Поиск по сайту


ШЛЮПЫ

Виктор Сергеевич Шитарев,  капитан дальнего плавания

(Окончание. Начало в № 1 – 2010)

На работе "Южной экспедиции" остановимся более подробно. Шлюпом "Восток" командовал капитан II ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (он же начальник экспедиции), шлюпом "Мирный" - лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Будучи еще гардемаринами, они прошли стажировку в английском ВМФ, получив хорошую морскую практику. Фаддей Фаддеевич был старше М.П. Лазарева на 10 лет и очень опытным морским офицером. В 1803-1806 годах совершил кругосветное плавание на шлюпе "Надежда", которым в то время командовал И.Ф. Крузенштерн, а затем 13 лет командовал кораблями на Балтийском и Черноморском Флотах.

М.П. Лазарев пять лет прослужил на кораблях ВМФ Великобритании. Вернувшись в Россию, занимал командные должности на корабле "Благодать", бриге "Феникс" и др., принимал участие в войнах с Англией, Швецией и Отечественной войне 1812 года. В 1813 - 1816 годах совершил кругосветное плавание на корабле "Суворов". Вот что писал о Лазареве, своем командире, Павел Михайлович Новосильский: "Все отдавали полную справедливость отменным знаниям лейтенанта Лазарева по морской части; он считался одним из первых морских офицеров в нашем флоте и был действительно таков, обладая в высшей степени всеми нужными для этого качествами".

Пока "Мирный" находился на верфи, М.П. Лазарев позаботился о добротной конопатке бортов, установке дополнительных подкреплений корпуса; сосновый руль по его рекомендации заменили дубовым и т.д.

Эта экспедиция была так же хорошо подготовлена и снабжена, как и северная. Люди не испытывали никаких проблем ни с одеждой, ни с питанием. Особое внимание было уделено обеспечению экипажей противоцинготным экстрактом из хвои. На борту судов использовались самые современные навигационные инструменты и приборы, то же относится и к морским навигационным картам и пособиям. В состав экспедиции были включены два врача во главе со штаб-лекарем Я. Бергом, а также астроном, профессор Казанского университета И.М. Симонов, академик живописи Петербургской Академии художеств П.Н. Михайлов и др.

"Южная дивизия" покинула Кронштадт вслед за "Северной дивизией" 16 июля 1819 года. Экипаж "Востока" насчитывал 117 человек, а экипаж "Мирного" - 73. Уже 14 ноября корабли бросили якоря на рейде Рио-де-Жанейро, а еще через некоторое время экспедиция приступила к работе. Во время 20-дневной стоянки пополнили запасы пресной воды и продовольствия, произвели ремонтные корпусные работы, привели в порядок такелаж и рангоут. Когда подготовка судов к длительному плаванию была закончена, суда вышли в море. Как требовала инструкция Морского министерства, шлюпам предстояло достигнуть предельно высоких антарктических широт с целью "… приближения к Южному полюсу …, не оставляя сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях". Также предписывалось провести широкий спектр гидрографических работ. В частности, они уточнили карты островов Валлиса и Южной Георгии, заодно открыли остров Анненкова, названный именем лейтенанта со шлюпа "Мирный" Михаила Дмитриевича Анненкова. Затем направившись к архипелагу Южных Сандвичевых островов, экспедиция нанесла на карту остров Лескова (названный в честь Аркадия Сергеевича Лескова со шлюпа "Восток"), остров Торсона (названный в честь Константина Петровича Торсона со шлюпа "Восток") и остров Завадовского (назван в честь Ивана Ивановича Завадовского со шлюпа "Восток"). Позднее о. Торсона переименовали в о. Высокий, так как Константин Петрович принимал участие в восстании декабристов, за что и был осужден.

Экспедиция доказала, что Земля Сандвича не остров, как утверждал Джеймс Кук, а архипелаг. Корабли продолжали пробиваться к югу, преодолевая на пути битый лед и лавируя между айсбергами. Но 28 января 1820 г. в координатах 69 градусов 21 минута южной широты и 2 градуса 15 минут западной долготы путь им преградили тяжелые многолетние непроходимые льды. Это был форпост материка Антарктида (через сто с лишним лет норвежцы этот берег назовут Землей принцессы Марты). 17 и 18 февраля "Восток" и "Мирный" снова подошли к берегам южного материка (теперь это Земля королевы Мод). Сопоставляя в наше время самые последние данные аэрофотосъемки с записями участников экспедиции, мы можем с полной уверенностью сказать, что "Восток" и "Мирный" приближались к побережью Антарктиды на расстояние 10,8 - 16,2 мили. Это значит, что с палубы шлюпов можно было видеть берег, возвышающийся над водой соответственно на 9 и 31 метр. На самом же, деле для того чтобы увеличить дальность видимого горизонта наблюдатели могли подниматься на марсовые площадки, тогда линия горизонта отодвигалась на 8,5 мили, а с салингов линия горизонта была видна на расстоянии 11,4 мили. Известно также, что при плавании в незнакомых районах мореходы устраивали "воронье гнездо" - привязывали к мачте под самым клотиком бочку, где располагался вперед смотрящий, для него дальность видимости горизонта отодвигалась почти на 16 миль. Поэтому русские моряки могли наблюдать материковый берег и ледники, спускавшиеся с берега в море (матерый лед).

Продолжая свой путь, шлюпы 10 апреля встали на якоря в австралийском порту Джексон (ныне Сидней) и после короткой стоянки, выполнив текущие ремонтные работы, вышли в Тихий океан, открыв небольшой архипелаг Россиян. В конце 1820 года шлюпы вновь бороздили антарктические воды. 21 января 1821 г. экспедиция открыла большой остров в южной широте 68 градусов 57 минут и западной долготе 90 градусов 46 минут, получивший название Земли Александра. Длительное плавание в тяжелых ледовых условиях вконец привело в негодность корпус шлюпа "Восток". Одним словом, В.Ф. Стоке неплохо разбирался в корабельной архитектуре, а прочнистом он был слабым, что и привело к преждевременному износу корпуса флагманского шлюпа. Экспедиция проложила курс на Север. По пути были выполнены описания многочисленных островов архипелага Новая Шотландия (ныне Южные Шотландские острова к югу от м. Горн). А 5 августа 1821 года шлюпы бросили якоря на рейде Кронштадта. Продолжавшееся 751 день плавание закончилось успешно. Южнее 60-й параллели шлюпы находились 122 дня, из которых 100 дней выпали на плавание в ледовых условиях. Маршрут экспедиции имел протяжённость около 50000 миль, что более чем в два раза превышает длину экватора.

Когда-то Дж. Кук писал: "Я обошел океан южного полушария в высоких широтах …и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, не доступных для плавания … Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне". Можно смело сказать, что Дж. Кук, знал, о чем говорил, и, со своей стороны, он сделал все возможное. Однако заметим, что англичане не имели такого опыта плавания в ледовых условиях, который имели русские мореходы. Поэтому великому мореплавателю повезло меньше. Его "Эндевор" не имел ледовой обшивки, и плавание в битом льду для такого судна было крайне опасно. Технический же уровень российского судостроения, плюс опыт, знания и мужество российских моряков сделали свое дело (условия плавания во льдах когда-то изучал Петр I). Антарктида была открыта.

Результаты работы экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева были весьма впечатляющими - открытие нового материка, 29 больших и малых островов, огромный комплекс выполненных гидрографических работ поставили имена участников экспедиции в один ряд с именами выдающихся географов-исследователей. Вот что по этому поводу сказал академик, почетный президент Географического общества СССР Юрий Михайлович Шокальский: "Плавание Беллинсгаузена не потеряло своего научного значения, да никогда и не потеряет, так как всегда будет служить источником для сравнения с современными условиями в тех широтах".

По возвращении на Родину участники экспедиции были отмечены наградами. Ф.Ф. Беллинсгаузен был произведен в чин капитана 1 ранга, а через два месяца - в капитан-командоры. М.П. Лазарев, минуя чин, сразу стал капитаном 11 ранга. Через три года вышла в свет книга Ф.Ф. Беллинсгаузена "Двукратные изыскания в Южном ледовитом океане и плавание вокруг света на шлюпах "Восток" и "Мирный", которая вскорости была переведена на немецкий, голландский, шведский и английский языки и произвела за рубежом огромное впечатление. В 1945 году англичане переиздали ее вторично.