В ПОИСКАХ ОТВЕТА "ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?" Вячеслав Федорович Рахманин, НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко, к.т.н.,
(Продолжение. Начало в № 4, 5 - 2010)
Начало третьего тысячелетия отмечено возбуждением общественного интереса и возвращением политической конъюнктуры к полётам на Марс. Это стало следствием как появления новых данных о Марсе, полученных от космических аппаратов, так и "пробуждения" отечественной космонавтики в России. Этому же способствовали череда юбилейных дат исторических достижений космонавтики, выпуск мемуарной литературы, многочисленные публикации в СМИ, показ видеофильмов по телевиденью, а также юбилеи выдающихся создателей ракетно-космической техники. Подлил "масла в огонь" и президент США Дж. Буш, заявивший о целесообразности разработки программы полётов на Луну и Марс. И хотя это заявление во многом носило пропагандистский характер, деньги были выделены реальные и американцы несколько продвинулись в разработке средств выведения. В Европе тоже начались разработки марсианских проектов, о некоторых из них, в частности, проекте ЕКА 2004 года уже упоминалось. Не осталась в стороне от обсуждений этой проблемы и российская общественность. На наиболее представительном научно-техническом форуме по космонавтике - научных чтениях памяти К.Э. Циолковского, - ежегодно проводимых в Калуге с 1966 г., в 2004 г. состоялась оживлённая дискуссия в рамках симпозиума "Пилотируемая экспедиция на Марс (проблемы, концепции, проекты, экипаж, исследования, роль России)". Эта же тема регулярно обсуждается в докладах на ежегодных академических чтениях "Памяти С.П. Королёва и других пионеров космонавтики" в Москве, конференциях, проводимых Международной академией космонавтики и Российской академией космонавтики им. К.Э. Циолковского (РАКЦ), а также в статьях, публикуемых в журналах " Российский космос", "Новости космонавтики", "Двигатель", "Полёт", в центральных и местных газетах. В 2006 г. РКАЦ выпустила книгу "Пилотируемая экспедиция на Марс", подготовленную коллективом ведущих специалистов в области ракетно-космической науки и техники. Большая часть авторов докладов и статей считают необходимым осуществление пилотируемой экспедиции на Марс, хотя называемые ими цели этой экспедиции достаточно расплывчаты. И чаще всего они не затрагивают экономическую сторону полёта, а если и упоминают о затратах, то не сопоставляют их с результатами, которые могут быть получены. Видимо, всё ещё срабатывает подход к экономике времён социализма в СССР - для нужного дела государство всегда изыщет и выделит необходимые средства. В истории космонавтики эта "нужность" часто определялась политическим противостоянием СССР и США. Так было с запуском первого спутника, первого космонавта, с Лунной программой, из стремления опередить конкурента строились планы полёта человека на Марс. Сейчас другие времена. Соревнование между ведущими космическими державами в установлении рекордных достижений в космонавтике осталось в прошлом. В настоящее время важен не сам факт полёта в космос, а получаемые от этого практические результаты. Космонавтика превратилась, в основном, в научно-промышленную отрасль удовлетворения повседневных и перспективных жизненных потребностей человека, расширения его земных возможностей. Для большинства людей полёты в космос превратились в обыденное мероприятие, фамилии космонавтов и астронавтов последних лет знают только их близкие, да ещё люди, профессионально связанные с подготовкой и запуском пилотируемых кораблей. И только полёт на Марс ещё представляет общественный интерес. Попытаемся сделать срез отношения общества к марсианской экспедиции. Наибольшая часть населения безразлична к идее и выполнению полёта на Марс. Для этих людей понятие "космонавтика" стала частью их обыденной жизни, они либо не слышали о планах полёта на Марс, либо этот полёт находится за пределами их жизненных интересов. Более "продвинутая" часть общества априори считает, что всё в жизни, и космонавтика в том числе, прогрессивно развивается и вслед за посещением Луны должен быть сделан следующий шаг - полёт на Марс. Именно должен, т.к. эта группа людей не имеет представления о технических сложностях, о финансовых затратах, о целях полёта, о риске для жизни или здоровья участников экспедиции. Для них полёт на Марс такое же рутинное дело, как запуск очередного спутника или космонавтов на МКС. Есть сравнительно небольшая группа людей среди специалистов в области планетологии, астрономии, астрофизики, философии, которые считают, что посещение Марса человеком даст ответы на ключевые вопросы возникновения планет Солнечной системы. О технических трудностях и финансовых затратах они имеют представление, однако считают, что научно-технический прогресс обязательно сделает возможным полёт на Марс. Научным лидерам этой группы необходимо определиться с целями полётов в дальний космос: проведение исследований для расширения знаний человека о Вселенной или выявление и получение материальных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности человека на Земле. От этого выбора во многом зависит направление дальнейшего развития космонавтики. А какую позицию занимают разработчики ракетно-космической техники? Инженеры и научные сотрудники болеют, естественно, за дальнейшее развитие дела, которому посвятили свою жизнь. Общее отношение к осуществлению полёта на Марс, как к одному из возможных направлений развития космонавтики - положительное. При наличии технического задания и финансирования работ конструкторские бюро готовы разрабатывать марсианский комплекс. Цель же полёта не входит в их компетенцию, она должна быть определена учёными и поддержана политиками. В то же время, объективно оценивая сегодняшнее состояние космической техники и экономики, можно считать, что разработка всего марсианского экспедиционного комплекса считается делом будущего, хотя отдельные проектные проработки проводятся и сейчас. Это касается составных частей комплекса, независимых от выбора маршевой двигательной установки, таких как межпланетный обитаемый корабль, марсианский взлётно-посадочный комплекс и т.п. Но и эти разработки нужно рассматривать только как задел для будущих конструкций. Один из таких экспериментов по подготовке к пилотируемой марсианской экспедиции начат в этом году в России. Программой предусмотрено нахождение в помещении, имитирующем кабину марсианского корабля, псевдоэкипажа из шести человек разных национальностей; исследуется их психологическая совместимость при общении в течение двух лет и, вероятно, реакция организма на "космическое" питание. Конечно, этот эксперимент - шаг в исследовании реакции группы людей на длительное пребывание в условиях, имитирующих полёт на Марс. Но это далеко от действительности. Во-первых, психологическая совместимость зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, а в марсианском полёте, если он всё-таки состоится, примут участие другие люди. Кроме того, психологическое состояние человека, находящегося в процессе эксперимента в земных условиях и твёрдо знающего, что при возникновении любой критической ситуации - болезни, острой формы разногласий между членами экипажа и т.д. - экипаж немедленно получит помощь, значительно отличается от состояния космонавта, который постоянно испытывает чувство тревоги и ощущение одиночества в бескрайнем Космосе. Отсутствие невесомости также не позволяет в чистом виде определиться с реакцией человеческого организма на особенности "космической" пищи. Так что широко разрекламированная программа подготовки полёта на Марс в моём представлении малопродуктивна. Единственный положительный эффект - поддержание у общественности и государственных деятелей интереса к полётам на Марс. Однако и среди профессиональных разработчиков ракетно-космической техники нет единства. Часть из них считает, что разработка марсианского комплекса - на сегодня малопродуктивная задача и требуемые для её осуществления средства целесообразнее использовать для других целей. Для дальнейшего прогресса космонавтики необходимо заменить устаревшее заводское оборудование, широко внедрить компъютерную разработку всей конструкторской и технологической документации, автоматическую систему управления производством, реконструировать стенды, привлечь в отрасль молодёжь путём обеспечения оплаты труда, конкурентоспособной с коммерческими организациями. На фундаменте обновлённой отрасли появится возможность создавать летательные аппараты с реактивными двигателями на новых физических принципах. Всё это станет основанием для разработки межпланетных экспедиционных комплексов для полётов на Марс и его спутники, к Венере и другим космическим объектам. Профессионально заинтересованными в решении вопроса осуществления марсианской экспедиции являются потенциальные участники полёта - космонавты. Время романтиков и ультрапатриотов прошло, но и среди сегодняшнего отряда космонавтов найдутся энтузиасты, выразившие желание рискнуть своим здоровьем, а может быть и жизнью, чтобы вписать в мировую историю вслед за Ю.А. Гагариным и Н. Армстронгом своё имя, имя человека, впервые ступившего на поверхность Марса. Последним слоем нашего среза, но первым по значимости для принятия решения о проведении работ для осуществления пилотируемого полёта на Марс, является политический руководитель космической державы или группы государств, консолидированно участвующих в этом проекте. Такое решение во многом определяется политической конъюнктурой, состоянием мировой экономики, научно-техническими достижениями, настойчивым лоббированием известными политиками и авторитетными учёными. Немаловажным являются и личные качества политического лидера, такие как честолюбие, амбициозность, желание вписать своё имя в мировую историю космонавтики, как это сделал президент США Дж. Кеннеди, провозгласив начало работ по высадке человека на Луну, а также способность взять на себя моральную ответственность и политический риск в случае трагического исхода полёта. Решение политического лидера, подтверждённое парламентом, обязательно, т.к. ожидаемые затраты требуют внесения специальной статьи в расходную часть государственного бюджета. Коммерческого участия в этой программе ожидать не приходится, а если оно и состоится, то вряд ли оно будет более нескольких процентов от общей суммы затрат. А кооперации стран для осуществления полёта на Марс вообще может не состояться из-за разногласий при решении простого, но принципиального вопроса: "Гражданин какой страны первым ступит на поверхность Марса?" Завершая рассказ о проблемах марсианской экспедиции, необходимо, видимо, упомянуть и о предлагаемых целях выполнения пилотируемого полёта на Марс. Эти цели менялись в зависимости от накопления знаний о Вселенной и планетах Солнечной системы. Вначале это была надежда на контакт с разумными существами, затем изучение природных условий и планы по организации постоянно действующей обитаемой станции с последующей колонизацией планеты. Однако изучение Марса космическими аппаратами показало, что длительное пребывание человека на планете крайне затруднительно и не имеет практического смысла. Тем не менее сторонники полёта на Марс считают, что человечество должно разобраться с одной марсианской загадкой, имеющей, по их мнению, значение для будущего Земли. Существует предположение, что миллионы или миллиарды лет назад на Марсе произошла планетарная катастрофа, в результате которой планета потеряла значительную часть атмосферы с изменением её газового состава, поверхность превратилась в безжизненную пустыню. Исчезла растительность, а также имеющиеся формы биологической жизни. Чтобы предотвратить возникновение подобной катастрофы на Земле, человек должен разобраться в причине её происхождения, а это можно сделать только находясь на Марсе. Это предположение не может быть названо даже гипотезой, т.к. оно не выдерживает поверхностной критики. Суровые природные условия Марса объясняются его местонахождением среди планет. Из-за своего достаточно удалённого положения от Солнца, Марс получает в четыре раза меньше тепла, чем Венера и в два раза меньше, чем Земля. Поэтому на Венере средняя атмосферная температура составляет примерно 550°С, на Земле - около 20°С, на Марсе минус 90°С. После образования из галактического вещества, Марс резко остывал с поверхности, что привело к бурной вулканической деятельности, следы которой обнаружены при исследовании рельефа местности. Так уж получилось при образовании Солнечной системы. Почему и как - я не знаю. И никто не знает, есть только гипотезы. Разгадать загадку образования звёзд, планет и всей Вселенной - эту задачу сотни лет пытаются решить астрономы, астрофизики и философы. И, думается, полётом на Марс её не решить. А что касается идеи предотвращения планетарной катастрофы на Земле, то человек не способен справиться с происходящими на Земле природными катаклизмами локального масштаба, такими как произошедшими в этом году разрушительными ураганами, ливнями и наводнениями в Америке и в Европе, накрывшей Россию жарой, сопровождающейся засухой и лесными пожарами, унёсшими человеческие жизни, несколькими "выдохами" исландского вулкана, нарушившими работу десятков авиакомпаний и т.д. Где уж совладать с планетарной катастрофой! Так будет ли полёт на Марс? В сегодняшних условиях состояния космической техники и мировой экономики этот полёт невозможен. А через 20-25 лет обстановка на Земле будет другой, уровень космической техники и экономические возможности отдельной космической державы или кооперации таких стран возрастут настолько, что человечество решится на марсианскую экспедицию в целях удовлетворения любопытства и утоления вечной тяги к приключениям. Ведь что-то движет людьми, снова и снова совершающими восхождения на Эверест, спускающимися в морские пучины с аквалангами и без них, строящими автоболиды для достижения сверхзвуковых скоростей… Жаль только, что моему поколению создателей ракетно-космической техники не придётся участвовать в разработке марсианского экспедиционного комплекса.
| ||