ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ И ВОД Сергей Леонидович Мальчиков (Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 3 – 2010) В 1823 г. французский морской офицер Жак-Филипп де Монжери (Jacques-Philippe Merignon de Montgery; 1782-1839) представил проект подводного корабля "Невидимый" (L'Invinsible), а в 1825 г. опубликовал его в "Морском и колониальном ежегоднике" (Annales Maritimes et Coloniales). Корпус "Невидимого" имел длину 96 футов (29,3 м), наибольшую ширину 27 футов (8,2 м) и высоту от киля до верхней палубы 16 футов (4,9 м). Он был обшит железными листами, крепившимися на деревянном каркасе. Автор писал о своем корабле:
Верхняя часть "Невидимого" несколько походит на подводную часть, но гораздо более плоская, чтобы облегчить управление судном, когда плавают на поверхности воды; в ней сделаны два люка для прохода членов экипажа и вставлены чечевицеообразные стекла для освещения междупалубного пространства… …Бушприт можно по желанию вдвигать в судно; мачты на шарнирах: когда желают погрузиться, располагают весь рангоут в углублении, сделанном в середине палубы. Внутренность судна разделяется горизонтальной палубой на две части; нижняя часть, в свою очередь разделяется на отделения, которые служат для помещения: одни - запасов, а другие - воды, напускаемой для погружения. Чтобы опуститься под воду, достаточно открыть краны; когда затем желают подняться на поверхность, выкачивают посредством нагнетательных насосов воду, впущенную для погружения. Что касается до передвижений в горизонтальном направлении, то для этого служит расположенное в корме колесо и лопасти, действующие с каждого борта судна… …Вооружение "Невидимого" должно состоять из четырех колумбиад, нагнетательного насоса, способного выбрасывать воспламенительные составы, сотни подводных ракет и такого же числа мин, не считая ручного оружия, даваемого каждому матросу". По замыслу Монжери, в надводном положении колеса и мартенот должны были приводиться в движение поршневой паровой машиной, работающей на угле. При погружении эта машина становилась газовым двигателем взрывного действия. При этом особое устройство непрерывно подавало к поршням машины небольшие порции пороха и ударами маленького молоточка взрывало их. При аварии машины для передвижения в надводном положении под парусами корабль имел две мачты и бушприт. Под водой гребные колеса и мартенот должны были приводить в движение 96 членов экипажа, работавших посменно. Два вертикальных руля, расположенные по обеим сторонам кормы, служили для управления кораблем по курсу. Управление по глубине производилось с помощью горизонтального руля, находившегося под мартенотом. Изобретатель предполагал вооружить "Невидимый" четырьмя короткоствольными орудиями крупного калибра (колумбиадами) для использования в надводном положении и насосом для выбрасывания горящей смеси, т.е. огнеметом, а для действий под водой предусматривал 100 подводных ракет собственной конструкции и 100 буксируемых мин. Монжери сделал две модели подводного корабля, однако в то время такой проект было невозможно осуществить технически. Одним из наиболее проработанных проектов подводных лодок в России первой трети XIX века являлся проект мелкопоместного дворянина Минской губернии Казимира Черновского. Он был арестован 6 мая 1829 г. и заключен в Петропавловскую крепость. Пять месяцев спустя его перевели в Шлиссельбургскую крепость, находившуюся в ведении "Третьего отделения собственной его величества канцелярии". Находясь в тюрьме, Черновский подготовил чертежи и описание изобретенной им подводной лодки. 19 июня 1829 г. он направил подготовленные документы Николаю I с письмом, в котором, в частности, говорилось: "Первый опыт трудов моих… дерзаю представить у подножия трона вашего императорского величества. В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать, и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех… В военном искусстве она будет полезною потому, что можно будет под водою подплыть под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазку в местах во всех неожиданных неприятелем… Могу построить подводное судно, в котором можно будет поставить несколько пушек…". Подробно изложив свои соображения о пользе подводных лодок, он предполагал возможность более подробной разработки проекта: "Если мое описание подводных судов найдется в чем-нибудь недокладное, то всепокорнейше прошу меня в том извинить, потому что мне не позволено иметь никаких инструментов для сделания плана… Ежели же я буду столь счастлив, что мне позволено будет сделать подводные судна, то что теперь неясным показывается в описании, будет изъяснено самым лучшим образом в деле… сколь чувствую себя способным сделать разных видов подводные судна… в противном случае, если б мне был дан материал и работники, а я бы не сделал подводного судна, то жертвую своей жизнью". Сохранившиеся в архивах документы дают представление о проекте лодки Черновского. Он предлагал придать корпусу цилиндрическую форму с заостренной носовой оконечностью. Корма была плоской. По проекту длина судна составляла бы около 10 м, а наибольшая ширина - три метра. Корпус должен был быть изготовлен из железа "потому, что металлы по своей протяженности, крепости и упругости весьма способны к постройке судов и к тому же в России они в изобилии находятся". Обшивку предполагалось крепить к решетчатому набору, а внутреннюю поверхность покрыть сыромятными кожами для теплоизоляции. По бортам лодки были равномерно расположены 28 мехов для приема воды, сообщавшихся с забортным пространством и служивших для погружения судна, а для всплытия вода должна была выдавливаться из мехов с помощью рычагов. В верхней части корпуса предусматривалась выдвижная рубка. Выдвижение рубки приводило к увеличению объема лодки и ее всплытию, а опускание рубки внутрь корпуса способствовало погружению лодки, поскольку уменьшался ее объем. Для наблюдения в верхней части рубки имелись иллюминаторы. Рубка также могла использоваться для высадки вооруженного десанта и для воздействия на противника с помощью огнестрельного оружия. Кроме личного огнестрельного оружия, изобретатель предлагал вооружить лодку миной, подводимой под днище вражеского корабля. Для взрыва мины он разработал запал, состоявший из трубки с воспламеняющим веществом (предположительно, фосфористым кальцием), вставленной одним концом в корпус мины. Наружный конец трубки был закрыт пробкой из квасцов, через некоторое время растворяющихся в воде, после чего морская вода соединялась с горючей смесью запала, что вызывало взрыв мины. Для замены испорченного воздуха в лодке автор предлагал размещать внутри корпуса кожаные мешки, в которые воздушным насосом закачивался воздух. По мере необходимости этот воздух можно было стравливать в лодку для улучшения дыхания. Он также предлагал установить на подводной лодке оптическое устройство для наблюдения из рубки (перископ) с механизмом для его подъема, опускания и поворачивания. Проект Черновского был направлен Николаем I на экспертизу военному инженеру генералу Базену. В своем заключении генерал отмечал: "Записка, ныне рассматриваемая, доказывает, что сочинитель ее имеет больше усердия и воображения, нежели основательных познаний в науках. Большая часть его предложений не представляет той простоты и благонадежности, которые должны составить одно из главнейших свойств подводных судов, и поэтому приведение оных в исполнение требовало бы непременно разных дополнений или значительных изменений. Сие, по моему мнению, происходит, во-первых, от того, что сочинителю были неизвестны сделанные уже по сему предмету исследования и, во-вторых, от того, что он принял употребление подводных судов в слишком пространном смысле. В столь важном и затруднительном предприятии должно поступить постепенно и со всякой осторожностью. Правила об устройстве подводных лодок не дошли еще до такого совершенства, чтоб позволено было заниматься приложением сих правил к построению военных подводных судов большого размера. До приступа к таковому обширному приложению необходимо усовершенствовать подводные небольшие суда до возможной степени, а в сем отношении описанная в настоящей записке лодка не только не исполняет всего желаемого, но даже далеко отстает от известных уже подобных изобретений". При этом генерал имел в виду известные ему проекты подводных судов Фултона и братьев Кэссен. В конце экспертного заключения Базен писал: "Впрочем, я не могу не признаться, что хотя описанная лодка не удовлетворяет всем желаемым условиям, однако, изобретение ее делает честь сочинителю и должно полагать, что его усердие и практические познания могли бы быть полезными при дальнейших исследованиях в производстве решительных опытов для введения в усовершенствования подводного судоходства в Российской империи". В 1831 г. в Кораблестроительный комитет Морского ведомства от петербургского титулярного советника Алексея Подолецкого поступил проект подводной лодки собственной конструкции (описание и чертеж), которая якобы могла "плавать под водою и опускаться в глубину оной на столько футов или сажен, сколько потребует надобность". В представленном описании автор отмечал: "Шлюпка сия должна быть о двух бортах длиною в 18, а в поперечнике 6½ футов, средина же оной должна составлять 3½ ф., которая должна быть с прочными палубами и мачтою соответственно сему судну. Боковые борты с главною шлюпкою должны простираться от самого верху руля вплоть до киля и покрыты также твердыми палубами горизонтально со средним основанием. Внутри же приделанных боков сделать по одному насосу и по одному на дне отверстию для впуска воды". Из описания видно, что Подолецкий предполагал построить двухкорпусную лодку длиной 5,5 м и шириной около двух метров. Обшивка судна должна была крепиться к 21 шпангоуту. Для погружения лодки в междубортное пространство должна была впускаться вода. При необходимости всплытия на поверхность воду надо было откачать из междубортного пространства поршневыми насосами. В случае быстрого ухода лодки в воду при ее погружении, автор предлагал установить специальные крылья для ее удержания, о которых в описании к проекту было сказано: "для поддержания груза (т.е. плавучести) и свободного плавания под водою открываются приделанные крылья к боковым бортам, дабы остановить судно в равновесии и дать ему свободный ход посредством обращения колес". Можно предположить, что эти "крылья" для торможения лодки при уходе ее на глубину одновременно выполняли функцию горизонтальных рулей для управления движением судна в вертикальной плоскости при подводном ходу. Автор отмечал, что если для поддержания равновесия лодки под водой подъемной силы крыльев будет недостаточно, то следует откачивать воду из балластных цистерн с помощью насосов, "через чего и само судно приводится в большое облегчение". В качестве движителя для подлодки Подолецкий предлагал использовать гребные колеса, вращаемые вручную изнутри лодки. Колеса должны были располагаться по бортам судна. Изобретатель писал: "От киля на 6 футов утвердить в середине шлюпки небольшой вал, коего концы выходили бы по обе стороны на два с половиною фута для укрепления оных колес, которые посредством механизма будут приводить в действие, и судно может плыть даже против течения воды". В проекте также предусматривался запас воздуха для дыхания людей внутри лодки. Сжатый воздух должен был находиться в медном шаре (баллоне), из которого можно было по необходимости подавать воздух в лодку. Кораблестроительный комитет рассмотрел проект Подолецкого и принял его к сведению, сообщив при этом изобретателю, что постройка подводной лодки по данному проекту не рациональна. В 1834 г. французский врач Жан-Батист Пети (Jean-Baptiste Petit; 1803 - 1834) построил небольшую подводную лодку, обшитую листами железа. Длина ее составляла 12 футов (3,66 м). В середине лодки имелась небольшая рубка, в которой располагался изобретатель. Он приводил суденышко в движение двумя веслами. 15 августа 1834 г. Пети на своей лодке курсировал в разных направлениях на поверхности воды в гавани городка Сен-Валери (St. Valery), расположенного возле устья реки Соммы. За ним с берега наблюдали около тысячи человек. Добровольные помощники принесли ему из мясной лавки чугунные гири для балласта. После этого изобретатель попрощался с присутствовавшими и погрузился в воду. Через 20 минут на поверхность воды всплыли несколько поплавков, привязанных к веревкам, тянущимся на дно. Все поняли, что они означают беду. Лодка на поверхность так и не поднялась. На следующий день во время отлива лодку обнаружили лежащей в прибрежном иле. Внутри ее находился мертвый изобретатель, погибший от удушья. Редакция журнала “Двигатель с глубоким прискорбием сообщает, что на этой публикации прекращаются выпуски данной серии статей, в связи со скоропостижной кончиной одного из наших самых плодотворных и любимых авторов - Сергея Леонидовича Мальчикова. Выражаем искреннее соболезнование его родным и близким.
| ||