Поиск по сайту


УДК 004 ББК 74.202.4

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГАФОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Елена Викторовна Невмержицкая, к.пед.н.

В работе автор на примере результатов использования лингафонных систем при обучении иностранному языку доказывает их высокую эффективность, в связи с чем у обучающихся формируются определенные знания и умения, а также активизируется и оптимизируется учебный процесс.

By the example of the results of using language laboratories during the education of foreign language, the author proves in this paper its high efficiency, owing to what is forming certain knowledge and competence among the trainees, as well as the academic activity being increased and optimized.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, способы решения образовательных проблем, лингафонная лаборатория, информационно-коммуникационные обучающие технологии.

Keywords: foreign language education, classes for the solution of educational problems, language laboratory, learner-centered education, infocommunicational training aids.

Развитие образовательных коммуникаций на базе информационных технологий обеспечивает выход образовательной системы учебного заведения к проектированию и реализации личностнo-о-ориентированного обучения при соблюдении ряда условий:

а) доступность образовательных коммуникаций;
б) открытый доступ к использованию различных информационно-коммуникативных обучающих технологий;
в) соответствие информационного обеспечения индивидуальным особенностям обучаемых, их уровню подготовки, специализации;
г) построение учебной информации на основе межпредметных связей в проблемно-тематические циклы;
д) соблюдение принципа интерактивности, обмена мнениями;
е) регулярная обновляемость образовательных коммуникаций в аспекте коррекции, дополнения уже имеющейся учебной информации, а также изменения способов ее демонстрации. Так, наличие в образовательном учреждении классов для решения образовательных задач, которые могут контролироваться педагогом в отсроченном режиме взаимодействия, позволяют использовать развернутую письменную форму речи (например, при изучении дисциплины Иностранный язык).

Высокоэффективным решением для обучения иностранным языкам являются программные аппаратные комплексы в виде лингафонных систем. В российских образовательных учреждениях используются следующие типы:

1. Многоцелевой лингафонный класс - практичное, удобное средство для развития речевых навыков у учащихся, включающий в себя:
- цифровые записывающие устройства,
- аудиопанели, с которыми студенты работают самостоятельно, регулируют громкость, выделяют определенные фрагменты аудиозаписи, в случае необходимости вызывают преподавателя, отвечают на вопросы и т.д.,
- компьютер (находится у преподавателя, управляющего учебным процессом), т.е. широкий спектр аналоговых и цифровых аудиоисточников, позволяющий проводить уроки, насыщенные эффективными заданиями.

Интерфейс преподавателя состоит из двух частей - графического интерфейса (на экране компьютера) и аудиопанели, отличающейся возможностью контроля и изменения режима - Открыть/Закрыть доступ к магнитофонам студентов. При этом преподаватель имеет возможность делить аудиторию на группы по уровню знаний и организовывать независимую работу студентов различных групп.

2. Лингафонный класс, оснащенный инструментами конференц-системы, который позволяет студентам отрабатывать навыки синхронного и последовательного перевода.

3. Базовый лингафонный класс, так называемый упрощенный вариант лингафонного кабинета без возможности звукозаписи с целью прослушивания учебных программ и коммуникативных упражнений.

4. Лингафонный центр с ресурсами мультимедиа и информационных технологий - динамичный и полностью интерактивный мультимедийный класс, оснащенный функцией управления базой данных о пользователях и компьютерах системы. Отличительной особенностью данного средства является отличное качество звука, способствующее развитию у студентов навыков прослушивания и воспроизведения речи при использовании широкого спектра источников программ Интернет, CD, DVD, VCR, кассетных магнитофонов, спутникового и студийного телевидения.

5. Беспроводная лингафонная система, позволяющая преподавателю оперативно создать информационно-технологичную среду даже в небольшом помещении, которая включает в себя систему беспроводной связи и передвижное устройство для ноутбука преподавателя.

Основной целью программного обеспечения, содействующего гибкости и масштабности учебного процесса (при максимальном количестве участников образовательного пространства), является интенсивная работа с заданиями на прослушивание и воспроизведение речи. Так, цифровой магнитофон записывает голос студента во время подражания образцу и тренировки чтения. В программу (например, SANAKO Study 1200) можно встраивать дополнительные модули для создания новых заданий и расширения функций администрирования (авторские инструменты, зачет, экзамен, живое видео и др.). При этом преподаватели могут сами создавать учебный материал, комбинируя текст, аудио- и видеофайлы или же, используя функцию синхронизации текста, создавать новые учебные программы, добавляя субтитры к уже существующему материалу. Для связи со студентами можно использовать такие информационно-коммуникативные средства, как передача текстовых сообщений или чат, что является дополнительной возможностью для общения на иностранном языке.

Особо следует отметить применение в учебных заведениях модульно-расширяемой программы, содержащей инструменты управления классом (например, SANAKO Study 500), возможности использования которой не ограничиваются только иностранным языком, но и могут быть реализованы в процессе изучения любой учебной дисциплины. В данном случае используются мультимедиа и Интернет-ресурсы (позволяющие достичь полной интерактивности на занятиях), лингафонная лаборатория (аккумулирующая современный уровень обучения иностранным языкам). При этом система может быть развернута на основе обычных, имеющихся в учебном заведении персональных компьютеров.

Таким образом, применение в образовательном процессе информационных средств обучения способствует формированию у обучающихся определенных знаний и умений, а также активизации и оптимизации учебного процесса.

В современных условиях, когда образовательная система выходит за рамки национальных границ, важным элементом современного мира становятся дистанционное использование как отечественных, так и зарубежных ресурсов (баз данных, результатов испытаний и исследований), глобальная научно-техническая инфраструктура, международные образовательные программы и др. В последние десятилетия наблюдается активное объединение усилий образовательных учреждений, научных институтов, ученых и специалистов разных стран, использующих в свой деятельности современные информационно-коммуникационные средства связи (в первую очередь - Интернет).

Связь с автором:
Электронная почта: alenalena03@mail.ru