ШЛЮПЫ Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания
Чтобы представить себе значение шлюпа в морских исследованиях, вспомним имена хотя бы некоторых исследователей морской среды, вписавших свои имена в историю Флота Российского. Среди достойнейших Василий Михайлович Головнин (1776-1831). Он, как говорится, моряк с пеленок, в 12 лет стал круглым сиротой, и родственники определили его в Морской шляхетский кадетский корпус. В 14 лет он уже гардемарин, на плавбатарее "Не тронь меня" принимает участие в трех сражениях со шведами и награждается Золотой медалью за отвагу. Через два года, по окончании курса обучения, его производят в мичманы (тогда первый офицерский чин). В числе 12 русских офицеров Василия Михайловича направляют на стажировку в королевский флот Великобритании. Надо сказать, что нашим офицерам было предоставлено право наниматься на штатные офицерские должности британских кораблей ВМФ, чем они, видимо, и воспользовались. Не будем гадать, кому здесь больше повезло, командующему британским ВМФ адмиралу Горацию Нельсону или мичману Василию Головнину, но начал он свою службу в экипаже флагмана английского ВМФ 110 пушечного корабля "Виктория". Спросите, при чем здесь адмирал Нельсон? Дело в том, что под его командованием Василий Михайлович принял активное участие в сражении под Трафальгаром и попал в список особо отличившихся офицеров королевского флота Великобритании вместе с лейтенантом Корбетом, с которым у него установились дружеские отношения. За четыре года службы у англичан Василий Михайлович Головнин принял активное участие в 18 морских сражениях и зарекомендовал себя с лучшей стороны, поэтому его авторитет и известность среди английских моряков были высоки. Своеобразным отчетом Василия Михайловича о службе в Английском ВМФ были опубликованные им работы "Сравнительные замечания о состоянии английского и русского флотов" и "Свод военных морских сигналов для ночного и дневного времени". Плавание "Дианы" через Атлантический океан прошло благополучно, но вот выйти в Тихий океан, обогнув мыс Горн, не получилось. Жестокий шторм с ветром встречного направления оказался непреодолимым препятствием. "Бравые весты" ураганной силы оказались сильнее, и Василий Михайлович принял решение идти путем более длинным вокруг мыса Доброй Надежды, но зато с попутными ветрами. 21 апреля 1808 г. "Диана" встала на якорь на рейде Симонстауна в английской Капской колонии на Юге Африки. О том, что Россия находится в состоянии войны с Англией, русские моряки не знали и не сразу поняли, почему судно было задержано командующим находившейся в порту английской эскадры. В скором времени к борту "Дианы" причалила шлюпка с флагмана, которой командовал капитан-лейтенант Корбет. Не трудно себе представить, как вытянулась в изумлении физиономия англичанина, когда он на палубе "Дианы" увидел героя Трафальгара Василия Михайловича Головнина. Видимо, известность В.М. Головнина среди английских моряков сыграла свою роль. Никаких репрессивных мер к судну и экипажу принято не было. Русские моряки могли свободно увольняться на берег, нуждающимся в деньгах было разрешено заработать на местных верфях. В общем, англичане вели себя вполне благосклонно. Но плен есть плен. Все доводы В.М. Головнина о том, что судно занимается исключительно научными исследованиями, адмиралом не учитывались. Прошли долгих 13 месяцев. И вот 19 мая 1809 г. подул хороший шторм от Норд-Веста, им-то и воспользовался Василий Михайлович. Как он потом вспоминал: "…Офицеры, гардемарины, унтер-офицеры и рядовые - все работали до одного на марсах и реях…" Стоявшие на якорях вокруг "Дианы" английские корабли даже не пытались чинить препятствия русским морякам. Так "Диана" вырвалась из плена и 25 сентября 1809 г. встала на якорь на рейде Петропавловска. Затем "Диана" продолжила научные исследования, продолжавшиеся два года. Были исследованы Камчатский полуостров, острова Курильской гряды (их оказалось 24, а не 21, как полагали русские), русские владения на северо-западе Америки. Однажды, случилось это 11 июля 1811 г., В.М. Головнин с шестью моряками высадился на остров Кунашир, где вероломно был взят в плен японцами. Позже, в 1819 г. вышла в свет его книга "В японском плену", в которой он опубликовал обширный материал по истории и культуре Японии, где он пробыл более двух лет. В новую кругосветку В.М. Головнин вышел 26 августа 1817 г. на шлюпе "Камчатка" водоизмещением 900 т. Под его началом служили офицеры, преумножившие славу России и российского флота - Фердинанд Петрович Врангель, Федор Петрович Литке и Федор Федорович Матюшкин. А сколько еще замечательных русских офицеров служили на шлюпах! Однако "звездный час" для шлюпов наступил в связи с открытием Антарктиды. На шлюпах "Восток" и "Мирный" остановимся несколько подробнее. Но все по порядку. В 1819 г. Морским министерством были организованы экспедиции к Северному и Южному полюсам Земли. Их инициаторами и вдохновителями были выдающиеся русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Гавриил Андреевич Сарычев, будущие адмиралы российского флота. В состав сформированных экспедиций входили четыре шлюпа: "Восток", "Мирный", "Открытие" и "Благонамеренный". Их разделили на две дивизии: южная дивизия - "Восток" и "Мирный"; северная дивизия - "Открытие" и "Благонамеренный". Шлюпы "Восток" и "Открытие" строились на Охтинской судоверфи в Петербурге английским корабельным мастером В.Ф. Стоке, находившимся на службе в России. Суда как братья-близнецы строились по одним чертежам и имели одни и те же достоинства и недостатки. Основной недостаток состоял в том, что на их постройку использовали недостаточно просушенную древесину. На подлинном, видимо отчетном, чертеже от "октября 3 дня 1819 года", подписанном корабельным мастером Главного адмиралтейства Иваном Петровичем Амосовым, приведены размерения шлюпа "Восток": длина 130 футов (39,62 м); ширина 32 фута и 9 дюймов (9,98 м); осадка (в полном грузу) кормой 15 футов 9 дюймов (4,8 м) и носом - 14 футов 9 дюймов (4,5 м); осадка средняя 4,65 метра; водоизмещение 900 т. Вооружение - 28 орудий, из них 16 на батарейной палубе (гон-дек) и 12 на верхней палубе (опер-дек). Оба судна трехмачтовые с парусным вооружением типа "корабль". Шлюп "Благонамеренный" строился на Олонецкой верфи в Лодейном поле корабельным мастером Иваном Васильевичем Курепановым. Там же из транспорта "Ладога" был создан шлюп "Мирный" мастером Колодкиным. Оба шлюпа имели по 20 орудий на опер-деке и по три мачты с парусным вооружением типа "корабль". Их водоизмещение составляло 530 тонн; длина 120 футов (36,5 м); ширина 30 футов (9,1 м); осадка 15 футов (4,57 м). Подводная часть корпусов всех шлюпов была обшита листовой медью (против их обрастания в морской воде). Перед выходом в море корпуса первых двух шлюпов-флагманов получили ледовые подкрепления. На всех шлюпах установили ледовую обшивку из дюймовых досок на медных гвоздях. Этими работами руководил Иван Петрович Амосов (1772-1843), уроженец города Архангельска, выдающийся кораблестроитель первой половины Х1Х века, генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров. "Северной дивизией" командовал ученик Федора Федоровича Ушакова, капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, он же командир шлюпа "Открытие". Его помощник - известный моряк, командир шлюпа "Благонамеренный" Глеб Семенович Шишмарев, к тому времени под командованием Отто Евстафьевича Коцебу совершивший кругосветное плавание на бриге "Рюрик". Перед "Северной дивизией" была поставлена архисложная задача - поиск северного прохода из Тихого океана в Атлантику. Поставленная задача оказалась невыполнимой из-за сплошных сплоченных непроходимых льдов. Экспедицией был выполнен большой объем научных исследований, открыты новые земли… В Кронштадт шлюпы возвратились 2 августа 1822 г. Капитан-лейтенант Г.С. Шишмарев был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Св. Георгия IV степени, он дослужился до звания контр-адмирала. М.Н. Васильев был произведен в чин капитана 1 ранга и награжден орденами Св. Владимира III степени и Св. Георгия IV степени, в 1835 г. стал вице-адмиралом. (Продолжение в следующем номере).
| ||