Поиск по сайту


ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ И ВОД

Сергей Леонидович Мальчиков

 

(Продолжение. Начало в № 1, 2 – 2010)

20 июня 1774 г. состоялось первое погружение. Шлюп отбуксировали к намеченному месту на рейде Плимута. В этой точке глубина составляла 22 фатума (132 фута, или 40 м). Рядом со шлюпом была поставлена баржа, на которой находились мистер Блейк и зрители. Недалеко от этого места находился фрегат "Orpheus", командир которого имел приказ в случае необходимости оказать помощь. В 14 часов Дэй потянул веревки, привязанные к крышкам кингстонов. Вода стала поступать в трюм судна. Дэй помахал рукой зрителям, спустился внутрь "ящика" и закрыл люк. Постепенно шлюп ушел под воду. Прошло 15 минут после того, как "Maria" скрылась под водой. Вдруг поверхность воды словно вскипела. Морякам стало ясно, что водонепроницаемая комната шлюпа раздавлена водой. Ни один из бакенов не всплыл. Трое суток двести рабочих с верфей с помощью багров и кошек прочесывали дно гавани на месте аварии. Однако попытки зацепить шлюп, застропить и поднять на поверхность ни к чему не привели. Затея погибла вместе с автором, однако Дэй вошел в историю как человек, первый погибший при погружении подводной лодки.

В 1775 г. началась война 13 английских колоний в Северной Америке с Англией за независимость. На море английский флот был намного сильнее и блокировал американские порты. Поэтому американцы возлагали большие надежды на боевую подводную лодку Дэвида Бушнелла (David Bushnell; 1740-1826), строительство которой закончилось в декабре 1775 г. Проведенные на реке Коннектикут испытания выявили недостатки, что вынудило изобретателя внести изменения в конструкцию. Лодка получила название "Черепаха" (Turtle) и была рассчитана на одного человека. Это было суденышко высотой 2,28 м и наибольшим диаметром 1,82 м; водоизмещение его было немногим больше тонны. Оно имело овальную форму. Судно было изготовлено из бочарных дубовых досок, законопаченных просмоленной пенькой. Снаружи доски стягивались железными обручами. Сверху корпус венчала круглая смотровая башенка из меди с пятью застекленными иллюминаторами. Входной люк находился в крыше башенки. Для вентиляции лодка имела две трубки с поплавковыми клапанами, выходившие на поверхность воды. Через одну из них поступал свежий воздух, через другую с помощью ручного вентилятора удалялся использованный. Для погружения заполнялись две небольшие цистерны, расположенные в нижней части "Черепахи", а для всплытия воду приходилось откачивать ручным насосом. Постоянным балластом служил прикрепленный снизу к корпусу судна свинцовый груз массой 408,6 кг, который обеспечивал остойчивость.

Подводная лодка имела два винта - горизонтальный и вертикальный, которые вращались вручную. По свидетельству Бушнелла, винты напоминали крылья ветряной мельницы. Для управления лодкой по курсу имелся вертикальный руль. Пороховая мина весом 150 фунтов (68 кг), имевшая часовой механизм, составляла вооружение "Черепахи". Мина прочным канатом привязывалась к бураву. Для уничтожения неприятельского корабля лодка должна была поднырнуть под днище и прикрепить к нему мину. Сделать это предполагалось с помощью специального бурава, размещенного в верхней части лодки и вращаемого изнутри корпуса. Бурав ввинчивался в деревянную обшивку атакуемого корабля. После этого бурав и мину отделяли от лодки. При отделении мины от "Черепахи" автоматически включался часовой механизм, который мог быть установлен на час, восемь или 12 часов. Управлению лодкой были обучены три добровольца. Одним из них был сержант Эзра Ли.

5 сентября 1776 г. состоялась первая в истории атака подводной лодки. С наступлением темноты две рыбацкие лодки отбуксировали "Черепаху" вниз по течению Гудзона к северной части острова Стейт-Айленд. Затем сержант Ли перебрался внутрь лодки и начал самостоятельное движение к кораблям английской эскадры, стоявшим на внешнем рейде Нью-Йорка. Главной целью был флагманский корабль командующего эскадрой вице-адмирала Ричарда Хоу - 64-пушечный фрегат "Eagle". Начавшийся отлив и сильное течение реки помогли сержанту преодолеть около трех миль, отделявших его от фрегата, за 2,5 часа. Он незаметно подошел к британскому кораблю и погрузился на глубину трех метров. Крыша башенки уперлась в днище корабля. Однако бурав не ввинчивался в днище корабля, которое оказалось обшитым медными листами. Сделав несколько неудачных попыток, Ли был вынужден отправиться восвояси. Позднее были проведены еще две атаки с помощью "Черепахи", но также безуспешно.

В 1780 г. королевскому морскому министру Франции были представлены два проекта подводных лодок. В марте поступил проект Божэнэ (Beaugenet), который предлагал построить подводную лодку с экипажем 5-6 человек и вооруженную одной пушкой. В сентябре пришло письмо аристократа по имени Сийон де Вальмер (Sillon de Valmer), содержавшее описание подводной лодки сигаровидной формы с заостренными окончаниями, которая имела бы длину 16,5 м, ширину 4,9 м и высоту 3,8 м. В носовой и кормовой оконечностях судна предусматривались емкости для водяного балласта. Для передвижения под водой предлагались весла особой конструкции, лопатки которых складывались при возвращении весел в исходную позицию для гребка. На поверхности лодка могла передвигаться под косыми парусами, поднятыми на выдвижной мачте. Эти проекты не были осуществлены.

Можно также отметить проекты подводных лодок, авторами которых были профессор физики и математики из университета города Экс Жюль Фабр (1796 г.) и некий Типорье (1799 г.). В 1800 г. в министерство флота и колоний Франции поступил проект подводного судна от немецкого изобретателя Шепке. Эти проекты также не были реализованы.

Большой вклад в развитие подводного флота внес американский изобретатель Роберт Фултон (1765-1815). Летом 1797 г. он приехал в Париж по приглашению посла США во Франции Джоэля Барлоу, в особняке которого жил все время своего пребывания во Франции.

Злейшим врагом Франции была Великобритания. Барлоу и Фултон рассчитывали заинтересовать правительство Франции проектом подводной лодки. Создать этот проект должен был Фултон. Проанализировав идеи де Вальмера и Бушнелла, он разработал такой проект.

В середине декабря 1797 г. Фултон обратился к правительству Франции (Директории) с предложением построить подводную лодку. Он писал: "Имея в виду огромную важность уменьшения мощи британского флота, я думал над постройкой механического "Наутилуса" - машины, подающей мне много надежд на возможность уничтожения их флота. При помощи моей подводной лодки можно не только снять блокаду с французских берегов, но, может быть, даже перенести сам театр военных действий на берега Великобритании".

Возглавлявший морское министерство Плевиль-Лепелле 12 февраля 1798 г. отклонил проект Фултона, не став его даже рассматривать. На этом посту его сменил Эсташ Брюи, к которому Фултон вновь обратился со своим проектом. Брюи для рассмотрения проекта создал 2 августа комиссию из семи человек - моряков и инженеров. В заключении комиссии сказано: "Оружие, изобретенное гражданином Фултоном, является грозным средством разрушения, ибо оно действует бесшумно и почти неотвратимым способом; оно особенно подходит французам (можно сказать, необходимо), так как их флот слабее, чем у противника… Комиссия предлагает министру флота и колоний дать гражданину Фултону разрешение и средства, необходимые для постройки машины, модель которой он создал. Не приходится сомневаться в том, что он сделает это с той же мудростью, которая присутствует в проекте, с той же элегантностью и надежностью механизмов, которые имеются в модели…"

Однако Директория вновь отказала изобретателю. 17 октября 1798 г. он в третий раз обратился к правительству, но снова получил отказ. После этого изобретатель в начале 1799 г. построил изобретенную им диораму диаметром 15 метров, изумив парижан полотном "Пожар Москвы", чтобы выручить деньги для работы над проектом подводной лодки. В июле того же года Фултон снова обратился с предложением к новому морскому министру Марку-Антуану Бурдону де Ватри. Он писал: "Гражданин Фултон просит Исполнительную Директорию разрешить ему построить изобретенную им машину в Париже и испытать ее против врага. Он осуществит это испытание сам и не ждет другой награды после более чем 18 месяцев трудов, расходов и хлопот, кроме удачного осуществления своего вклада в восстановление мира, свободы мореплавания и торговли и укрепления Республики".

Резолюция на письме была положительная, но автору все же отказали. 9-10 ноября 1799 г. Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот. На его имя Фултон отправил пятое прошение в надежде, что назначенный морским министром инженер-кораблестроитель Пьер Форфэ поддержит его проект. И 15 апреля 1800 г. Форфэ неофициально разрешил построить "Наутилус" (Nautilus) в мастерских братьев Перье. При этом он предупредил Фултона, что использование подводного судна нарушает "неписаные законы войны", в связи с чем англичане могут приравнять экипаж лодки к пиратам и повесить подводников.

Корпус лодки длиной 648 см и шириной 194 см был построен из дерева и имел форму эллипсоида. Он был собран из тщательно подогнанных и проконопаченных обшивочных досок. Под корпусом располагалась балластная цистерна из чугуна, которая заполнялась и осушалась двумя ручными насосами. С помощью насоса цистерна заполнялась водой таким образом, чтобы уравнять массу лодки, включая экипаж, с весом вытесненной ею воды. Для погружения было необходимо дать лодке ход и создать дифферент на нос, который достигался перемещением экипажа в носовую часть судна и изменением положения горизонтальных рулей. Небольшая рубка с входным люком располагалась в передней части лодки. Экипаж, состоявший из трех человек, мог находиться под водой до трех часов. Под водой лодка приводилась в движение вручную двумя матросами, которые с помощью механической передачи вращали вал с закрепленным на нем четырехлопастным винтом. Для управления судном по курсу применялся вертикальный руль, а для изменения глубины хода имелись кормовые горизонтальные рули. Лодка была вооружена буксируемой миной с контактным взрывателем.

В ходе строительства лодки Фултон и братья Перье внесли в ее конструкцию ряд изменений. Так, была установлена верхняя палуба длиной шесть метров и шириной около двух метров, на которую при всплытии судна мог выходить экипаж.

В мае 1800 г. "Наутилус" был спущен на воду Сены. Первые испытания Фултон провел 29 июля. Вместе с двумя матросами-добровольцами он дважды погружался в воды реки на глубину 25 футов (7,6 м), находясь под водой 8 и 17 минут. Но против течения лодка идти не смогла, т.к. не хватало мускульной мощности матросов.

В начале августа "Наутилус" по Сене отправился в Гавр, где были проведены морские испытания. В надводном положении судно двигалось с помощью весел, развивая скорость 2/3 узла (1,2 км/ч), кроме того, оно могло идти под парусом на мачте, которая перед погружением убиралась. Под водой скорость достигала 1,2 узла (2,2 км/ч).

С 12 по 15 сентября подводная лодка несколько раз выходила в море, чтобы атаковать английский фрегат, патрулировавший недалеко от Гавра. Однако очень низкая скорость не позволила провести атаку. После этой неудачи "Наутилус" под парусом вышел из Гавра и отправился вдоль берега, однако попал в шторм и был выброшен на берег недалеко от города Изиньи. Корпус лодки был вскоре разрушен прибоем. Фултон вернулся в Париж, где разработал проект более совершенной лодки и 6 ноября 1800 г. направил его Наполеону. Комиссия, назначенная Первым консулом для рассмотрения проекта, 19 ноября одобрила его. 30 ноября Фултон получил аудиенцию у Наполеона. После этого Наполеон передал письмо изобретателя министру Форфэ с резолюцией: "Прошу морского министра сообщить мне, что ему известно о проектах капитана Фултона". 28 марта 1801 г. Форфэ сообщил американцу, что Первый консул разрешил строительство новой подводной лодки и ассигновал 10 тыс. франков. Строилась она на заводе братьев Перье.

Корпус "Наутилуса-2" сигарообразной формы был изготовлен из медных листов, закрепленных на железных шпангоутах. Длина лодки составила 6,5 м, диаметр - 1,98 м, а водоизмещение - более двух тонн. В носовой части была расположена небольшая рубка с тремя иллюминаторами и входным люком. Перед рубкой был установлен вертикальный винт для управления по глубине. В трюме находилась прямоугольная балластная цистерна из чугуна, одновременно служившая килем. Для движения под водой имелся двухлопастный винт с ручным приводом, размером полтора метра, который вращали три матроса со скоростью до 240 оборотов в минуту. Для движения в надводном положении имелся складывающийся парус на убираемой перед погружением мачте. Под водой "Наутилус-2" развивал скорость 1…2 узла (1,85…3,7 км/ч), под парусом - до четырех узлов. После испытаний изобретатель писал в Париж: "3-го термидора (22 июля) я начал опыты, погрузив лодку на глубину в пять футов, затем в пятнадцать, и так до двадцати пяти (1,5 м, 4,5 м и 7,6 м). Далее этого я не пошел, так как машина могла не выдержать большего давления находящейся над ней воды. На этой глубине я провел час с тремя матросами при двух горящих свечах, и мы не испытали ни малейших неудобств.

Емкость моей лодки 212 кубических футов (6 м3), она содержит кислород в количестве, которого хватит в течение 3-х часов на четырех человек и две небольшие свечки. Поскольку лучше обходиться без свечей, я проделал в верхней носовой части моей лодки небольшое окно диаметром всего полтора дюйма и вставил в него стекло толщиной девять линий (2,2 см). После этого 5 термидора я опустился на глубину между 24 и 25 футами, и на этой глубине света было вполне достаточно, чтобы я мог разглядеть циферблат моих часов".

После всплытия Фултон поднял парус. Ходовое испытание показало, что судно слушается руля как обычная парусная лодка. Однако из-за недостаточной скорости движения под водой недостаточно эффективно действовал горизонтальный руль. Кроме того, лодка плохо выдерживала заданную глубину. Позднее Фултон поместил в лодке медный шар с аварийным запасом воздуха, сжатым до трех атмосфер. В одном из погружений подлодка пробыла под водой шесть часов. "Наутилус-2" был вооружен миной, начиненной 11,3 кг пороха и имевшей нулевую плавучесть.

Оценка боевых возможностей подводной лодки была проведена специальной комиссией (Монж, Лаплас и Вольней) 26 термидора (14 августа) 1801 г. Мишенью послужил старый шлюп длиной 12,2 м, прикрепленный тросом к буйку, который стоял на рейде в одной из бухт Бреста. На расстоянии 200 м от шлюпа "Наутилус-2" погрузился и начал атаку. Позже Фултон писал: "Я взял такое направление, чтобы пройти близ шлюпа и, проходя мимо, ударил его бомбой. Произошел взрыв, шлюп разлетелся на мелкие части, от него не осталось ничего, кроме буйка и троса. Взрыв был настолько силен, что столб воды и обломков взлетел на 80-100 футов вверх".

Официальный представитель морского министерства адмирал Вилларэ признал подводную лодку вполне пригодной для использования в военных целях. При этом он заявил, что подводное оружие не оставляет противнику шансов уцелеть и подобный способ ведения войны на море нельзя назвать рыцарским.

9 сентября 1801 г. Фултон направил комиссии Монжа подробный отчет о проведенных испытаниях, приложив к нему план боевых действий против британского флота. Он предлагал строить из меди подводные лодки длиной 11 м и шириной около четырех, имеющие на вооружении 25-30 буксируемых мин. Численность экипажа должна составлять от шести до восьми человек. Запас воздуха обеспечивал бы восемь часов подводного плавания. В ответ изобретатель получил письмо, в котором было сказано, что Наполеон лично хочет увидеть подводную лодку в действии. Поскольку именно в это время успешно завершились переговоры о заключении мира между Францией и Великобританией, Фултон понял, что Бонапарт хочет заполучить проект подводной лодки и держать его в запасе на случай новой войны. И в письме от 20 сентября 1801 г. он писал членам комиссии:

"Весьма сожалею, что не имел раньше сведений о желании Первого консула осмотреть подводную лодку. Когда я окончил свои опыты, она еще имела много дефектов, и поскольку она была лишь несовершенной машиной, я разобрал ее на части, продал ее железные детали, свинец и цилиндры, был вынужден разломать на куски ее ходовой механизм. Так что теперь не остается ничего, что могло бы дать представление об ее устройстве.

Будьте добры извиниться за меня перед Первым консулом, что я отказываюсь представить свои чертежи комиссии инженеров. На это у меня есть два основания. Во-первых, я не хочу предоставлять кому-либо возможность узнать принципы или способы управления ею, чтобы эти данные не стали переходить из рук в руки, пока они не дойдут до противника. Во-вторых, я рассматриваю это изобретение как свою личную собственность… Это изобретение, как я понимаю, может дать мне большое состояние, и поэтому правительству следует договориться со мной о некоторых условиях, прежде чем я дам свои дальнейшие объяснения… Я работал три года и произвел значительные затраты на свои опыты".

Перед тем, как отправить письмо, Фултон вытащил "Наутилус-2" на берег и полностью его разрушил, т.к. не хотел, чтобы его внутреннее устройство стало известно посторонним.

С 1 октября 1801 г. должность морского министра занял Декрэ (Decres). В середине октября он отказал Фултону в просьбе принять его самого и его матросов на военную службу, полагая, что "нельзя считать находящимися на военной службе людей, пользующихся столь варварским средством для уничтожения неприятеля". Он также сообщил американцу, что Наполеон отрицательно относится к продолжению опытов с подводной лодкой, поэтому на продолжение финансирования работ надеяться не приходилось. Разочарованный Фултон временно прекратил работу по созданию подводных кораблей.

Между тем выяснилось, что за его опытами с "Наутилусами" пристально следили англичане.

(Продолжение в следующем номере).