ТУРБУЛЕНТНОСТЬ В ЖРД Юрий Михайлович Кочетков, д.т.н.
Турбулентность в ЖРД является наиболее сложным видом пространственного течения, известного из практики создания ракетной и авиационно-космической техники. Наиболее сложные узлы жидкостного ракетного двигателя с точки зрения турбулентного течения - форсуночная область камеры сгорания, сопряженная область регенерационного охлаждения сопла и каналы турбонасосного агрегата - в настоящее время являются самыми проблематичными как с научной, так и с практической точки зрения. Расчетные и экспериментальные методы исследования этих областей требуют динамичного развития с привлечением прогрессивных теорий, экспериментальных и расчетно-аналитических методов. В жидкостных ракетных двигателях (ЖРД) реализуются наиболее сложные виды турбулентности. Это связано со спецификой их конструкции, которая достаточно сильно отличается от других ракетных двигателей (РДТТ, ЯРД, ГРД, МПД и др.) в первую очередь из-за достаточно сложного геометрического исполнения и многообразной функциональной направленности. С газодинамической точки зрения в ЖРД, помимо камеры сгорания, интересными и проблематичными являются еще два важнейших конструктивных узла. Это - охлаждаемое, как правило, регенерационным способом сопло и турбонасосный агрегат (ТНА). Гидравлические магистрали, снабженные последовательно и параллельно соединенными между собой и функционально строго "завязанными" элементами арматуры, также могут являться предметом пристального и подробного изучения особенностей турбулентного течения. Они специфически влияют на режим течения жидких и газообразных компонентов в силу своего индивидуального конструктивного исполнения, а значит - процессы в них являются случайными и должны исследоваться как локальные задачи. Турбулентные процессы в трех выделенных областях могут считаться универсальными и рассматриваться как независимые течения в камерах сгорания непосредственно за форсунками, вблизи стенок дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла с отводом тепла из основного потока в полость рубашки охлаждения, а также в насосах, рабочих колесах и сопловых аппаратах турбин. Все три указанные области течений отличаются от традиционных, условно элементарных зон турбулентного течения своеобразной сложностью и многопричинностью. В настоящее время исследования в этих областях до конца не завершены. Они носят, в основном, полуэмпирический характер. Известные идеализированные программы расчетов базируются на уравнениях движения Рейнольдса в сочетании с эмпирическими моделями турбулентности, разработанными на основе результатов так называемых "плосковоздушных" опытов. Эти программы не полностью воспроизводят реальную картину течения в отмеченных зонах. Проводимые по этим программам расчеты носят, в основном, частный характер. Турбулентность форсуночной области камеры сгорания ЖРД Для общности обычно рассматривают течения продуктов сгорания в ЖРД, работающих по схеме газ - жидкость. При этом один из компонентов является жидким, проходящим, например, через центробежную форсунку, а второй газообразным, поступающим в камеру через струйную форсунку. Поскольку основной целью при создании камер ЖРД является организация процесса полного перемешивания компонентов топлива с последующим их полным сгоранием, вопросы турбулентности имеют первостепенное значение. При этом организация смесеобразования, сопровождающая процессы турбулизации потока, носит не естественный, а вынужденный характер. Создаются условия многопараметрического воздействия струй друг на друга в различных направлениях с различными величинами сдвигов по параметрам. В процессе дробления капель формируется местная двухфазная турбулентность, усугубляющаяся гидродинамическими эффектами со стороны газовой составляющей топлива вблизи головки: трением, внезапным расширением, местным сопротивлением. Испаряющиеся капли после дробления формируют вокруг себя парогазовую подушку, приводящую к ламинаризации основного потока и упорядочению течения в целом. При этом линии тока газообразных продуктов окислителя и горючего переплетаются, образуя практически все возможные конфигурации турбулентного течения: поступательную, вращательную, колебательную и торсионную (см. "Двигатель" № 6 (66) - 2009). Как известно из газовой динамики, невозможным является факт пересечения линий тока, так же как и в данном случае невозможно их пересечение внутри отмеченных переплетений. Но оно возможно в ситуации, когда две составляющие топлива - линия тока горючего и линия тока окислителя - встречаются и их составы химически реагируют между собой, образуя новый химический компонент: продукты горения. С этого момента наработанная ранее турбулентность разрушается. Радиальные и аксиальные скорости пропадают, а градиент осевой скорости становится равным нулю. Поток превращается в ламинарный. Зона начала ламинарного течения может считаться началом зарождения новой турбулентности - турбулентности продуктов сгорания. Дальнейшее ее развитие происходит по известным законам газовой динамики. Пристенная турбулентность в сопле с регенерационным охлаждением Турбулентность в ТНА Особенности турбулентности в турбонасосном агрегате характеризуются дополнительным вращением и возникновением центробежной силы, действующей на поток. Помимо этой силы, которая влияет на формирование турбулентного течения, определяющее воздействие оказывает сложная конфигурация межлопаточных каналов внутри насосов и турбин. Их сложная пространственная геометрия предопределяет возникновение всех видов турбулентности вне зависимости от развивающихся в процессе работы режимов течения. В данном случае турбулентность представляет собой интерференцию всех видов движения жидкости и газа: поступательного, вращательного, волнового и торсионного. Такой вид турбулентности хуже всего поддается расчетному исследованию. Наиболее подходящим методом по-прежнему остается экспериментальное изучение процесса, но и здесь на пути исследователей часто стоят непреодолимые трудности, такие как практическая невозможность проведения визуализации течения в каналах ТНА, проблематичность использования датчиков первичной информации о потоках (давления, температуры, скорости), трудности при идентификации результатов, полученных косвенным способом (высокоскоростная видеосъемка, оптическая, магнитная диагностика, вибродиагностика, резонансные методы и др.). В виду сложности изучения турбулентного течения в ЖРД элементы конструкции двигателя испытываются автономно и параллельно с применением инженерных методов, которые дополняются различного рода математическими моделями. В процессе испытаний приходится учитывать случайные факторы, связанные с отклонениями от номинальных значений как параметров конструкции, так и характеристик топливных составов, которые приводят к ребалансировке двигательной установки в целом, делая ее сугубо нестационарной. В процессе такой ребалансировки возникают различного вида неустойчивости течения, горения и режима работы ТНА. При этом турбулентность в системах двигательной установки также носит нестационарный характер и в зависимости от кратковременно установившихся условий течения может скачкообразно менять конфигурацию.
| ||