Поиск по сайту


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ

 

Техника прошлого помимо ностальгии у ценителей старины призвана учить будущих конструкторов как надо, и как не надо ее создавать. Недаром во многих технических вузах существуют соответствующие кафедры, читаются курсы лекций, создаются музеи. Эту функцию как раз и выполняла в течение четырех дней (с 25 по 28 марта в Крокус Экспо) Олдтаймер-Галерея - грандиозное шоу старинных автомобилей, антиквариата, предметов культуры и быта давно ушедших времен. Десятки уникальных экспонатов заполнили огромный зал - это поистине лучшие из лучших автомобили всех времен. Они побеждали в конкурсах элегантности и сложнейших гонках, были покорителями сердец и недоступными мечтами для целых поколений, переживали годы забвения и меняли своих владельцев. Сейчас они вновь стали знаменитыми - на этот раз в мире ценителей старины.

На этой Галерее, как и на всех остальных, были "звезды". На этот раз этой звездой стал первый советский спорткар ГЛ-1 (1940). На нем в свое время проехался и легендарный летчик Валерий Чкалов. И вполне понятно по какой причине - это была самая быстрая машина в СССР. Именно на ГЛ-1 гонщик-испытатель горьковского автозавода Аркадий Николаев в сентябре 1940 г. установил всесоюзный рекорд скорости - 161,9 км/ч! Эту скорость позволил развить стосильный двигатель, на который были установлены два карбюратора. К сожалению, оригинальная машина не сохранилась, и ее пришлось воссоздавать по чертежам и фотографиям.

А вот пример не совсем удачного проектирования вездехода представлен в "железе" полугусеничного грузовика ЗИС-33. В данном случае была осуществлена модернизация обычного грузовика путем установки на него съемного гусеничного движителя. Машина одновременно с увеличением проходимости приобрела увеличенный расход топлива, порядка 100 л на сто километров. Признав, что машина не получилась, от данного проекта отказались и стали искать другие пути увеличения проходимости машин.

Если кто-то подумает, что проекты не совсем удачными были только у нас, то они заблуждаются. Например, "вылизывание" конструкции и доведение характеристик машины до совершенства могут сослужить плохую службу. Так, армейский вездеход Horch 901 (1938) отличался такой сложностью конструкции и высокой технологичностью, что оказался абсолютно не приспособленным для климатических и дорожных условий Восточного фронта. "Гениальная простота" обошла стороной Horch 901: сложные независимые подвески и трансмиссия, чувствительный к топливу и смазке двигатель - все это сыграло роковую роль в условиях войны. Но качество - это все же хорошо и красиво. Вот двигатель этой компании. Не правда ли, загляденье?

Помимо автомобилей, на Галерее было представлено очень много мотоциклов. Для двигателиста любопытно было ознакомиться с мотоциклом МТ-9, снабженным роторно-поршневым двигателем РД-501В. Его одна секция обеспечивала мощность в 38 л.с., которые позволяли этому трехколесному транспорту разгоняться до 120 км/ч. Первый мотоцикл с этим двигателем появился в 1974 г., но всего их выпустили то ли 5, то ли 6 штук. И с тех пор ни одного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем не выпускалось, хотя с данным типом мотора до сих пор выпускаются автомашины компании "Мазда".

В общем, Галерея интересная, и каждый может найти для себя что-то интересное, например. запчасти. Тем более, что ждать осталось недолго. Осенью, с 7 по 10 октября состоится очередная, уже XVI Галерея.