Поиск по сайту


КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ. РОССИЙСКИЙ СЕКТОР

Ефим Семенович Добринский, Академия проблем качества РФ

Василий Александрович Сеин, ОАО "АСМ-Холдинг"

 

Каковы итоги работы российского автопрома в сфере коммерческих автомобилей в 2009 году? С какими показателями завершил кризисный год ведущий сектор коммерческого автомобилестроения? Что предлагают автопроизводители для роста продаж? На эти и другие вопросы, определяющие текущее состояние и перспективы сохранения производства, стабилизации и подъема отечественного коммерческого транспорта (производителей грузовиков, автобусов и спецтехники) в условиях системного финансово-экономического кризиса, должны были получить ответ участники I Российской международной конференции по коммерческому транспорту, проходившей в апреле 2010 г. одновременно с X Международной специализированной выставкой "Коммерческий автотранспорт" (COMTRANS'2010).

Организацию мероприятия взяло на себя ОАО "АСМ-Холдинг" при поддержке Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере ТПП РФ, Объединения автопроизводителей России (НП "ОАР") и Ассоциации Международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

В обсуждении актуальных вопросов видения путей стабилизации и развития коммерческого транспорта в посткризисный период приняли также участие компании и научные организации - ОАО "КамАЗ", ООО "Скания-Питер", ФГУ "21 НИИИ Минобороны России", ОАО "НИИАТ".

Свой взгляд на сложившуюся ситуацию в секторе коммерческого транспорта представили ведущие аналитики ОАО "АСМ-Холдинг", ОАР, АСМАП, а также ряд отечественных и зарубежных консалтинговых и лизинговых компаний - Аналитическое агентство "АВТОСТАТ", ИАК "ВладВнешСервис", Europlan.

В пленарном докладе ОАО "АСМ-Холдинг" были рассмотрены итоги работы российского автопрома в сфере производства коммерческих автомобилей за 2004-2009 гг., сделан прогноз на 2010 г., а также сформулированы меры для поддержки производства коммерческих автомобилей.

Справка: Проектные производственные мощности по выпуску отечественных грузовых автомобилей составляют 535 тыс. шт. в год, на сборочных предприятиях с иностранным участием - 25 тыс. шт.; по выпуску отечественных автобусов - 110 тыс. шт., на сборочных предприятиях с иностранным участием - 3 тыс. шт.

Объем продаж на российском рынке грузовых автомобилей в 2009 г. составил 110,21 тыс. шт., из них автомобили отечественного производства составили 71,1 тыс. шт. (64,5 %). По импорту было ввезено всего 29,5 тыс. шт. (26,8 %) новых и поддержанных грузовых автомобилей иностранных марок и собрано в России 9,57 тыс. шт. (8,7 %) новых грузовых автомобилей иностранных марок.

Рынок автобусов - 37,76 тыс. шт., из них 28,84 тыс. шт. (76,4 %) было поставлено с российских заводов. По импорту было ввезено 3,09 тыс. шт. (8,2 %) новых и поддержанных автобусов иностранных марок и собрано в России 5,83 тыс. шт. (15,4 %) новых автобусов иностранных марок.

На экспорт в 2009 г. было поставлено 14,39 тыс. шт. новых грузовых автомобилей и 2,17 тыс. шт. новых автобусов.

В 2009 г. на всех российских предприятиях было выпущено 91 тыс. грузовых автомобилей и 35,5 тыс. автобусов.

Источник: ОАО "АСМ-Холдинг"

Следует отметить, что сектор коммерческого транспорта занимает порядка 25 % общего объема производства Российского автопрома. По данным ГНЦ "НАМИ" каждый автобус, грузовой или специальный автомобиль приносит отрасли доход, сопоставимый с прибылью нескольких легковых автомобилей. При этом в производстве коммерческих автомобилей в среднем на единицу продукции используется технологических материалов (металла, пластмасс, РТИ), а также других ресурсов в разы больше, чем на один легковой автомобиль, особенно собранный в режиме "промсборки" из импортных составных частей. Производство автобусов, грузовых и специальных автомобилей в большей степени способствует развитию смежных отраслей промышленности.

В докладах и материалах участников конференции отмечалось, что легкий коммерческий транспорт в структуре парка грузовых автомобилей в 2009 г. занимает лидирующую позицию ~ 39 % всего количества зарегистрированных автомобилей.

LCV (Light Commercial Vehicle - англ., легкий коммерческий автомобиль) - международное обозначение легких развозных коммерческих автомобилей, включающее пикапы, малотоннажные фургоны и грузовики полной массой не более 3,5 т (транспортная категория N1). Сюда входят микроавтобусы вместимостью до 17 пассажиров и полной массой также не более 3,5 т (транспортные категории М1 и М2).

Подкатегория LCV1 включает автомобили полной массой до 2,7 т, а подкатегория LCV2 - от 2,8 до 3,5 т. В России к категории LCV2 (LCV-ME) также относят все малые автобусы вместимостью до 18-19 пассажиров. Полная масса в этом случае может достигать 6 т.

Источник: ИАК "ВладВнешСервис"

Российский парк LCV включает в себя автомобили примерно 80 марок, из которых примерно 75 % от всего количества зарегистрированного транспорта приходится на грузовые автомобили российского производства (ГАЗ, УАЗ и ИЖ).

В ряде докладов и сообщений выступающих были рассмотрены итоги работы автопрома в сфере производства легкого коммерческого транспорта в 2008-2009 гг. В частности, за весь 2009 г. российскими предприятиями было выпущено всего 72886 автомобилей LCV класса против 193241 единиц в 2008 г. (падение на 62,3 %). Подавляющее число предприятий, производящих легкий коммерческий транспорт, существенно снизили их выпуск, особенно в середине 2010 г. В 2009 г. ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" выпустил 44769 малотоннажных и среднетоннажных грузовиков и микроавтобусов или 33,9 % к предыдущему году. ОАО "УАЗ" - 17825 автомобилей,(43,2 %). ООО "ТАГАЗ" - 1675 грузовиков и 400 автобусов (28,9 % и 100,5 %, соответственно). ЗАО "Вазинтерсервис" - 1136 машин (49,2 %), ОАО "ИжАвто" 1008 пикапов (всего 20,7 % от уровня 2008 г.). ООО "ПАЗ" произвело всего один автобус ПАЗ-3010 "Сити" (0,7 % от объема 2008 г.).

В 2009 г. в России было импортировано более 18 тыс. грузовых автомобилей, относящихся к LCV классу, против 92 тыс. машин в 2008 г. Среди причин, оказавших положительное влияние на снижение импорта, следует отметить введение государством запретительных пошлин на ввоз подержанных автомобилей, девальвацию рубля и ряд других факторов.

По данным аналитиков 79,1 % парка грузовых автомобилей имеют возраст старше 10 лет, 10 % парка - от 5 до 10 лет и 10,9 % - до 5 лет. По происхождению машин 89,2 % парка - отечественные грузовые автомобили и 10,8 % - автомобили иностранных брендов.

Выполненный ОАО "АСМ-Холдинг" прогноз на 2010 г. на базе анализа экономического развития страны, данных предприятий и материалов НП "ОАР" показывает некоторый рост производства коммерческого транспорта во всех секторах. В частности, производство грузовых автомобилей полной массой менее 5 т. Ожидается в объеме 52,35 тыс. единиц (против 50,91 тыс. автомобилей в 2009 г.), преимущественно за счет иномарок российской сборки (с 5,92 тыс. единиц в 2009 г. до 7,95 тыс. в 2010 г.).

Производство грузовых автомобилей полной массой от 5 до 20 т ожидается в объеме 29,39 тыс. единиц (против 25,61 тыс. автомобилей в 2009 г.), а производство грузовых автомобилей полной массой более 20 т ожидается в объеме 18,26 тыс. единиц (против 14,46 тыс. автомобилей в 2009 г.).

Ожидается также рост производства автобусов (всех типов) в 2010 г. до 39 тыс. единиц (против 35,5 тыс. в 2009 г.), преимущественно благодаря отечественным моделям (с 30,7 тыс. единиц в 2009 г. до 34 тыс. в 2010 г.), хотя ожидается и небольшой рост производства иномарок российской сборки с 4,8 тыс. автобусов в 2009 г. до 5,0 тыс. единиц в 2010 г.

Обнадеживающие прогнозы на 2010 год опираются на активизацию продаж ОАО "ГАЗ" обновленных версий "ГАЗель-Бизнес", рост продаж, производимых группой "СОЛЛЕРС" в Татарстане автомобилей "Fiat Ducato" и других инновационных проектов.

Отечественные производители коммерческого транспорта в кризисном 2009 г. существенно снизили свое производство. Извечный вопрос - что предстоит сделать для обеспечения выхода из кризиса российского автопрома?

Основной путь просматривается в активном использовании уже оправдавших себя комплексных мер роста продаж: организация лизинга на льготных условиях, предоставление кредита с реальной экономической процентной ставкой, организация программы утилизации, введение "экологического" бонуса и др.).

На конференции были обсуждены и приняты участниками развернутые предложения по развитию коммерческого транспорта для органов законодательной и исполнительной власти, отраслевых общественных объединений, представителей бизнеса и отраслевой науки, действующих в сфере коммерческого транспорта.

Более подробную информацию по докладам и сообщениям, представленным на Конференции, можно получить в редакции журнала или в ОАО "АСМ-Холдинг" (www.asm.holding.ru).