УДК 316.334.5
ББК 60.5
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Ирина Анатольевна Сенькина, аспирантка МГТУ "СТАНКИН"
Рассмотрены основные этапы экологически ориентированного процесса производства и требования к персоналу на таком производстве. Основной характеристикой для построения экологически ориентированного производства рассматривается мотивация, ее содержание и ряд этапов, на которых построен процесс мотивирования персонала.
There are basic steps of environmental process of production and demands for employments of such kind of production are viewed in the article. The basic characteristic of construction the environmental process of production is the motivation. The determination, its content and 5 levels of motivation, which is used in personal motivation, are present in the article.
Ключевые слова: производство, ресурсы, мотивация, потребности.
Keywords: production, resource, motivation, needs.
Свойства и характеристика осуществляемых процессов
Производство имеет широкий диапазон определений:
- это процесс переработки или преобразования;
- сложное сочетание решений, действий и умений;
- основное средство удовлетворения запросов потребителя.
Используя модель "ресурс-продукт", производство можно определить как процесс переработки, в котором к ресурсу добавляется стоимость производства продукта, нужного потребителям.
Схема процесса производства
Один из основных аспектов производства - преобразование ресурсов, которые приобретает предприятие, в товары, которые затем продаются потребителям.
Схематически этот процесс иллюстрируется рис. 1.
Задача предприятия состоит в том, чтобы воспринять "на входе" ресурсы (затраты), переработать их и "на выходе" выдать готовую продукцию (результат). Это называется производственной деятельностью.
Оценка входящих ресурсов ("ресурсы на входе")
С точки зрения производства "ресурсы на входе" можно разделить на три категории:
1. Исходные ресурсы.
Исходные ресурсы должны быть закуплены с тем, чтобы процесс производства функционировал. В перечень исходных ресурсов входят: материалы, помещения, оборудование, энергия, знания, информация и т.п.
2. Заказы, полученные от клиентов.
Заказы потребителей являются ощутимым свидетельством их потребностей. Чем лучше можно адаптировать производство к потребностям покупателей, тем эффективнее будет процесс переработки (рис. 2).
3. Виды на будущее (ожидания).
Ожидания можно считать неощутимыми исходными ресурсами, образующимися из ряда источников. На этапе ожиданий важную роль играет мотивация. Правильно мотивированный работник любого звена становится мощным двигателем в развитии компании.
Ожидания не заканчиваются на этапе производства. Ожидания - внутреннее состояние работника. Мотивация со стороны руководства - внешнее состояние работника.
Таким образом, мотивация важна на всех уровнях бизнеса. Мотивация производственного персонала особенно важна, если внимание уделять надежности производства и качеству продукции, поэтому виды на будущее работников в производственном секторе являются ключом к их мотивации. Подробнее вопрос мотивации рассмотрен далее.
Изменения в "процессе переработки"
Исходные ресурсы - пассивная категория в производстве. В процессе производства они превращаются в готовую продукцию. Процесс переработки включает долгосрочные и ежедневные решения, процессы, управление людьми - временем, умением и мотивацией, деятельность по планированию, управлению, контролю.
Деятельность разных фирм можно разделить на четыре категории:
- производственная деятельность;
- введение и планирование стандартов качества;
- контроль и управление;
- организация и основные операции.
Ни одна из четырех категорий деятельности в производственном процессе не является независимой от других. А поскольку элементы процесса производства взаимосвязаны, производство требует квалифицированного управления и мотивирования.
Производство представляет собой комплекс принятия решений. Первоначальные решения меньше касаются технических вопросов, а больше организационных и маркетинга. Для каждого решения необходимо подобрать и запустить индивидуальный механизм мотивации.
"Готовая продукция"
Основной выход производственного бизнеса - это его продукция. Внутренняя мотивация и личная заинтересованность сотрудников компании составляет половину успешного обслуживания в период эксплуатации.
Как было сказано выше, мотивация работников играет важную роль на каждом этапе производственного процесса.
Классификация социальных аспектов, определяющих мотивацию персонала. Содержание понятия мотивации
Четкого и общепризнанного определения мотивации не существует. Широко раскрывает понятие мотивации определение Э.А. Уткина: "Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации". Мотив характеризуется двумя составными элементами (рис. 3).
Мотив всегда связан с ситуацией. Исследования показывают, что соотношение деятельности (или активности) человека и результатов его работы характеризуется кривой. Вначале по мере роста активности результаты повышаются, позже, на определенном уровне активности, результаты сохраняются на одном уровне. Этот этап именуется Э.А. Уткиным оптимальным диапазоном активности, когда достигаются лучшие результаты. После того, как активность начинает превышать границу оптимального диапазона, итоги работы ухудшаются.
Следует учитывать, что активность не обеспечивает необходимой мотивации. Человек может работать старательно, но положительных результатов может не быть, если он направляет свою деятельность в неправильном направлении. Из-за неверной направленности труда реально возникновение конфликта между собственными потребностями человека и целями коллектива.
Мотив выступает как повод, побуждение к какому-либо действию. Создание и поддержание мотивации - сложный процесс, т.к. действующие мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач, времени.
Мотивирование - процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем мотивов. Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотив возникает при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи). В первом случае мотив именуют "внутренним", ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Во втором случае мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются извне. Такой мотив можно назвать "внешним". Здесь в этом качестве выступают процессы мотивирования оплаты, правила поведения и пр.
Следует иметь в виду, что в жизни нет четких различий между "внешней" и "внутренней" мотивацией. Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Элементарная модель процесса мотивации содержит три элемента:
- потребности, которые представляют собой желания, стремления к определенным результатам;
- целенаправленное поведение (стремясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения);
- удовлетворение потребностей (выражается в позитивном чувстве облегчения, которое ощущает человек, когда его желание реализуется).
В менеджменте большое значение уделяется учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда этапов.
Первый - возникновение потребностей.
Второй этап - поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или не замечать.
Третий этап - определение целей действия.
Четвертый этап - реализация действия.
Пятый этап - получение вознаграждения за реализацию действия.
Шестой этап - ликвидация потребности.
Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является неочевидность мотивов. Непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе человека в конкретных условиях.
Таким образом, из выше написанного следует, что построение системы экологически ориентированного предприятия - актуальная и сложная проблема, требующая детального решения. Важную роль играют социальные аспекты - степень осознанности существующей проблемы работниками и сотрудниками предприятий. Задача руководства - мотивировать работников на четкое выполнение алгоритма действий на производстве с максимальным результатом и комфортным выполнением всех требований работником.
Литература
1. Волынкина Е.П. Утилизация, переработка и захоронение бытовых отходов (Принципы и методы комплексного управления твердыми бытовыми отходами): Учеб. Пособие/ НФИ КемГУ, под ред. В.В. Сенкуса. - Новокузнецк, 2003.
2. Бобович Б.Б. Переработка отходов производства и потребления М: Интермет Инжиниринг, 2000.
3. Политика в отношении отходов ЕЭС. Стратегия сообщества по управлению отходами. Techn. Sci., Veth., 1999, № 1.
4. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. Под научной редакцией Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. - М.: Изд-во МГУ, 2007.
5. Маслоу Э. Мотивация и личность. СПб. 1999 г.
Связь с автором:
Телефон: 8-926-449-0012.
Электронная почта: senkina_irina@mail.ru