УДК 004 ББК 74.202.4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Елена Викторовна Невмержицкая, к.пед.н. В работе автор анализирует основные типы образовательной коммуникации в информационных технологиях. В частности, к ним относятся: реализация образовательной коммуникации, осуществляемой при взаимодействии субъекта учебной деятельности со способами фиксации социальной информации в форме различных конвенциональных знаков, а также реализация межличностной коммуникации субъектов образовательной деятельности (педагогов, обучающихся) по информационно-техническим каналам. In this paper the author analyses the basic types of educational communication in the information technology. In particular, they are as follows: realization of educational communication, which is carried out by the interaction of the instructional activity's subject with the methods of fixation of social information in form of different conventional signs, as well as realization of interpersonal communication of the educational activity's subjects (teachers, trainees) be means of information and data channels. Ключевые слова: информационные технологии, образовательная деятельность, образовательные коммуникации. Keywords: information technology, educational activity, educational communication. В национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" (Москва) отмечалось, что отличительными признаками новых информационных технологий обучения являются специфическая среда, в которой она осуществляется, и связанные с ней компоненты: Возможность развития образовательных коммуникаций становится очевидной при условии информатизации учебного процесса на базе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий. В Законе об информации, информатизации и защите информации дефиниция информатизация представлена как "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". К информационным технологиям (ИТ) относятся средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства, используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию. Отметим, что при использовании лингвистических средств в информационно-образовательном поле функционирует реальное педагогическое общение на фоне взаимодействия педагогов и студентов, являющихся субъектами образовательного процесса. В этой связи применение ИТ значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекать, погружать студентов в учебный процесс, расширять наборы применяемых учебных задач, повысить самоконтроль учебной деятельности, формировать у студентов рефлексию собственного труда и открывать новые возможности развития субъект-субъектного (педагог - обучающийся) взаимодействия в образовательном процессе. При этом универсальные возможности ИТ позволяют включать их в качестве средства обучения практически во все дисциплины и курсы обучения. К основным типам образовательной коммуникации в ИТ относятся: В первом случае в процессе изучения различных дисциплин гуманитарной направленности (иностранный язык и др.) используется расширительное понятие текста, во втором - использование информационно-технических каналов (например, при преподавании этноколористики и др.). Общим для данных типов коммуникации в ИТ является зависимость образовательного взаимодействия от лингвистических, лингвострановедческих особенностей передачи информации. Включение ИТ в учебный процесс позволяет преподавателю применить разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, активизировать самостоятельную работу обучающихся. В этой связи ИТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе, в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации, что является отражением гносеологической функции педагогического процесса. В создании электронных пособий по иностранному языку, сетевых ресурсов, обучающих компьютерных программ, тренингов умений и навыков, в телекоммуникационных технологиях применяются т.н. электронные письменные тексты, которые могут сопровождаться схемами, рисунками, фотографиями и др., в результате чего с помощью абстрактной информации происходит передача понятийных и концептуальных знаний и осуществляется мобильно-развивающая функция обучения. При условии систематического использования ИТ в сочетании с традиционными методами обучения в образовательных коммуникациях увеличиваются возможности содержательной наполненности учебной информации, повышается мотивация учебной деятельности, самоконтроля, открываются новые возможности развития субъект-субъектных взаимоотношений. ИТ также способствуют реализации личностно-ориентированного подхода к субъекту обучения при наличии у него разноуровневой готовности к обучению: у преподавателя появляются дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Таким образом, технические каналы коммуникации открывают новые возможности в образовательной коммуникации, но, вместе с тем, вводят ряд ограничений, что связано с организацией удаленного взаимодействия субъектов образовательного процесса как в режиме асинхронного взаимодействия (off-line), так и в режиме реального времени (on-line). Педагогам также следует учитывать, что опосредованное техникой взаимодействие вводит дополнительные психологические барьеры восприятия у обучающихся, заставляет коммуникантов придерживаться определенных правил этикета (телефонных разговоров, net-этикет сетевого общения) и др. Коммуникативное проектирование ИТ обучения необходимо осуществлять с учетом лингвистических и технологических особенностей каналов коммуникации на основе личностно-ориентированных, психологических возможностей личности. Литература 1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (в последней редакции от 10 января 2003 г.). Законы Российской Федерации. - М.: Омега-Л., 2006. 2. Об образовании: Закон Российской Федерации // Образование в документах и комментариях. - М., 2002. Связь с автором:
| ||