РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ В ПОСТКРИЗИСНОМ 2010 ГОДУ.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Ефим Семенович Добринский, Академия проблем качества РФ, член SAE Василий Александрович Сеин, начальник Аналитического центра ОАО "АСМ-холдинг"
Каковы итоги работы Российского и мирового автопрома в 2010 году? Каковы перспективы развития ведущих отечественных бизнес-структур? Как характеризуется рынок отечественной автокомпонентной отрасли? Что предлагается для роста продаж, повышения конкурентоспособности выпускаемой в России автомобильной техники и компонентов? На эти и другие вопросы, определяющие текущее состояние и перспективы сохранения производства, стабилизации и подъема отечественного автомобилестроения в условиях посткризисного периода, должны были получить ответы участники XIX Международной автомобильной конференции, проходившей в конце 2010 года в Москве. Организацию конференции традиционно взяло на себя ОАО "АСМ-холдинг" при поддержке Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере ТПП РФ и Объединения автопроизводителей России (НП "ОАР"). Все выступления, прозвучавшие на конференции, можно сгруппировать по четырем направлениям в зависимости от обсуждаемой проблематики. Российский и мировой автомобильные рынки. Новые тенденции В пленарном заседании приняли участие директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ, депутат Госдумы РФ, представитель Минобороны РФ, а также руководители зарубежных и отечественных независимых консалтинговых структур - Priсewaterhouse Coopers (PWC), “Эрнст энд Янг” (СНГ), “Автостат”. В докладе, представленном Pricewaferhouse Coopers, дан развернутый обзор мирового автомобильного рынка в различных сегментах, а также прогнозы его развития в России. В частности, рост мирового производства автомобилей ожидается в 2010 году на уровне 19% (по сравнению с 2009 г.). Во многом это связано с продолжающимся ростом спроса в Китае и Индии, одновременно с восстановлением продаж в США, после рекордно низких показателей 2009 г. Восстановление спроса на автомобили в ЕС происходит медленными темпами из-за завершения действия многочисленных схем утилизации. 1. В 2010 году рынок, скорее всего, покажет рост около 30% в количественном выражении по сравнению с 2009 г., главным образом благодаря различным стимулирующим мерам правительства, началу роста потребительского спроса во второй половине года, а также более доступному автокредитованию по привлекательным ставкам. 2. Возросший спрос и эффект импортозамещения привели к существенному увеличению объемов сборки иностранных брендов в России. 3. Инвестиционные планы иностранных производителей и новые инициативы Правительства в отношении соглашений о промышленной сборке будут продолжать стимулировать рост производства иностранных брендов в России. 4. В среднесрочной перспективе Россия будет одним из локомотивов роста мирового производства автомобилей. 5. Этот рост может обеспечить критическую массу производства, необходимую для развития современной отрасли производства компонентов в России. 6. Эти тенденции являются ключом к долгосрочному устойчивому развитию автомобильной промышленности в России и, как следствие, созданию миллионов квалифицированных рабочих мест. Другие аспекты состояния российского и мирового автомобильного рынков и появившиеся новые тенденции развития были представлены в докладах: "Итоги работы автомобильной промышленности в 2010 г." (Минпромторг РФ); "Анализ и прогноз авторынка России до 2020 года" (Аналитическое агентство "Автостат"); "Проблемы российского автопрома" (Комитет по промышленности Госдумы РФ). Программа развития отечественных автомобильных бизнес-структур Ряд презентационных выступлений было посвящено перспективам развития ведущих отечественных автомобильных компаний - ОАО "АВТОВАЗ" (легковое автомобилестроение) и ОАО "КАМАЗ" (грузовое и специальное автомобилестроение). В частности, в Программе развития ОАО "АВТОВАЗ" до 2020 г. прогнозируется восстановление объема годового рынка легковых автомобилей до 3,6 млн шт. (рис. 2). Программа развития детализирована по всем элементам стратегии: продукция, техническое развитие, производство, закупки и продажи, персонал, качество, инвестиции и прибыль. Так, например, структура основных элементов стратегии "Продукция" состоит из: 1. Модернизации продуктового портфеля АвтоВАЗа, осуществляемого в три приема: На фазе "Экспансия" АвтоВАЗ запускает 6 моделей: На фазе "Поддержание" основной фокус смещается в сторону разработки новых моделей, выпускаемых на рынок после 2020 г., и фейслифтинг моделей, запущенных в фазах "Выживание" и "Экспансия". 2. Организация взаимодействия АвтоВАЗ и Renault-Nissan, при котором будут применяться ряд мер для дифференциации брендов, например, дифференциация по цене, дизайну, позиционированию бренда. 3. Партнерство с Renault-Nissan не будет накладывать ограничений на ценовую и продуктовую политику партнеров, при этом партнеры обеспечивают равные условия конкуренции брендов на всей территории РФ по автомобилям, производимым в РФ, однако координируют свои планы в связи с использованием единых платформ и производственных мощностей. Среди актуальных выступлений, касающихся перспективных и динамично развивающихся отечественных бизнес-структур по указанной проблематике следует отметить: "Автомобильный завод SILANT: развитие автосборочного предприятия в кризис" (ООО "Автоспецоборудование", В. Новгород) и "Калужская АвтоЭволюция 2010: достижения и возможности" (Минэкономразвития Калужской области). Рынок автокомпонентной отрасли Весьма актуальными были доклады, посвященные проблемам развития производства в России силовых агрегатов и автокомпонентов мирового уровня, среди которых: "Потенциал рынка автокомпонентов: возможные варианты развития (Эрнст энд Янг-СНГ), "Перспективы гибридных двигателей" (компания "Frost & Sullivan") и "Развитие производства автокомпонентов в России на примере НПО "Турботехника". В частности, опыт инжиниринговой и маркетинговой компании НПО "Турботехника", а также производственной фирмы ЗАО "Турбокомплект" (Протвино, Московской обл.) по организации производства эффективных и надежных турбокомпрессоров (агрегатов наддува), теплообменников, систем рециркуляции отработавших газов, насосных агрегатов подтверждает преимущества отработанных схем стратегического партнера по локализации автокомпонентов как для иностранных, так и российских компаний. По мнению руководства НПО "Турботехника" привлечение отечественных производителей для осуществления локализации автокомпонентов имеет неоспоримые преимущества. Основные из них: Организационно-экономические аспекты развития автопрома Среди выступлений, посвященных росту продаж, повышению конкурентоспособности и эффективности выпускаемой автомобильной техники и комплектующих, следует отметить: "Предложения по мерам, направленным на создание экономических условий для привлечения инвестиций в российскую отрасль по производству автокомпонентов" (НП "ЦСУ АТ "РЕСПЕКТ"); "Государственный лизинг как инструмент стимулирования производства" (ООО "ГТЛК"); "Международный опыт проведения программ утилизации" (СП "Автофрамос", Москва); "Газ в качестве моторного топлива на транспорте РФ" (НП "Национальная газомоторная ассоциация", ОАО "Газпром"). В частности, НГМА и ОАО "Газпром" представили прогноз потребления газовых видов моторного топлива в РФ в общем балансе на период до 2030 г. (в зависимости от роста автомобильного парка РФ). По мнению докладчиков, к 2030 г. годовой объем потребления сжиженного углеводородного газа (СУГ) может достигнуть 4,3 млн т, а природного газа (КПГ) - на уровне 3,3 млн т (4,5 млрд м3) - примерно по 3% в общем балансе автомобильного моторного топлива (рис. 3). При этом выпуск газовых автомобилей на автозаводах России должен выйти на годовой уровень 10 - 20 тыс. в 2012 г., до 50 тыс. шт. в 2017 - 2019 гг. и до 100 тыс. шт. в 2022 - 2023 гг. В докладе приведены комплексные меры по стимулированию роста потребления газа в качестве моторного топлива на транспорте в РФ (принятые во исполнение поручений председателя правительства В.В. Путина по итогам совещания в Н. Уренгое 11 ноября 2010 г.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отечественные производители автомобильной техники в посткризисном 2010 г. обеспечили рост производства в размере 30% по сравнению с кризисным 2009 г. Следует активно использовать оправдавшие себя комплексные меры роста продаж транспортной техники (участие в государственных и региональных программах утилизации и обновления АТС, развитие кластеров и новых производств, лизинг на льготных условиях, автокредиты и другие меры). Необходимо принять новые эффективные комплексные решения на всех уровнях управления, учитывающие интересы государства и бизнеса. Справка АвтоВАЗ производит модели сегментов В (в том числе MPV-B), C, SUV B/C, уверенно занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон (до 250 тыс. руб.). Продуктовый портфель АВТОВАЗа включает 9 моделей на четырех платформах. Текущий параметр АВТОВАЗа - это монозавод, включающий весь производственный цикл от литья и штамповки до сборки готового автомобиля, а также вспомогательные производства, сервисы и непрофильные активы. Затраты на НИОКР сегодня не превышают 1,5% выручки (против 5% у ведущих зарубежных компаний - Ford, Renault, Hyundai). Более подробную информацию по докладам и сообщениям, представленным на конференциях, можно получить в ОАО "АСМ-холдинг" (www.asm-holding.ru).
| ||