Поиск по сайту


ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НА МОНЕТАХ

Андрей Викторович Барановский

 

Подводные лодки - один из основных компонентов военно-морских сил великих (да и не очень великих) держав. Естественно, что изображения их не обойдены монетными дворами мира.

Начало "подводным вооруженным силам" положил роман Жюль Верна "20 тысяч лье под водой". Французы в 2005 году к 100-летней годовщине со дня смерти писателя выпустили большую серию монет с героями его романов. Не забыта и подводная лодка "Наутилус", на которой происходит всё действие этого романа. Сам "Наутилус", как его представил себе художник, изображен на двух золотых монетах номиналом 10 и 100 евро и двух серебряных номиналом полтора и 20 евро.

Изображение одной из первых реальных в мире подводных лодок - "Peral" отобразила в 2000 г. на медно-никелевой монете номиналом в 1 песо Куба. Название лодка получила по имени своего создателя - лейтенанта ВМФ Испании Исаака Пераля.

Проект своей лодки Пераль разработал еще в 1885 г. Но весь 1886 г. он добивался разрешения на ее строительство и выделение средств. Субмарина была заложена лишь 1 января 1888 г. на верфи ВМФ в Кадисе. Уже 8 сентября она сошла на воду, однако ее достройка затянулась еще на полгода - ходовые испытания в бухте Сан-Фернандо (район Кадиса) начались 6 марта 1889 г.

Сигарообразный стальной корпус подводной лодки имел длину 22 м, наибольший диаметр 2,87 м, водоизмещение 77/85 т. Два электродвигателя мощностью 30 л.с. каждый работали на два гребных вала. Скорость достигала 7,7 узлов на поверхности и 3,5 узла под водой. Вооружение состояло из 355-мм однотрубного торпедного аппарата в носовой части (боекомплект - три торпеды немецкой фирмы "Шварцкопф"). Экипаж - 7 человек (в период испытаний - 11). Предел глубины погружения равнялся 30 метрам.

Испытания продолжались с перерывами, вызванными многочисленными авариями механизмов, вплоть до 21 июня 1890 г. В ходе их подводная лодка доказала свою способность успешно атаковать крупные корабли. Так, днем 7 июня 1890 г. она незаметно приблизилась на дистанцию 2 кабельтова (370 метров) к крейсеру "Colon" (Колумб). Но, несмотря на все достоинства субмарины и успешные результаты испытаний, Морской Технический Совет сделал вывод, что "военное использование "Пераля" незначительно" и рекомендовал изобретателю построить новую, более крупную, подводную лодку, в проекте которой следовало устранить указанные советом недостатки. Однако изобретатель в это время занялся политикой (его избрали депутатом парламента), поссорился с морским министром, опубликовал в прессе статью, осуждавшую правящие круги страны за близорукую политику в военной сфере, и в итоге дело кончилось ничем. В ноябре 1890 г. лодку "Пераль" разоружили и поставили в порт. В январе следующего года Исаак Пераль ушел в отставку. Вскоре он умер - талантливый изобретатель скончался после неудачной нейрохирургической операции в одной из клиник Берлина 22 мая 1895 г. в возрасте 44 лет.

Подводная лодка почти сорок лет ржавела в порту Кадиса. Наконец в 1928 г. ее привели на буксире в Картахену, отреставрировали и в 1930 г. установили как памятник возле здания штаба подводных сил испанского флота. В декабре 1965 г. флот передал лодку городским властям Картахены. Субмарину "Пераль" перевезли на Площадь Героев и установили на специальном постаменте. Там она находится и по сей день.

В России подводные лодки помещены на монетах двух серий. Первая серия посвящена 300-летию российского флота и состоит из 6 монет, отчеканенных на Санкт-петербургском монетном дворе в 1996 г. На одной из них номиналом 50 рублей изображен подводный крейсер проекта 941 "Акула", который вошел потом в серию монет островов Фиджи "Знаменитые подводные лодки мира".

Ровно через 10 лет - в 2006 г. была отчеканена серия из трех серебряных монет номиналом по 1 рублю, посвященная подводным силам ВМФ. На одной помещена эмблема ВМФ, на второй - подводный ракетоносец и на третьей - подлодка российского изобретателя С.К. Джевецкого.

Как раз в 2006 г. исполнилось 125 лет с того дня, как в 1881 году Александру III на Серебряном озере Степан Карлович Джевецкий продемонстрировал подводную лодку, построенную в 1879 г. по его проекту в Санкт-Петербурге. Кстати, корпус одной из подводных лодок Джевецкого сохранился до настоящего времени и находится в экспозиции Центрального Военно-Морского музея.

Сейчас в отделениях Сбербанка можно купить набор из четырех серебряных монет номиналом $2, посвященных наиболее известным атомным подводным лодкам. Кстати, заказ на чеканку этих монет исходил как раз от Сбербанка. Монеты имеют овальную форму и выпущены от имени островов Фиджи. Сам набор упакован в специальный футляр в виде субмарины. На оборотной стороне каждой монеты расположено выполненное из цветной эмали изображение одной из четырёх атомных подводных лодок. Это российская "Тайфун" (Typhoon), которая у себя на родине входит в класс тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения "Акула" проекта 941, английская "Вэнгард" (Vanguard), американская "Огайо" (Ohio) и французская "Триумфатор" (Le Triomphant). В верхней части каждой монеты изображен военно-морской флаг соответствующей страны-владельца лодки.

Система "Тайфун" - самые большие в мире атомные стратегические подводные лодки. История их начинается 19 декабря 1973 г., когда правительство СССР приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца, создаваемого в противовес американской атомной подводной лодке "Огайо".

Проект разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург), возглавляемом генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Сергея Ковалева.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Севмаше пришлось соорудить новый цех и 30 июня 1976 г. был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения этого проекта. Он был спущен на воду 23 сентября 1980 г. и 12 декабря 1981 г. вошел в состав Северного флота под номером ТК-208. Лодка вместе с комплексом вооружения стала называться системой "Тайфун".

Всего за 10 лет было заложено семь "Тайфунов", из которых достроили и сдали флоту шесть. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Подводная лодка занесена в книгу рекордов Гиннеса. Это самый большой когда-либо построенный подводный корабль: его длина составляет 172 м, ширина - 23,3 м, осадка - 11,5 м. Внутри стального легкого корпуса располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними три прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533-мм, кормовой и центральный пост. От такого "катамаранного" расположения корпусов и необычная большая ширина лодки.

Основу системы вооружения "Тайфуна" составляют баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета около 8,5 тыс. км. Ракета может нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью по 100 кт каждая. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель. Всего на одном крейсере 20 пусковых установок. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска. Кроме этого, на борту крейсера находятся 6 торпедных аппаратов для противолодочных ракето-торпед и самонаводящихся торпед против надводных кораблей.

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45000 л.с., которые вращают два шестилопастных винта в кольцевых направляющих насадках и позволяют развивать под водой 27 узлов.

К настоящему времени три "Тайфуна" утилизированы. Основных причин этого три: Договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, отсутствие средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии и прекращение производства ракет Р-39 (их выпускал днепропетровский "Южмаш"). Седьмой корабль, ТК-210 вообще не достраивался.

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся по разным данным две или три подлодки класса "Акула".

Подводные лодки типа "Вэнгард" - серия британских атомных подводных лодок, реактор которых работает на оружейном уране. Построены они в 1990-х годах. Основное вооружение лодок - 16 баллистических ракет Trident II D5. Ракеты могут нести восемь боевых блоков британской разработки мощностью по 150 кт.

Всего построены четыре лодки типа "Вэнгард", которые входят в состав 1-го дивизиона подводных лодок королевской военно-морской базы, расположенной в городе Фаслэйн (Шотландия). В начале 1990-х лодки этого типа пришли на смену четырём атомным подводным лодкам типа "Резольюшен" (Resolution), вооруженных баллистическими ракетами американского производства "Поларис".

В носовом торпедном отсеке лодок находятся четыре 533-мм шахты, предназначенные для пуска торпед "Tigerfish" и "Spearfish". "Tigerfish" является управляемой по проводам торпедой с боеголовкой массой 134 кг, радиус действия при активном наведении составляет 13 км, а при пассивном - 29 км. Максимальная боевая длина хода "Spearfish" достигает шестидесяти пяти километров.

Подводные лодки типа "Огайо" - серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3-го поколения, вступивших в строй с 1976 по 1992 год. С 2002 г. - это единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы "Трайдент". Все остальные типы лодок были выведены из боевого состава.

В 2003 г. в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет "Томагавк", завершившаяся в 2008 г. Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами "Трайдент-2", а все ракеты "Трайдент-1" были сняты с боевого дежурства. Лодки типа "Огайо" составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60% времени.

Ядерный реактор "Огайо" - двухконтурный водо-водяной реактор. Активная зона содержит высокообогащённый уран. Одна зарядка обеспечивает примерно 100 тыс. ч активной работы, что эквивалентно примерно 9 - 11 годам постоянного использования реактора на полной мощности или дальности плавания полным ходом 280 тыс. миль, а экономическим - 800 тыс. миль. Паротурбинная установка состоит из двух турбин мощностью по 30000 л.с.

Каждый из 4-х перевооруженных ПЛАРК вооружён 154 крылатыми ракетами "Томагавк", 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет.

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. В боекомплект входит десять торпед Mk-48, которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Подводные лодки типа "Le Triomphant" - серия из четырех французских атомных подводных лодок субмарин третьего поколения с баллистическими ракетами, построенные в 1989 - 2009 гг. При проектировании серии были предприняты меры по снижению шума корабля до уровня естественной шумности моря.

Питание лодки осуществляет один реактор K15 тепловой мощностью 150 МВт, аналогичный установленному на французском авианосце "Шарль де Голль". Реакторы этого типа работают на слабо обогащённом уране. Большим конструктивным достижением французских инженеров стало включение ядерного реактора и парогенератора в единый блок, благодаря чему реактор стал более компактным.

Основным вооружением субмарин являются 16 баллистических ракет М45, которые будут заменены ракетами типа M51. Торпедное вооружение состоит из четырёх носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом из 10 торпед. Из этих торпедных аппаратов запускается и 8 крылатых ракет.

Из других стран, отчеканивших монеты с подлодками, отметим острова Олдерни и Джерси. Хотя они принадлежат Великобритании, но имеют право чеканки собственных монет. Оба острова в 2005 г. выпустили по серебряной монете номиналом 5 фунтов.

Пятифунтовик Олдерни посвящен одному из известнейших подводников Королевского флота Великобритании - адмиралу Сэнди Вудворду. Наибольшую известность адмирал получил, командуя соединением в Южной Атлантике во время Фолклендской войны 1982 г. Морские силы под его командованием установили и поддерживали блокаду островов, обеспечили доставку, высадку, поддержку и снабжение экспедиционных сил десанта.

На монете Джерси помещена одна из самых известных ядерных подлодок Великобритании "HMS CONQUEROR". Она принимала участие в Фолклендской войне. После трехдневного слежения, 2 мая 1982 г. двумя попаданиями потопила аргентинский крейсер General Belgrano. Для атаки использовала прямоидущие торпеды Mk8.

И последнее. Медно-никелевая монета номиналом 5 крон отчеканена в 2001 г. в Англии для ее колонии Таркс энд Кейкос - островов на Карибах. Она посвящена 100-летию королевских подводных сил. На ней изображены старинная и современные субмарины.

К монетам можно отнести и металлические боны треста "Арктикуголь", который разрабатывает угольные месторождения на острове Шпицберген. В число таких бон входит и 10-рублевая выпуска 2001 г. Она посвящена гибели российской атомной подводной лодки "Курск" в Баренцевом море. Имеются три варианта боны - в латуни, алюминии и серебре.