ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ И ВОД Сергей Леонидович Мальчиков (Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 3 – 2010) В 1823 г. французский морской офицер Жак-Филипп де Монжери (Jacques-Philippe Merignon de Montgery; 1782-1839) представил проект подводного корабля "Невидимый" (L'Invinsible), а в 1825 г. опубликовал его в "Морском и колониальном ежегоднике" (Annales Maritimes et Coloniales). Корпус "Невидимого" имел длину 96 футов (29,3 м), наибольшую ширину 27 футов (8,2 м) и высоту от киля до верхней палубы 16 футов (4,9 м). Он был обшит железными листами, крепившимися на деревянном каркасе. Автор писал о своем корабле: "Каковы бы ни были величина и форма судна, можно устроить его так, чтобы оно погружалось и ходило под водой. За недостатком же времени и средств можно с успехом преобразовать в подводный корсар небольшое судно около ста тонн водоизмещения, потому что если даже вооружить его только одной колумбиадой и если оно будет обладать очень плохим ходом под водой, то и тогда может безопасно нападать на все теперешние флоты Европы и Америки. Большим же недостатком была бы его неспособность настигать неприятеля при известных обстоятельствах… Верхняя часть "Невидимого" несколько походит на подводную часть, но гораздо более плоская, чтобы облегчить управление судном, когда плавают на поверхности воды; в ней сделаны два люка для прохода членов экипажа и вставлены чечевицеообразные стекла для освещения междупалубного пространства… …Бушприт можно по желанию вдвигать в судно; мачты на шарнирах: когда желают погрузиться, располагают весь рангоут в углублении, сделанном в середине палубы. Внутренность судна разделяется горизонтальной палубой на две части; нижняя часть, в свою очередь разделяется на отделения, которые служат для помещения: одни - запасов, а другие - воды, напускаемой для погружения. Чтобы опуститься под воду, достаточно открыть краны; когда затем желают подняться на поверхность, выкачивают посредством нагнетательных насосов воду, впущенную для погружения. Что касается до передвижений в горизонтальном направлении, то для этого служит расположенное в корме колесо и лопасти, действующие с каждого борта судна… …Вооружение "Невидимого" должно состоять из четырех колумбиад, нагнетательного насоса, способного выбрасывать воспламенительные составы, сотни подводных ракет и такого же числа мин, не считая ручного оружия, даваемого каждому матросу". И на поверхности, и под водой движителем должны были служить два бортовых колеса с лопастями, а также расположенный в кормовой части мартенот (расположенное в корме устройство, напоминающее длинный клин, совершающее колебательные движения из стороны в сторону, что позволяло судну двигаться вперед. Движущейся частью являлся цилиндрический сектор, который своими плоскими поверхностями как бы отталкивался от воды и сообщал тем самым поступательное движение кораблю. Данное устройство, изобретенное в 1704 г., действовало по принципу кормового весла венецианской гондолы и было названо по фамилии изобретателя М. Мартенота). По замыслу Монжери, в надводном положении колеса и мартенот должны были приводиться в движение поршневой паровой машиной, работающей на угле. При погружении эта машина становилась газовым двигателем взрывного действия. При этом особое устройство непрерывно подавало к поршням машины небольшие порции пороха и ударами маленького молоточка взрывало их. При аварии машины для передвижения в надводном положении под парусами корабль имел две мачты и бушприт. Под водой гребные колеса и мартенот должны были приводить в движение 96 членов экипажа, работавших посменно. Два вертикальных руля, расположенные по обеим сторонам кормы, служили для управления кораблем по курсу. Управление по глубине производилось с помощью горизонтального руля, находившегося под мартенотом. Изобретатель предполагал вооружить "Невидимый" четырьмя короткоствольными орудиями крупного калибра (колумбиадами) для использования в надводном положении и насосом для выбрасывания горящей смеси, т.е. огнеметом, а для действий под водой предусматривал 100 подводных ракет собственной конструкции и 100 буксируемых мин. Монжери сделал две модели подводного корабля, однако в то время такой проект было невозможно осуществить технически. Спустя четыре года (в 1827 г.) французский чиновник М. Кастера (Castera), издавший к тому времени несколько брошюр о подводном судоходстве, получил привилегию (патент) на проект подводной лодки, которая, по его словам, могла использоваться не только в военных целях, но и для осуществления спасательных работ. Необычность проекта состояла в том, что лодку предполагалось как бы подвешивать к поплавку, что должно было позволить решить сразу две задачи: во-первых, обеспечивалась подача свежего воздуха, т.к. к поплавку прикреплялся бы шланг, через который насос подавал воздух в корпус. Длина шланга позволяла погружаться на довольно большую глубину. Во-вторых, регулируя с помощью лебедок длину поддерживающих лодку тросов, можно было выдерживать необходимую глубину погружения. Внутренняя часть лодки состояла из трех отсеков. В среднем отсеке находился экипаж и ряд механизмов и устройств для управления лодкой, а в крайних были расположены балластные цистерны. Центральный отсек венчала небольшая башенка с иллюминаторами и входным люком. Кроме того, в нижней части отсека имелось шесть иллюминаторов с толстыми стеклами и две пары кожаных рукавов с перчатками для действий с разными предметами за бортами судна. Движителем лодки должны были служить две пары весел, расположенные по бортам, и управлявшиеся изнутри судна. Управление по курсу осуществлялось с помощью вертикального руля. В нижней части корабля располагался съемный чугунный киль, одновременно служивший балластом. При необходимости аварийного всплытия балласт сбрасывался, для чего надо было отвернуть два болта. Для входа и выхода водолазов на лодке имелась шлюзовая камера (герметичный отсек с люком). Спустя несколько лет Кастера предложил вариант подводной лодки, снабженной колесами для передвижения по дну. Одним из наиболее проработанных проектов подводных лодок в России первой трети XIX века являлся проект мелкопоместного дворянина Минской губернии Казимира Черновского. Он был арестован 6 мая 1829 г. и заключен в Петропавловскую крепость. Пять месяцев спустя его перевели в Шлиссельбургскую крепость, находившуюся в ведении "Третьего отделения собственной его величества канцелярии". Находясь в тюрьме, Черновский подготовил чертежи и описание изобретенной им подводной лодки. 19 июня 1829 г. он направил подготовленные документы Николаю I с письмом, в котором, в частности, говорилось: "Первый опыт трудов моих… дерзаю представить у подножия трона вашего императорского величества. В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать, и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех… В военном искусстве она будет полезною потому, что можно будет под водою подплыть под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазку в местах во всех неожиданных неприятелем… Могу построить подводное судно, в котором можно будет поставить несколько пушек…". Подробно изложив свои соображения о пользе подводных лодок, он предполагал возможность более подробной разработки проекта: "Если мое описание подводных судов найдется в чем-нибудь недокладное, то всепокорнейше прошу меня в том извинить, потому что мне не позволено иметь никаких инструментов для сделания плана… Ежели же я буду столь счастлив, что мне позволено будет сделать подводные судна, то что теперь неясным показывается в описании, будет изъяснено самым лучшим образом в деле… сколь чувствую себя способным сделать разных видов подводные судна… в противном случае, если б мне был дан материал и работники, а я бы не сделал подводного судна, то жертвую своей жизнью". Сохранившиеся в архивах документы дают представление о проекте лодки Черновского. Он предлагал придать корпусу цилиндрическую форму с заостренной носовой оконечностью. Корма была плоской. По проекту длина судна составляла бы около 10 м, а наибольшая ширина - три метра. Корпус должен был быть изготовлен из железа "потому, что металлы по своей протяженности, крепости и упругости весьма способны к постройке судов и к тому же в России они в изобилии находятся". Обшивку предполагалось крепить к решетчатому набору, а внутреннюю поверхность покрыть сыромятными кожами для теплоизоляции. По бортам лодки были равномерно расположены 28 мехов для приема воды, сообщавшихся с забортным пространством и служивших для погружения судна, а для всплытия вода должна была выдавливаться из мехов с помощью рычагов. В верхней части корпуса предусматривалась выдвижная рубка. Выдвижение рубки приводило к увеличению объема лодки и ее всплытию, а опускание рубки внутрь корпуса способствовало погружению лодки, поскольку уменьшался ее объем. Для наблюдения в верхней части рубки имелись иллюминаторы. Рубка также могла использоваться для высадки вооруженного десанта и для воздействия на противника с помощью огнестрельного оружия. Кроме личного огнестрельного оружия, изобретатель предлагал вооружить лодку миной, подводимой под днище вражеского корабля. Для взрыва мины он разработал запал, состоявший из трубки с воспламеняющим веществом (предположительно, фосфористым кальцием), вставленной одним концом в корпус мины. Наружный конец трубки был закрыт пробкой из квасцов, через некоторое время растворяющихся в воде, после чего морская вода соединялась с горючей смесью запала, что вызывало взрыв мины. В качестве движителя лодки Черновский предполагал использовать 14 пар весел, располагавшихся по семь пар с каждого борта в два ряда, по семь в каждом. Весла представляли собой гладкие точеные стержни, которые проходили через борта лодки сквозь кожаные манжеты (сальники). На наружных концах стержней располагались приспособления, напоминавшие зонты. Когда стержни втягивались внутрь лодки, "зонтики" складывались, а при выталкивании - раскрывались, создавая тем самым упор. Прямолинейными движениями вперед-назад эти весла должны были продвигать судно вперед. Для замены испорченного воздуха в лодке автор предлагал размещать внутри корпуса кожаные мешки, в которые воздушным насосом закачивался воздух. По мере необходимости этот воздух можно было стравливать в лодку для улучшения дыхания. Он также предлагал установить на подводной лодке оптическое устройство для наблюдения из рубки (перископ) с механизмом для его подъема, опускания и поворачивания. Проект Черновского был направлен Николаем I на экспертизу военному инженеру генералу Базену. В своем заключении генерал отмечал: "Записка, ныне рассматриваемая, доказывает, что сочинитель ее имеет больше усердия и воображения, нежели основательных познаний в науках. Большая часть его предложений не представляет той простоты и благонадежности, которые должны составить одно из главнейших свойств подводных судов, и поэтому приведение оных в исполнение требовало бы непременно разных дополнений или значительных изменений. Сие, по моему мнению, происходит, во-первых, от того, что сочинителю были неизвестны сделанные уже по сему предмету исследования и, во-вторых, от того, что он принял употребление подводных судов в слишком пространном смысле. В столь важном и затруднительном предприятии должно поступить постепенно и со всякой осторожностью. Правила об устройстве подводных лодок не дошли еще до такого совершенства, чтоб позволено было заниматься приложением сих правил к построению военных подводных судов большого размера. До приступа к таковому обширному приложению необходимо усовершенствовать подводные небольшие суда до возможной степени, а в сем отношении описанная в настоящей записке лодка не только не исполняет всего желаемого, но даже далеко отстает от известных уже подобных изобретений". При этом генерал имел в виду известные ему проекты подводных судов Фултона и братьев Кэссен. В конце экспертного заключения Базен писал: "Впрочем, я не могу не признаться, что хотя описанная лодка не удовлетворяет всем желаемым условиям, однако, изобретение ее делает честь сочинителю и должно полагать, что его усердие и практические познания могли бы быть полезными при дальнейших исследованиях в производстве решительных опытов для введения в усовершенствования подводного судоходства в Российской империи". Таким образом, генерал Базен, зная об участи политзаключенного Черновского, уклонился от содействия изобретателю и в заключении отметил "неудобоисполнимость" проекта. Вместе с заключением Базена проект был направлен в Военное министерство. В отношении Министерства, отправленном в Главный штаб 30 сентября 1832 г. было сказано: "Изобретение сочинителя проекта подводной лодки, с одной стороны, не имеет необходимого свойства опускаться по произволу под водою до определенной глубины, а с другой - не представляет всегдашней возможности возобновить внутренний воздух для свободного дыхания людей, в оной находящихся, и поэтому через невыполнение сих двух условий, и по многим другим недостаткам, устройство по сему проекту лодки, генерал-лейтенант Базен почитает неудобоисполнимым, признавая впрочем, что сочинитель имеет много воображения и даже сведений, приобретенных им практикою или чтением книг, но проект его служит новым доказательством, что воображение, не управляемое основательными познаниями в науках, не в состоянии произвести полезное изобретение". Таким образом, проект Черновского не был осуществлен. В 1831 г. в Кораблестроительный комитет Морского ведомства от петербургского титулярного советника Алексея Подолецкого поступил проект подводной лодки собственной конструкции (описание и чертеж), которая якобы могла "плавать под водою и опускаться в глубину оной на столько футов или сажен, сколько потребует надобность". В представленном описании автор отмечал: "Шлюпка сия должна быть о двух бортах длиною в 18, а в поперечнике 6½ футов, средина же оной должна составлять 3½ ф., которая должна быть с прочными палубами и мачтою соответственно сему судну. Боковые борты с главною шлюпкою должны простираться от самого верху руля вплоть до киля и покрыты также твердыми палубами горизонтально со средним основанием. Внутри же приделанных боков сделать по одному насосу и по одному на дне отверстию для впуска воды". Из описания видно, что Подолецкий предполагал построить двухкорпусную лодку длиной 5,5 м и шириной около двух метров. Обшивка судна должна была крепиться к 21 шпангоуту. Для погружения лодки в междубортное пространство должна была впускаться вода. При необходимости всплытия на поверхность воду надо было откачать из междубортного пространства поршневыми насосами. В случае быстрого ухода лодки в воду при ее погружении, автор предлагал установить специальные крылья для ее удержания, о которых в описании к проекту было сказано: "для поддержания груза (т.е. плавучести) и свободного плавания под водою открываются приделанные крылья к боковым бортам, дабы остановить судно в равновесии и дать ему свободный ход посредством обращения колес". Можно предположить, что эти "крылья" для торможения лодки при уходе ее на глубину одновременно выполняли функцию горизонтальных рулей для управления движением судна в вертикальной плоскости при подводном ходу. Автор отмечал, что если для поддержания равновесия лодки под водой подъемной силы крыльев будет недостаточно, то следует откачивать воду из балластных цистерн с помощью насосов, "через чего и само судно приводится в большое облегчение". В качестве движителя для подлодки Подолецкий предлагал использовать гребные колеса, вращаемые вручную изнутри лодки. Колеса должны были располагаться по бортам судна. Изобретатель писал: "От киля на 6 футов утвердить в середине шлюпки небольшой вал, коего концы выходили бы по обе стороны на два с половиною фута для укрепления оных колес, которые посредством механизма будут приводить в действие, и судно может плыть даже против течения воды". В проекте также предусматривался запас воздуха для дыхания людей внутри лодки. Сжатый воздух должен был находиться в медном шаре (баллоне), из которого можно было по необходимости подавать воздух в лодку. Кораблестроительный комитет рассмотрел проект Подолецкого и принял его к сведению, сообщив при этом изобретателю, что постройка подводной лодки по данному проекту не рациональна. В 1834 г. французский врач Жан-Батист Пети (Jean-Baptiste Petit; 1803 - 1834) построил небольшую подводную лодку, обшитую листами железа. Длина ее составляла 12 футов (3,66 м). В середине лодки имелась небольшая рубка, в которой располагался изобретатель. Он приводил суденышко в движение двумя веслами. 15 августа 1834 г. Пети на своей лодке курсировал в разных направлениях на поверхности воды в гавани городка Сен-Валери (St. Valery), расположенного возле устья реки Соммы. За ним с берега наблюдали около тысячи человек. Добровольные помощники принесли ему из мясной лавки чугунные гири для балласта. После этого изобретатель попрощался с присутствовавшими и погрузился в воду. Через 20 минут на поверхность воды всплыли несколько поплавков, привязанных к веревкам, тянущимся на дно. Все поняли, что они означают беду. Лодка на поверхность так и не поднялась. На следующий день во время отлива лодку обнаружили лежащей в прибрежном иле. Внутри ее находился мертвый изобретатель, погибший от удушья. Редакция журнала “Двигатель с глубоким прискорбием сообщает, что на этой публикации прекращаются выпуски данной серии статей, в связи со скоропостижной кончиной одного из наших самых плодотворных и любимых авторов - Сергея Леонидовича Мальчикова. Выражаем искреннее соболезнование его родным и близким.
| ||