Поиск по сайту


НАДЕЖНОСТЬ ПРОГРЕССА

К 100-летию выдающегося организатора авиационной и ракетно космической промышленности, создателя и первого директора крупнейшего в России ракетного завода “Прогресс”, дважды Героя социалистического труда, кавалера   4 орденов Ленина, лауреата Сталинской и Государственной премий  В.Я. Литвинова.

Рафаэль Андраникович Варданян (ЦИАМ),
Людмила Викторовна Литвинова

 

Виктор Яковлевич Литвинов родился 30 апреля 1910 г. в Таганроге в семье железнодорожника, участника Русско-японской войны, награжденного серебряной царской медалью за героическую оборону Порт-Артура. Окончив школу, Витя Литвинов поступил в Таганрогский индустриальный техникум. По предписанию ВАО он в числе нескольких выпускников техникума был отобран для работы в Москве на старейшем в стране авиазаводе № 1 имени Авиахима. Этот завод был флагманом тогдашнего (уже советского) авиастроения. Проработав на заводе два года, молодой специалист решил продолжить образование и поступил на вечернее отделение Московского авиационного института. В феврале 1937 г. Виктор Литвинов окончил вечерний факультет МАИ по специальности "производство самолетов", получил диплом с отличием и квалификацию инженера-механика. Литвинову предложили аспирантуру. Однако он предпочел живое дело и остался на заводе. Хорошие природные задатки и высокая инженерная подготовка, незаурядные организаторские способности привели к тому, что уже через год В.Я. Литвинов стал заместителем главного инженера по подготовке производства.

Авиационная промышленность того времени переходила к серийному выпуску летательных аппаратов. Для этого необходимо было в корне изменить технологические процессы подготовки производства. Его надо было расчленить на ряд простых и сложных задач, решение которых велось бы одновременно многими службами, мастерскими, цехами и отделами завода. Возглавить эту работу поручили Литвинову. В 1940 г. по его инициативе впервые в отечественном самолетостроении был внедрен "принцип параллельности", когда подготовка производства велась одновременно с конструкторскими разработками и выпуском чертежей новой машины. Всего с 1923 по 1940 г. на заводе был освоен выпуск 23 типов самолетов, и почти 15 тысяч самолетов поднялись в воздух.

В январе 1941 г. тридцатилетний В.Я. Литвинов стал главным инженером завода. В это время предприятию было поручено освоить производство высотного истребителя МиГ-3, созданного молодежным КБ А. Микояна и М. Гуревича. В.Я. Литвинов выступил одним из авторов и организаторов внедрения на заводе поточной сборки самолетов. Сборка самолёта производилась на специальных тележках, которые по рельсам конвейера передвигались от стенда к стенду, на каждом из которых выполнялась определенная операция. Этот метод, привычный для автосборщиков со времён Генри Форда, в авиационной промышленности был применен впервые. К началу лета 1941-го года такой способ становился общепринятым на всех авиазаводах страны.

Но 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В октябре 1941 г., с началом немецкого наступления на Москву, положение резко осложнилось. В городе было введено осадное положение. Вышло постановление Государственного комитета обороны об эвакуации авиационного завода № 1 в Куйбышев (ныне Самара). К этому моменту на площадке в 18 километрах от Куйбышева, в районе станции Безымянка, уже стояли все основные производственные корпуса будущего авиационного комплекса, которым недоставало только кровли и коммуникаций. Ответственность за перебазирование завода легла в первую очередь на главного инженера. Казавшийся невероятным план удалось претворить в жизнь. Заводчане-ветераны считают эвакуацию завода, организованную тогда еще главным инженером, В.Я. Литвиновым, одним из его больших достижений.

В Куйбышев были вывезены все рабочие и служащие завода, оборудование, инвентарь, архив со всеми документами. И уже 28 октября нарком авиапрома подписал приказ о начале работы завода № 1 на новом месте. В состав предприятия вошел строящийся завод № 122, а также некоторые другие, ранее эвакуированные сюда же. Опорными для нового авиастроительного комплекса стали московский завод № 1 и воронежский завод № 18. Эвакуированные работники других заводов должны были войти в их состав.

С первых дней пребывания в Куйбышеве главному инженеру завода В.Я. Литвинову пришлось заниматься вопросами организации выпуска вместо производившихся в Москве истребителей МиГ-3, штурмовиков Ил-2, которые нужны были фронту, по выражению И.В. Сталина, "как хлеб, как воздух". Ценою нечеловеческих усилий перемещенный завод уже тогда, в 1941 г., начал давать продукцию. Люди работали практически под открытым небом, в недостроенных корпусах, грелись у костров, спали в землянках. "Здесь все дышало фронтом, здесь был сам фронт, - только что не стреляли", - так характеризует то время один из ветеранов завода. Мобилизовать огромные массы людей, оторванных от родных мест, от своих близких; лишенных элементарных бытовых удобств, а нередко и растерявшихся перед лицом смертельной опасности; воодушевить их на титанический труд, на колоссальные нагрузки во имя спасения страны от фашистского нашествия - все это требовало от директора завода А.Т. Третьякова и главного инженера В.Я. Литвинова огромного личного мужества и самоотдачи, которые делают из людей настоящих героев.

В самый разгар войны Виктор Яковлевич Литвинов стал директором завода - теперь уже истинно куйбышевского (который позже, в 1961 г., получит звучное имя "Прогресс"). Он проявил себя не только как блестящий организатор, но и как талантливый инженер: под его непосредственным техническим руководством вершились одна за другой подлинные революции в деле выпуска крылатых машин.

В самом начале 1942 г. завод полностью перешел на массовое производство боевого самолета Ил-2 - лучшего штурмовика в мире. В том же 42-м впервые в мировой истории заводские летчики-испытатели освоили ночные испытания самолетов. К 1943 г. завод ввел в эксплуатацию 26 конвейерных поточных линий, что позволило сверх плана укомплектовать самолетами девять штурмовых авиаполков.

Постановлением СНК СССР от 19 августа 1944 г. В.Я. Литвинову было присвоено воинское звание "генерал-майор инженерно-технической службы".

За годы войны из сборочного цеха завода № 1 им. Сталина вышло 11863 штурмовика Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10, свыше 3000 истребителей МиГ-3. Это примерно 15 самолетов в день. Общее количество машин Ил-2, выпущенных в Куйбышеве силами двух заводов, составило 74,3 % от выпущенных в целом по стране. Это более 16 тысяч боевых самолётов.

В сентябре 1945 г. за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов, за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии в годы войны В.Я. Литвинов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот". Годом позже за организацию массового производства самолета Ил-2 Виктор Яковлевич стал лауреатом Сталинской премии (позже называвшейся "Государственной") СССР 1-й степени.

В 1949 г. правительство поручило заводу освоить, опять же в кратчайшие сроки, серийное производство совершенно нового сверхзвукового реактивного истребителя МиГ-15. Самолеты эти имели долгую жизнь и множество модификаций. Лебединой песней авиационной техники завода было изготовление стратегических бомбардировщиков Ту-16, более 40 лет прослуживших ВВС страны. Выпуском Ту-16 и трех опытных истребителей Ла-250 закончилась на заводе эпоха самолетостроения.

2 января 1958 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о размещении на Государственном авиационном заводе № 1 серийного производства межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. При этом заводу предписывалось уже в IV квартале 1958 г. выпустить не менее трех новых "летных изделий", не прекращая при этом производства самолетов Ту-16.

На завод № 1, расположенный в Куйбышеве, выбор пал не случайно. На протяжении всей своей деятельности, начиная с дореволюционного времени, он был ведущим в авиапромышленности. Предстояло перейти от экспериментальной техники к серийной, а это значит, что необходимо было пересмотреть все известные тогда законы организации промышленного производства. Серийная ракета должна летать так же успешно и надежно, как опытная, и Виктор Яковлевич Литвинов, несомненно, являлся тем самым руководителем, которому можно было доверить выпуск "самой мощной ракеты на конвейере".

К тому же нельзя было отрицать и наличия у заводчан определенных навыков ракетостроения. Еще до войны по чертежам заводского конструктора И.А. Меркулова они изготовили десять экземпляров двухступенчатой ракеты Р-3, и 19 мая 1939 г. состоялся запуск такой ракеты. А менее чем через год, 28 февраля 1940 г., С.П. Королев и В.П. Глушко совместно с заводом № 1 провели первое испытание ракетоплана по системе воздушной буксировки, разработанной работником завода А.В. Щербаковым. Позже, в пору выпуска бомбардировщиков Ту-16 и Ил-28, завод имел мини-производство радиоуправляемых ракет для этих самолетов. Все эти соображения и послужили основанием для принятия решения об организации на заводе № 1 ракетно-космического производства.

После удачных запусков куйбышевской ракеты партия ракет Р-7 была поставлена в ракетные части Министерства обороны и установлена на боевое дежурство, а завод получил право на серийное изготовление изделий по заказу Министерства обороны СССР. Первые ракеты Р-7, поступившие на вооружение Советской армии, вызвали необходимость создания нового вида Вооруженных сил - Ракетных войск стратегического назначения. Соответствующее решение правительства было принято 17 декабря 1959 г.

Немалая заслуга в том, что страна получила надежный ракетный щит от возможных провокаций и агрессивных намерений вероятного противника, принадлежит творческим и производственным коллективам ОКБ-1, завода № 1 и первым руководителям этих предприятий - С.П. Королеву и В.Я. Литвинову. К 1960 г. завод представлял собой полностью сформированное, самостоятельное ракетное производство, выпускавшее по одной "семерке" каждую неделю. Именно тогда посетивший завод Н.С. Хрущев заявил на весь мир, что "мы делаем ракеты на конвейере, как сосиски".

За успешное освоение и серийный выпуск новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1960 г. В.Я. Литвинов был награжден второй звездой Героя Социалистического Труда. Как было сказано в документах, этих наград он удостоился "за успешное проведение беспрецедентной по масштабам и срокам работы по организации в городе Куйбышеве полномасштабного ракетного производства".

В военные годы Виктору Яковлевичу удалось усовершенствовать поточное производство до такой степени, что стало возможным массовое распространение этого метода на заводах авиапрома. И теперь директор завода загорелся идеей внедрить поточный метод в ракетное производство. Благодаря выстроенной им четкой системе поточного производства завод постепенно довел выпуск ракет до 55 штук в год.

Звездный 1961 г. Первый шаг и самая главная веха на пути покорения человеком космоса. Сколько бы ни прошло столетий, на скрижалях истории навсегда запечатлено имя знаменитого куйбышевского завода - "Прогресс". Именно здесь были собраны две ступени ракеты "Восток", которая вывела на околоземную орбиту корабль с первым космонавтом на борту. На второй день после приземления Юрий Гагарин встречался с прогрессовцами и благодарил их за отличную работу. О качестве работы завода красноречиво говорит тот факт, что даже для первого полета человека в космос, ракета специально не подбиралась, а была в плановом порядке получена с прогрессовского "конвейера".

12 апреля Виктор Яковлевич Литвинов был на Байконуре. После успешного запуска он со всей группой улетел в Куйбышев, а потом под Саратов, где сел Гагарин. 14 апреля, когда Юрий Гагарин посетил куйбышевский завод № 1, Виктор Яковлевич Литвинов провел первого космонавта Гагарина по антресолям сборочного ракетного цеха - того самого, где были сделаны первые ступени его "Востока". В дальнейшем "семёрка" стала одним из главных "коней", которые вытягивали советскую программу мирного освоения космоса. В 80-е годы выпуск Р-7 был доведен до 62-63 ракет-носителей в год. В общей сложности произведено более 1750 пусков "семерки", и до сих пор, претерпевшая девять модификаций, она является самой надежной в мире: лишь считанные единицы носителей стартовали неудачно. Ни одна другая ракета космического назначения не имеет такой положительной статистики.

Деятельность Виктора Яковлевича Литвинова в качестве директора завода закончилась в 1962 г. Для управления производством ракетно-космической техники было создано Министерство общего машиностроения. В 1965 г. В.Я. Литвинов стал заместителем министра общего машиностроения СССР. Завод "Прогресс", все ракетные серийные заводы, в том числе днепропетровский "Южный машиностроительный", а также ОКБ-1 перешли в подчинение новому министерству.

15 марта 1973 г. Совет Министров СССР удовлетворил просьбу В.Я. Литвинова об уходе на пенсию по состоянию здоровья.

Виктор Яковлевич Литвинов ушел из жизни 4 июня 1983 г. На его родине в Таганроге установлен памятный бюст. А лучший памятник ему - это постоянно летающие в космос ракеты Р-7. Традиции, заложенные при руководстве В.Я. Литвинова, не только живы, но и умножены коллективом ЦСКБ "Прогресс", который помнит его до сих пор. Виктор Яковлевич заложил в основание завода высокий коэффициент надежности. Уходя, он оставил за собой великолепно налаженную систему, способную к выпуску как серийных, так и новых, необкатанных машин.

Навсегда останется в памяти России имя её выдающегося сына - ярчайшего представителя ушедшей эпохи.

Такими людьми и создаётся гордость и величие нации!