касаться и этого процесса, если при этом подразумевается всё-таки поступательное движение, движение вперед.

К большому сожалению, приходится повторять, что в середине 1990-х годов авиационное двигателестроение в России (как, впрочем, и весь авиапром), переживало жесточайший кризис: объем производства моторов упал до 16% от уровня 1990 г. Конструкторские бюро в основной своей массе перестали вести новые научные разработки. Хорошо, если ранее наработанный ими научно-технический задел использовался в то время для развития отечественной авиации: многое было просто продано за рубеж. Происходило технологическое отставание отечественного двигателестроения от мировых лидеров рынка. И это отставание с каждым годом становилось все более заметным.

Для предотвращения этих тенденций принято решение о передаче основных имеющихся у государства активов в этой области под управление дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" - "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК). Первое, что было сделано, это - консолидация двигателестроительных активов России с целью сохранения интеллектуальных и производственных ресурсов отрасли. Сегодня в составе холдинга интегрировано 83% активов российской отрасли авиационного двигателестроения. Но собрать все предприятия в один холдинг - мало. Главное, что было сделано, это - определены стратегические направления развития, принят перспективный модельный ряд изделий, сформированы соответствующие программы, проекты и управляющие команды. Надо сказать, что процесс этот продолжается, так как постоянно возникают новые проблемы, приходится искать решения различных задач.

Если обратить внимание на энергетическую программу ОДК, можно заметить, что она связана, прежде всего, с системой организации газоперекачки, которая, как важнейший инфраструктурный элемент, должна оснащаться агрегатами российского производства. Кроме того, это проект так называемой малой энергетики - использование установок различной мощности для одновременной выработки как тепловой, так и электрической энергии. Такие проекты ОДК будут реализовывать в Башкирии, Ярославской и Свердловской областях, других регионах.

Одной из основных стратегических задач, поставленных перед ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" - занять к 2015 г. 70% рынка энергетического машиностроения в РФ. Для этого в ОДК создан энергетический дивизион. Дивизион объединит мощности и возможности всех предприятий ОДК, у которых есть разработки в данном направлении. Предприятия дивизиона будут развивать также и альтернативную энергетику - ветряную, солнечную. Главное, чтобы все члены ОДК действовали в этой области скоординированно. Задача непростая, но достижимая. Так в феврале этого года ОАО "Пермский моторный завод" отгрузил пятую газотурбинную установку ГТУ-25П на компрессорную станцию "Ярынская" магистрального газопровода "Бованенково-Ухта". Поставки на этот газопровод будут продолжены и в 2011 г. Предстоит изготовить и поставить ещё десять ГТУ-25П для компрессорных станций "Гагарацкая" и "Усинская".

Одновременно с формированием новых программ и проектов осуществляется подбор руководителей. Для этого разработана программа поиска новых менеджеров и их интеграции в систему управления. Руководству Корпорации пришлось посетить практически все заводы, непосредственно познакомиться с их коллективами. Бывает, что на заключительном этапе число претендентов исчисляется сотнями, потому ОДК непременно проводит между ними конкурс с целью выбрать самого достойного. И задача новых управленцев, соответственно, понять: как решать проблемы, которые реально существуют.

Одной из таких проблем является восстановление и развитие всего контингента специалистов, интеллектуальный потенциал которых за последние два десятка лет не был востребован в должной мере и почти не использовался. Но ведь естественно, что ни о каком поступательном развитии отрасли без сохранения и приумножения её главного богатства: интеллектуальных возможностей сотрудников, говорить не приходится. Ещё одна задача, поставленная перед корпорацией - к 2020 г. закрепиться в пятерке мировых производителей в сфере газотурбинных двигателей (ГТД), а 40% продаж предприятий ОДК должно быть ориентировано на мировой рынок. Мы уже были на этих позициях, но длительные и не до конца продуманные управленческие эксперименты существенно отбросили назад нашу промышленность. Необходимо вернуть былую значимость и приумножить достигнутое на новом уровне.

Для реализации этих задач корпорация осуществляет ряд новых проектов, соответствующих мировому научно-техническому уровню. Среди них следует отметить создание двигателя ПД-14. С точки зрения сохранения и развития компетенций по разработке новой техники этот проект принципиально важен и для ОДК, и для всего российского машиностроения. Двигатель этот создается в кооперации всех предприятий ОДК и научных институтов отрасли. Специально для него ВИАМ разработаны новые материалы, а ЦИАМ провёл огромную работу, связанную с исследованием практически всех элементов будущей машины. Как один из промежуточных итогов, в конце 2010 г. в Перми начались испытания основного элемента двигателя ПД-14: его газогенератора. Стоит отметить, что это произошло всего через полтора года после начала работы над ним, что является несомненным успехом отрасли. Безусловную поддержку в этом проекте нам оказывает государство, которое в полном объеме финансирует разработку. Если мы не будем работать над этой техникой, то не сможем конкурировать в этой области. А ведь конкуренты - ведущие мировые производители газотурбинных двигателей: Pratt&Whitney, General Electric, Safran, Rolls-Royse. С ними нам предстоит и сотрудничать, и конкурировать на мировых рынках.

В качестве примера плодотворного сотрудничества можно отметить совместную работу с французской компанией SNECMA по разработке двигателя SaM 146. Уже начинается серийное производство этого двигателя, который прошел сертификацию по нормам Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Также в числе приоритетных проектов наша Корпорация считает создание и запуск в серийное производство перспективных двигателей для боевой авиации и семейства перспективных вертолетных двигателей. После того, как были сняты вопросы об исполнителе программы создания двигателя для истребителя пятого поколения (как известно, рассматривались два возможных исполнителя - ОАО "УК "ОДК" и ФГУП "ММПП "Салют"), совместная работа под эгидой ОДК была продолжена. Благодаря исключению внутренней конкуренции в рамках проекта удастся использовать все положительные наработки каждой стороны. Это еще раз подчеркивает необходимость и своевременность как создания ОДК, так и проводимой им политики по концентрации сохранившихся компетенций для выполнения конкретных проектов.

Не менее сложная задача стоит перед ОДК и по обеспечению боеготовности самолетов стратегической авиации. Длительное отсутствие как заказов на новые двигатели НК-32, так и на выполнение их ремонтов привело к развалу производства и оттоку квалифицированных рабочих. Теперь стоит задача к 2014 году возобновить серийный выпуск двигателей НК-32. Работа в этом направлении уже начата: на самарском моторостроительном заводе устанавливается новое производственное оборудование. Только в этом году на модернизацию заводской инфраструктуры ОАО "Кузнецов" намерен потратить 1,7 млрд руб. собственных и заемных средств.

Одновременно ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" совместно со специалистами Самарского государственного аэрокосмического университета приступили к разработке унифицированного базового газогенератора для всей линейки "кузнецовских" двигателей, которые планируется использовать в ближайшее десятилетие в крупных проектах. Это, в первую очередь, двигатель НК-65 для "воздушного грузовика" Ан-124-100 "Руслан", производство которого на ульяновском "Авиастаре-СП" планируется возобновить через пять лет. Также продолжатся работы по двигателю НК-361 для отечественного газотурбовоза. Топливом для двигателя является сжиженный природный газ [от редакции: мы уже сообщали о первой крупной удаче этого проекта - пробных испытательных поездках газотурбовоза ГТ1-001. "Двигатель" № 1, 2009 г.].

На разработку базового газогенератора требуется примерно 432 млн руб. В течение трех лет из федерального бюджета будет выделено 216 млн руб. Вторую половину средств должно будет вложить само предприятие. В прошлом году на унифицированный базовый газогенератор из казны государства уже было выделено 47 млн руб. Его демонстрационная модель должна быть создана до конца нынешнего года, а в будущем году планируется начать его стендовые испытания. Для успешного решения этих задач, как и в случае с созданием двигателя пятого поколения, решено привлечь все ресурсы ОДК, т.е. элементы двигателя будут создаваться там, где в настоящее время лучшие станки, лучшие специалисты. Сборка и испытания двигателя, как и ответственность за качество перед заказчиком, сохранятся за самарскими специалистами.

Кстати, говоря о Самарском научно-техническом комплексе, следует сказать о предстоящем 100-летнем юбилее его создателя - генеральном конструкторе Н.Д. Кузнецове. ОДК готовится широко отметить эту знаменательную дату. Юбилейные мероприятия пройдут в Самаре, Москве и других городах, где создавались самолеты, ракеты, наземные газоперекачивающие, энергетические и транспортные машины, двигатели для которых конструировал Николай Дмитриевич. В рамках торжественных мероприятий запланировано проведение Всероссийской научно-технической конференции, которая состоится в июне в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Надеемся, что в его работе примут участие конструкторы, технологи, руководители предприятий и отраслевых институтов, все те, кто по достоинству оценивает вклад Н.Д. Кузнецова в мировое двигателестроение.

Перед ОДК была поставлена задача создания собственного российского производства вертолетных двигателей - как самых "ходовых", например ВК-2500, так и новых. В рамках ОДК этот проект реализуется в кооперации ОАО "Климов", ОАО "УМПО", ОАО "ММП им. В.В. Чернышева". В конце 2012 г. должно быть запущено собственное производство двигателей в полном объеме, что, однако, не отменяет эффективной кооперации в этом вопросе с украинскими двигателестроителями. Тем не менее в ОАО "УК "ОДК" приступили к разработке вертолетного двигателя нового поколения. Его создание поручено конструкторско-производственному комплексу "Петербургские моторы" на базе питерского ОАО "Климов". Стоимость первой очереди проекта составит порядка 4 млрд руб.

В связи с тем, что возникли проблемы по оснащению вертолета Ми-38 двигателями производства компании Pratt&Whitney Canada, было принято решение установить на этот вертолет двигатель ТВ7-117В разработки ОАО "Климов". В ближайшее время Ми-38 с этими двигателями должен подняться в воздух. Можно предположить, что как у Ми-8, так и у Ми-38 и его двигателя хорошие перспективы.

Так уж получилось, что помимо газотурбинных двигателей ОДК сейчас занимается и ракетными двигателями. Еще с того времени, когда в Советском Союзе готовился полет на Луну, под руководством Н.Д. Кузнецова был разработан кислородно-керосиновый двигатель НК-33, который до сих пор остается лучшим в мире по удельным характеристикам. И в России, и у зарубежных партнеров интерес к этому двигателю огромен. Проведенные в последнее время испытания подтвердили его высокую надежность. Вполне возможно, что в год 50-летия первого полета человека в космос отечественная ракета с этим двигателем осуществит доставку полезной нагрузки на околоземную орбиту. Понимая, что у двигателя хорошие перспективы как в области его дальнейшего совершенствования, так и в коммерческом плане, в структуре ОДК создается отдельный дивизион, отвечающий за данное направление работ.

Помимо решения проблем, связанных с развитием продуктового ряда и решением конструкторских, технологических и иных задач, перед руководством ОАО "УК "ОДК" стоит еще одна - повышение производительности труда на всех без исключения предприятиях. Уже принимаются необходимые решения, направленные на повышение эффективности производства: внедряется система "бережливого производства", совершенствуется работа над качеством, начался процесс специализации площадок. Эти меры в числе первоочередных, поскольку эффективность и производительность у нас "в разы" ниже, чем у конкурентов. А конкурировать, как уже отмечалось, сейчас приходится со всемирно известными и весьма эффективно работающими компаниями. По нашим оценкам, только за счет этого можно сэкономить до 15% на издержках. В перспективе, как следствие - рост производительности труда.

Однако приоритетом в деятельности корпорации является не только обеспечение текущего функционирования организаций и предприятий, входящих в ее состав. Еще одна важная цель, которую ставит перед собой ОДК, - это восстановление и поддержка современной российской инженерной школы в сфере создания газотурбинных двигателей для боевой авиации, гражданских транспортных авиалайнеров, вертолетов, а также промышленных для газовиков и энергетиков. То есть, как уже неоднократно отмечалось, мы должны вырастить в стране новое поколение инженеров, конструкторов, технологов, организаторов производства и рабочих, которые смогут создать образцы современной техники мирового класса. Это должны быть люди, эффективно использующие самые современные методы работы, оборудование и технологические приёмы на всех этапах разработки, проектирования и выпуска новой техники. Именно для выполнения этой миссии и достижения соответствующих целей и были консолидированы в единую корпорацию инженерные и производственные ресурсы российского двигателестроения.

ОАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ОБЪЕДИНЕННАЯ
ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ"

121357, Москва, ул. Верейская, 29, стр. 141.
Тел./Факс: +7 (499) 558-0126.
www. uk-odk.ru

 



К содержанию номераСледующий материал