СТАНДАРТЫ РАБОТЫ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ Michael Bassmann, Product Line Manager Balancing Service –
Уважаемые коллеги! Предлагая Вашему вниманию данную статью, мы искренне убеждены, что эта информация будет важна и полезна как специалистам непосредственно связанным с балансировкой, так и руководителям предприятий авиационной отрасли. Практика нашей работы показывает, что подавляющее большинство пользователей балансировочных станков в России либо вообще не имеют представления о том, как проверять свое балансировочное оборудование, либо руководствуются устаревшим стандартом, отмененным еще в 2008 г.. Такое положение вещей не только идет вразрез с действующим на территории РФ техническим законом, но и объективно мешает развитию производства ориентированного на современный менеджмент качества и глобальную стандартизацию в интересах конкуренто-способности конечного продукта. Введение. Суть вопроса Каждый станок для динамической балансировки оборудован измерительной системой, позволяющей определить дисбаланс вращающегося ротора, исходя из его вибрационных характеристик. Соотношение между вибрацией и дисбалансом определяется посредством так называемой "калибровки", т.е. методики измерений, основывающейся на определённых разностях значений дисбаланса. Чтобы определить или проконтролировать определённую разность значений дисбаланса, применяемую в качестве опорного значения, используются так называемые "рабочие образцы (эталоны)", представляющие собой роторы, имеющие особую конструкцию и контрольные грузы. В процессе калибровки в разных местах такого ротора устанавливаются контрольные грузы, номинальные значения масс которых должны быть предварительно введены в блок измерения дисбаланса. Блок измерения дисбаланса рассчитывает, исходя из этих номинальных значений и измеренных сигналов вибрации, калибровочную матрицу (таблицу) и сохраняет её. Эта процедура предназначена для определения функции преобразования сигналов вибродатчиков в выводимые (отображаемые) значения дисбаланса; она оказывает существенное влияние на последующие измерения, которые будут проводиться на любых других роторах. Другими словами: качество наладки балансировочного станка и особенно качество используемых рабочих образцов (эталонов) существенным образом влияет на качество процесса балансировки в целом. Использующиеся для калибровки, наладки или аттестации балансировочных станков рабочие образцы (эталоны) состоят из компонентов двух видов: Такая установленная масса создаёт заданный дисбаланс, характеризующийся определённым угловым положением в определённой плоскости. Любое отклонение от номинального положения и, соответственно, веса используемых грузов или наличие остаточного дисбаланса контрольного ротора искажают результаты испытаний, проводимых с использованием такого рода рабочего образца (эталона). По какому Стандарту жить? Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 января 2008 г. № 7-ст международный стандарт ГОСТ 20076-2007 (ИСО 2953:1999) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2008 г., взамен ГОСТ 20076-89 (ИСО 2953-85). Понятие "Класс точности балансировки" больше не применяется. Вместо понятия "Класс точности балансировки" введено понятие "Минимально достижимый остаточный дисбаланс". Изготовитель должен указать минимальный остаточный дисбаланс, который может быть достигнут в результате балансировки на балансировочном станке, в единицах удельного дисбаланса (гмм/кг), а также предоставить протоколы с показаниями индикатора, которые соответствуют этому значению дисбаланса. Испытания станка должны проводиться контрольными роторами и контрольными грузами в соответствии со стандартом ГОСТ 20076-2007 (ИСО 2953:1999). Конструкция контрольных роторов Действующий международный стандарт ISO 2953: Mechanical vibration - Balancing machines - Description and evaluation (1999-04-15: 3rd edition) / ("Вибрация. Станки балансировочные. Характеристики и методы их проверки" ГОСТ 20076-2007) определяет несколько типов контрольных роторов. Тип A. Контрольные роторы без шеек, устанавливаемые в вертикальных балансировочных станках с одно или двумя плоскостями коррекции. Плоскости рабочих подшипников подлежащей балансировке детали могут находиться в любом месте, т.е. по одной с каждой стороны или обе с одной стороны основного корпуса ротора. Тип B. Контрольные роторы с шейками, устанавливаемые на горизонтальные балансировочные станки с, как правило, двумя плоскостями коррекции, находящимися между опорными шейками. Опорные шейки находятся с обеих сторон по оси ротора. Тип C. Контрольные роторы с шейками, устанавливаемые консольно на горизонтальные балансировочные станки с, как правило, двумя, находящимися в консольной (выступающей) части плоскостями коррекции. Опорные шейки находятся с одной стороны ротора. Конструкция контрольных грузов Геометрические параметры контрольных грузов в международном стандарте ISO 2953 не указаны, однако приводятся соответствующие номинальные значения и допустимые отклонения. Они зависят от требующегося воздействия на дисбаланс и точности измерения дисбаланса относительно указанного остаточного дисбаланса. Кроме того, определяются отклонения мест установки контрольных грузов относительно номинальных мест их установки по каждому из трёх направлений, а именно, указываются положения на оси, по радиусу и углу. Допустимое значение смещения идентично процентному значению, установленному для допустимого отклонения массы при выполнении испытания по проверке коэффициента уменьшения дисбаланса (URR test). Поскольку для станков компании Schenck устанавливается и проверяется значение коэффициента уменьшения баланса (URR) равное 95 %, при малейших отклонениях обязательно должна проводиться тарировка контрольного ротора и контрольных грузов, используемых при проведении такого рода испытания. Контрольные грузы, используемые для проверки минимального порога остаточного дисбаланса и коэффициента уменьшения дисбаланса, рассчитываются и изготавливаются специально для каждого балансировочного станка в соответствии с заявляемой производителем точностью станка. Использование соответствующих нормативным документам контрольного ротора и контрольных грузов Как сказано выше, контрольные роторы и контрольные грузы являются ключевыми факторами обеспечения корректности проверки наладки балансировочного станка. Будучи используемыми в качестве рабочих образцов (по отношению к эталонам), они должны соответствовать действующим международным стандартам. Так как в стандарт ISO 2953 в 1999 г. были внесены изменения, не допускается использование конструктивных решений, соответствующих предыдущей редакции этого стандарта. Основные отличия между контрольным роторами, изготовленными в соответствии со старыми и новыми требованиями, касаются способа установки контрольных грузов, их конструктивных параметров, срединной плоскости, диаметра вала и подхода к балансировке карданных валов. При доработке контрольных роторов устаревшей конструкции рекомендуется установить в резьбовые отверстия винты без головки и в соответствующих местах расположить три новые контрольные плоскости, т.е. более поздние места установки контрольных грузов должны подвергаться механической обработке с одной установки. Для достижения требующегося качества следует обязательно использовать кольцевые контрольные грузы. В них используется центральная резьба с малыми допусками, они могут устанавливаться с большей точностью, и положение их центра тяжести точно известно. Чтобы обеспечить требующееся воздействие на дисбаланс, их конструктивные параметры должны учитывать особенности геометрии соответствующего контрольного ротора. Таким образом, очень важно использовать ротор и контрольные грузы, предназначенные именно для того типа балансировочного станка, для которого они предназначены! Эффективным радиусом контрольного груза является радиус, на котором навинчен контрольный груз, плюс половина высоты этого контрольного груза. С такими грузами рекомендуется использовать резьбовые штыри, а не резьбовые отверстия, как это практиковалось раньше. Направляющие установочные болты, представляющие собой запатентованное компанией SCHENCK RoTec GmbH конструктивное решение, обеспечивают очень высокую степень точности и устанавливаются на всех новых контрольных роторах этой компании, являющейся мировым лидером по методикам проведения балансировки. Проверочные испытания 1. Проверка рабочих образцов (эталонов) Контрольные роторы и контрольные грузы должны рассматриваться как контрольное оборудование и, соответственно, удовлетворять требованиям системы управления качеством. Они должны проходить проверки и периодический контроль состояния, поскольку эти компоненты играют основную роль в обеспечении правильности тарирования балансировочных станков. Такая проверка должна включать следующие испытания: В любом случае, должны выполняться следующие необходимые условия: 2. Проведение испытаний в соответствии со стандартом ISO 2953 (ГОСТ 20076-2007) Балансировочные станки представляют собой точное измерительное оборудование и их состояние должно тщательно контролироваться с применением системы управления качеством с целью поддержания их в исправном, работоспособном состоянии. Эти проверки включают периодические проверочные испытания. Действующий международный стандарт ISO 2953 от 15.04.1999 г. (3 издание) является основным документом, регламентирующим аттестацию балансировочных станков общего назначения (универсальных). В этом стандарте подробно описаны три разных испытания (проверки): Регистрация результатов проверок С целью документирования характеристик и эксплуатационной готовности рабочих образцов (эталонов) и балансировочных станков результаты их проверок в лабораториях, аттестованных в соответствии со стандартом DIN EN ISO/IEC 17025, регистрируются таким образом, чтобы обеспечивалось единство измерений по всей метрологической цепочке. Эти результаты должны заноситься в обычный протокол, подробный протокол испытаний или даже в свидетельство о поверке. В зависимости от требующегося уровня обеспечения качества, эти документы могут содержать разные сведения. На базовом уровне: осуществляется простое документирование текущих значений образцов, т.е. предоставляется только основная информация. На этом уровне рабочие образцы (эталоны) обычно используются в качестве наладочных роторов при переналадке станков, а не для их аттестации. Такая документация обычно не соответствует требованиям системы управления качеством. Эта документация включает: На контрольном уровне: образцы могут быть аттестованы на соответствие требованиям большинства систем управления качеством. Прослеживаемость и соответствующий контроль обеспечиваются в соответствии со стандартом ISO 9001. Рабочие образцы (эталоны) этого уровня качества могут использоваться для более углублённого контроля эксплуатационных показателей станков, например, в соответствии со стандартом ISO 2953. Соответствующий комплекс операций сопоставим с так называемым тарированием на предприятии-изготовителе, а документация включает: Эталонный уровень: соответствует самым строгим требованиям системы управления качеством. Контроль проводится в соответствии с утверждёнными процедурами согласно стандарту DIN EN ISO/IEC 17025. Этот уровень предназначен для выполнения калибровочных и поверочных заданий в соответствии с требованиями нормативного документа Общества авто- и авиаинженеров (США) "Рекомендуемая практика авиационно-космических работ" (SAE ARP); он обеспечивает самую высокую степень уверенности в точности полученных данных. Соответствующая документация сопоставима с международно признаваемыми поверочными сертификатами, выдаваемыми другими аккредитованными лабораториями. Документ включает: Только на такой документ ставится логотип DAR (Deutscher Akkreditierungsrat - Немецкий совет по аккредитации) и именно такой документ гарантирует наивысший достижимый в настоящее время уровень качества. Что делать дальше? Этот вопрос, как и ряд других, например: "Где найти рабочие эталоны для проверки станков? Кто может квалифицированно провести такую проверку?", Вы обязательно зададите себе. И с нашей стороны было бы некорректно оставить эти вопросы без внимания! Конечно, каждый пользователь балансировочного оборудования может изготовить или приобрести рабочие образцы (эталоны) и эталонные грузы в соответствии со стандартом ГОСТ 20076-2007 (ИСО 2953:1999), как впрочем и поступают заводы авиационно-космической отрасли, приобретая вместе с балансировочными станками Schenck и комплекты эталонных роторов с эталонными грузами. Но вполне очевидно, что не каждому предприятию целесообразно иметь у себя такой эталон, а уж тем более специалиста, умеющего квалифицированно проверять балансировочные станки. Понимая это, фирма Schenck RoTec впервые в России предлагает дополнительную услугу. В качестве первого шага мы оснастили Московский сервисный центр компании Schenck RoTec комплектом Эталонных Сертифицированных Роторов (Тип В) в соответствии со стандартом ISO 2953:1999 (ГОСТ 20076-2007) для проверки горизонтальных станков. Инженеры Московского сервисного центра Schenck прошли необходимую подготовку в аккредитованной лаборатории компании Schenck RoTec GmbH в городе Darmstadt (Германия) и готовы осуществить квалифицированную проверку горизонтальных балансировочных станков любых типов и любых производителей с использованием имеющихся в нашем распоряжении эталонных роторов. При наличии у заказчика собственного эталонного ротора, соответствующего стандартам ISO 2953:1999/ГОСТ 20076-2007 или SAE, любого типа (А, В или С), мы готовы провести проверку с использованием имеющегося образца. Важным аспектом является то, что по результатам проверки заказчику предоставляется стандартизированный протокол и сертификат проверки Schenck.
О компании: немецкая компания SCHENCK RoTec GmbH - мировой лидер по производству балансировочного оборудования для авиационной техники. История авиации и компании SCHENCK неразрывно связаны между собой начиная с 1907 года, когда Карл Шенк создал первый балансировочный станок для первого в мире серийного авиадвигателя "Гном". SCHENCK непрерывно следил за развитием авиационной техники и всегда обеспечивал своих заказчиков самыми прогрессивными и уникальными для своего времени балансировочным оборудованием и технологическими решениями. В настоящее время компания SCHENCK предлагает своим заказчикам самый полный спектр технических решений в области балансировки для авиационной отрасли. В нашем модельном ряду представлены горизонтальные и вертикальные балансировочные станки для динамической балансировки, статические балансировочные машины и моментные весы с возможностью измерения момента в плоскостях числом до 3-х, специальная высокоточная оснастка, а также специальное оборудование для поверки любых типов балансировочных машин. Предлагаемое нами оборудование сертифицировано на соответствие международным и российским стандартам - ISO и ГОСТ-Р. Пользователями оборудования SCHENCK являются компании, занимающиеся производством и ремонтом авиационной техники, такие как: SNECMA, Pratt&Whitney, Rolls-Royce, ОАО "Пермский моторный завод", НПО "Сатурн", ФГУП "ММПП Салют" и др. С 2006 г. в Москве работает официальное представительство компании SCHENCK, которое осуществляет продажи балансировочного оборудования в России и странах СНГ, обучает работе на станках, предоставляет сервис, техобслуживание и поставку запасных частей со склада в г. Москве, с 2010 г. проводит аттестацию балансировочного оборудования в соответствии со стандартами ISO 2953:1999, ГОСТ 20076-2007. Представительство SCHENCK RoTec GmbH в Москве:
| ||