Поиск по сайту


УДК 656.7.072

МЕТОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВИАЦИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Сергей Сергеевич Демин, к.э.н., ГосНИИГА

 

В статье исследованы возможные пути развития рынка авиационных перевозок c учетом того, что спрос на них решающим образом зависит от состояния экономики в целом. Представлен прогноз развития российского рынка авиационных перевозок до 2025 г.

The article is considered questions about some methods of forecasting the market of aviation carryings. A demand for aviation carryings depends on Russian economic conditions. In the issue is suggested the forecast of Russian aviation carryings till 2025.

Ключевые слова: авиационная техника, методы прогнозирования, рынок авиационных перевозок.
Keywords: aviation techniques, the methods of forecasting, market of aviation carryings.

Прогнозирование развития воздушных перевозок является важной задачей в планировании деятельности авиационной промышленности. Многие ученые занимаются разработкой таких прогнозов, используя статистический и факторный анализ, эконометрические модели и экспертные оценки. Исходя из исследования зарубежного опыта прогнозирования, предлагаемый метод долгосрочного прогнозирования развития российского рынка авиационных перевозок включает ряд основных этапов [1]:

1 этап. Проведение сегментации рынка авиационных перевозок, что обусловлено различиями в тенденциях (внутренние авиационные перевозки в наибольшей степени зависят от состояния экономики и тарифной политики; зарубежные перевозки связаны с развитием индустрии отдыха и туризма; прочие перевозки в дальнее зарубежье связаны с развитием внешнеэкономических связей страны и ее хозяйствующих субъектов; пассажиропотоки в страны СНГ остаются крайне низкими).

2 этап. Моделирование развития сегментов рынка авиационных перевозок на основе корреляционного анализа тенденций и прогнозов развития экономики и изменения авиационных тарифов.

3 этап. Сегментарное прогнозирование рынка перевозок путем совмещения методов эконометрического и ситуационного моделирования на основе экспертных оценок и с учетом мировых закономерностей развития авиации. При прогнозировании развития рынка перевозок на основе предложенных моделей принято следующее [2]:

- к 2020 г. ВВП в России увеличится в 2,0…2,8 раза по сравнению с уровнем 2009 г. Это соответствует средним темпам роста 4,6…6,6% в год;

- долговременной тенденцией для тарифов российских авиаперевозчиков является их переход к постепенному снижению со средним темпом 0,5% в год, прогнозируемым для мирового авиационного рынка. Исключение составляет рынок нерегулярных международных перевозок, где до 2010 г. ожидается стабилизация тарифов, а затем их увеличение к 2020 г. до уровня 80% от регулярных тарифов, как следствие обновления парка и ликвидации избыточности провозных мощностей.

Ситуационное моделирование призвано дополнительно учесть влияние некоторых факторов (стимулов и антистимулов), которые оказывают существенное влияние на динамику объема авиационных перевозок в отдельных сегментах. Например, усиление конкуренции с зарубежными авиаперевозчиками в перспективе ведет к восстановлению отсутствующего паритета на рынке регулярных международных перевозок. Это снижает уровень прогнозируемых объемов международных перевозок российских авиаперевозчиков, исходящий из существующего распределения международного рынка между российскими и зарубежными авиаперевозчиками.

4 этап. Верификация полученных прогнозов проводится на макроуровне путем сопоставления с мировыми тенденциями, а также на микроуровне сравнением сегментарных прогнозов с суммарными прогнозами развития спроса на перевозки по конкретным авиационным линиям. Анализ авиационных перевозок разных стран мира показывает зависимость авиационной подвижности населения от величины ВВП на душу населения.

С целью верификации и балансирования сегментарных прогнозов развития рынка на микроуровне логика макроэкономического развития распространяется на отдельные направления авиационных перевозок. Кроме того, учитывается снижение конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с более дешевыми видами транспорта по мере сокращения протяженности маршрута. Для оценки перспективных авиационных потоков на отдельных направлениях сформирована модель следующего вида: Din= Di03 ×Кi ,

где Din - поток на i-ой авиалинии в год n; Di03 -поток на i-ой авиалинии в 2009 году; Ki - коэффициент роста авиаперевозок.

Результаты практического применения метода прогнозирования развития рынка авиационных перевозок представлены на рисунке.

Литература

1. Самойлов И.А., Бородин М.А., Лесничий И.В., Самойлов В.И. Методология и результаты прогнозирования российского рынка авиаперевозок. Сб. науч. тр. ГосНИИ ГА № 310, 2008.

2. Демин С.С. Экономические основы организации производства и эксплуатации конкурентоспособной авиационной техники // Авиакосмическая техника и технология, № 3, 2006.

Связь с автором:
Электронная почта:sdemin@ewedi.org