Поиск по сайту


ШЛЮПЫ

Виктор Сергеевич Шитарев,  капитан дальнего плавания

 

Как боевое судно шлюп особой известности не получил. В кильватерной колонне они шли за корветами, которые, в свою очередь, располагались позади фрегатов. Пушечное вооружение шлюпов включало от 20 до 30 орудий, превышая, хотя и незначительно, огневую мощь бригов, поэтому бриги шли позади шлюпов. Наибольшую популярность шлюп получил как научно-исследовательское судно (НИС). Для морских экспедиций требовались суда, обладавшие высокой надежностью, имеющие хорошие ходовые и маневренные качества, сравнительно малую осадку, чтобы заходить в устья рек, способные разместить в своих помещениях не только экипаж, но и группу морских исследователей. Артиллерийское вооружение позволяло шлюпу успешно вести борьбу с пиратством. На шлюпе можно взять на борт достаточно провианта, пресной воды и других видов судового снабжения для продолжительного плавания.

Чтобы представить себе значение шлюпа в морских исследованиях, вспомним имена хотя бы некоторых исследователей морской среды, вписавших свои имена в историю Флота Российского. Среди достойнейших Василий Михайлович Головнин (1776-1831). Он, как говорится, моряк с пеленок, в 12 лет стал круглым сиротой, и родственники определили его в Морской шляхетский кадетский корпус. В 14 лет он уже гардемарин, на плавбатарее "Не тронь меня" принимает участие в трех сражениях со шведами и награждается Золотой медалью за отвагу. Через два года, по окончании курса обучения, его производят в мичманы (тогда первый офицерский чин). В числе 12 русских офицеров Василия Михайловича направляют на стажировку в королевский флот Великобритании. Надо сказать, что нашим офицерам было предоставлено право наниматься на штатные офицерские должности британских кораблей ВМФ, чем они, видимо, и воспользовались.

Не будем гадать, кому здесь больше повезло, командующему британским ВМФ адмиралу Горацию Нельсону или мичману Василию Головнину, но начал он свою службу в экипаже флагмана английского ВМФ 110 пушечного корабля "Виктория". Спросите, при чем здесь адмирал Нельсон? Дело в том, что под его командованием Василий Михайлович принял активное участие в сражении под Трафальгаром и попал в список особо отличившихся офицеров королевского флота Великобритании вместе с лейтенантом Корбетом, с которым у него установились дружеские отношения. За четыре года службы у англичан Василий Михайлович Головнин принял активное участие в 18 морских сражениях и зарекомендовал себя с лучшей стороны, поэтому его авторитет и известность среди английских моряков были высоки. Своеобразным отчетом Василия Михайловича о службе в Английском ВМФ были опубликованные им работы "Сравнительные замечания о состоянии английского и русского флотов" и "Свод военных морских сигналов для ночного и дневного времени".

В общем, когда встал вопрос о назначении начальника экспедиции для продолжения изучения северной части Тихого океана, кандидатура В.М. Головнина была безоговорочно поддержана высоким начальством. 25 июля 1807 года русский шлюп "Диана" под командованием В.М. Головнина покинул Кронштадт и вышел в море. Как отмечал Василий Михайлович: "В построении "Дианы" рука иностранца не участвовала…" Точных сведений о размерениях этого шлюпа мне найти не удалось, а утверждение историков, что судно имело водоизмещение 300 т, не убедительно: получается, что бриг имел большие размеры, чем шлюп. Скорее всего, здесь какая-то путаница. В судовом мерительном свидетельстве обычно указывается водоизмещение в тоннах и брутто-регистровый тоннаж (BRT) в регистровых тоннах (Rt), историки эти две различных величины часто путают. Если пересчитать 300 Rt на весовые, то мы получим водоизмещение "Дианы" приблизительно равным 600 т, что весьма правдоподобно.

Плавание "Дианы" через Атлантический океан прошло благополучно, но вот выйти в Тихий океан, обогнув мыс Горн, не получилось. Жестокий шторм с ветром встречного направления оказался непреодолимым препятствием. "Бравые весты" ураганной силы оказались сильнее, и Василий Михайлович принял решение идти путем более длинным вокруг мыса Доброй Надежды, но зато с попутными ветрами. 21 апреля 1808 г. "Диана" встала на якорь на рейде Симонстауна в английской Капской колонии на Юге Африки. О том, что Россия находится в состоянии войны с Англией, русские моряки не знали и не сразу поняли, почему судно было задержано командующим находившейся в порту английской эскадры. В скором времени к борту "Дианы" причалила шлюпка с флагмана, которой командовал капитан-лейтенант Корбет. Не трудно себе представить, как вытянулась в изумлении физиономия англичанина, когда он на палубе "Дианы" увидел героя Трафальгара Василия Михайловича Головнина.

Видимо, известность В.М. Головнина среди английских моряков сыграла свою роль. Никаких репрессивных мер к судну и экипажу принято не было. Русские моряки могли свободно увольняться на берег, нуждающимся в деньгах было разрешено заработать на местных верфях. В общем, англичане вели себя вполне благосклонно. Но плен есть плен. Все доводы В.М. Головнина о том, что судно занимается исключительно научными исследованиями, адмиралом не учитывались. Прошли долгих 13 месяцев. И вот 19 мая 1809 г. подул хороший шторм от Норд-Веста, им-то и воспользовался Василий Михайлович. Как он потом вспоминал: "…Офицеры, гардемарины, унтер-офицеры и рядовые - все работали до одного на марсах и реях…" Стоявшие на якорях вокруг "Дианы" английские корабли даже не пытались чинить препятствия русским морякам. Так "Диана" вырвалась из плена и 25 сентября 1809 г. встала на якорь на рейде Петропавловска.

Затем "Диана" продолжила научные исследования, продолжавшиеся два года. Были исследованы Камчатский полуостров, острова Курильской гряды (их оказалось 24, а не 21, как полагали русские), русские владения на северо-западе Америки. Однажды, случилось это 11 июля 1811 г., В.М. Головнин с шестью моряками высадился на остров Кунашир, где вероломно был взят в плен японцами. Позже, в 1819 г. вышла в свет его книга "В японском плену", в которой он опубликовал обширный материал по истории и культуре Японии, где он пробыл более двух лет. В новую кругосветку В.М. Головнин вышел 26 августа 1817 г. на шлюпе "Камчатка" водоизмещением 900 т. Под его началом служили офицеры, преумножившие славу России и российского флота - Фердинанд Петрович Врангель, Федор Петрович Литке и Федор Федорович Матюшкин. А сколько еще замечательных русских офицеров служили на шлюпах!

Однако "звездный час" для шлюпов наступил в связи с открытием Антарктиды. На шлюпах "Восток" и "Мирный" остановимся несколько подробнее. Но все по порядку.

В 1819 г. Морским министерством были организованы экспедиции к Северному и Южному полюсам Земли. Их инициаторами и вдохновителями были выдающиеся русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Гавриил Андреевич Сарычев, будущие адмиралы российского флота. В состав сформированных экспедиций входили четыре шлюпа: "Восток", "Мирный", "Открытие" и "Благонамеренный". Их разделили на две дивизии: южная дивизия - "Восток" и "Мирный"; северная дивизия - "Открытие" и "Благонамеренный". Шлюпы "Восток" и "Открытие" строились на Охтинской судоверфи в Петербурге английским корабельным мастером В.Ф. Стоке, находившимся на службе в России. Суда как братья-близнецы строились по одним чертежам и имели одни и те же достоинства и недостатки. Основной недостаток состоял в том, что на их постройку использовали недостаточно просушенную древесину.

На подлинном, видимо отчетном, чертеже от "октября 3 дня 1819 года", подписанном корабельным мастером Главного адмиралтейства Иваном Петровичем Амосовым, приведены размерения шлюпа "Восток": длина 130 футов (39,62 м); ширина 32 фута и 9 дюймов (9,98 м); осадка (в полном грузу) кормой 15 футов 9 дюймов (4,8 м) и носом - 14 футов 9 дюймов (4,5 м); осадка средняя 4,65 метра; водоизмещение 900 т. Вооружение - 28 орудий, из них 16 на батарейной палубе (гон-дек) и 12 на верхней палубе (опер-дек). Оба судна трехмачтовые с парусным вооружением типа "корабль".

Шлюп "Благонамеренный" строился на Олонецкой верфи в Лодейном поле корабельным мастером Иваном Васильевичем Курепановым. Там же из транспорта "Ладога" был создан шлюп "Мирный" мастером Колодкиным. Оба шлюпа имели по 20 орудий на опер-деке и по три мачты с парусным вооружением типа "корабль". Их водоизмещение составляло 530 тонн; длина 120 футов (36,5 м); ширина 30 футов (9,1 м); осадка 15 футов (4,57 м). Подводная часть корпусов всех шлюпов была обшита листовой медью (против их обрастания в морской воде). Перед выходом в море корпуса первых двух шлюпов-флагманов получили ледовые подкрепления. На всех шлюпах установили ледовую обшивку из дюймовых досок на медных гвоздях. Этими работами руководил Иван Петрович Амосов (1772-1843), уроженец города Архангельска, выдающийся кораблестроитель первой половины Х1Х века, генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров.

"Северной дивизией" командовал ученик Федора Федоровича Ушакова, капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, он же командир шлюпа "Открытие". Его помощник - известный моряк, командир шлюпа "Благонамеренный" Глеб Семенович Шишмарев, к тому времени под командованием Отто Евстафьевича Коцебу совершивший кругосветное плавание на бриге "Рюрик". Перед "Северной дивизией" была поставлена архисложная задача - поиск северного прохода из Тихого океана в Атлантику. Поставленная задача оказалась невыполнимой из-за сплошных сплоченных непроходимых льдов. Экспедицией был выполнен большой объем научных исследований, открыты новые земли… В Кронштадт шлюпы возвратились 2 августа 1822 г. Капитан-лейтенант Г.С. Шишмарев был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Св. Георгия IV степени, он дослужился до звания контр-адмирала. М.Н. Васильев был произведен в чин капитана 1 ранга и награжден орденами Св. Владимира III степени и Св. Георгия IV степени, в 1835 г. стал вице-адмиралом.

(Продолжение в следующем номере).