ДИРИЖАБЛИ НА МОНЕТАХ: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ К ПОЛEТУ Андрей Викторович Барановский
Мало кто останется равнодушным, увидев плывущий в небе дирижабль или воздушный шар. Отдали должное воздухоплаванию монетные дворы нескольких стран мира. Первыми это сделали немцы, когда на следующий год после кругосветного перелета дирижабля “Граф Цеппелин” LZ-127 (1929 г.) отчеканили серебряные монеты в 5 марок с его изображением. Дирижабль носил имя гениального конструктора графа Фердинанда Цеппелина (1838-1917), которое стало нарицательным вообще для всех дирижаблей жесткой схемы. Первый пробный полет дирижабля конструкции Ф. Цеппелина состоялся в 1900 г. Германским обществом воздухоплавания “Делаг” с 1909 г. были начаты регулярные рейсы цеппелинов, которые доставляли пассажиров и почту. После Первой мировой войны строительством дирижаблей занялись и другие страны (Англия, Италия, СССР, США, Франция). Возможно, причиной развития дирижаблестроения в этих странах послужило то обстоятельство, что Германия, потерпев поражение в Первой мировой войне, вынуждена была расплачиваться с победителями. Одной из форм оплаты стала передача парка германских дирижаблей союзникам. Первый трансатлантический полет немецкого дирижабля ZR-3 (бортовой номер LZ-126) состоялся в 1924 году. В октябре 1928 г. по этой же трассе совершил свой первый тренировочный полет “Граф Цеппелин”. Он был крупнейшим дирижаблем, построенным в Германии. Его габариты и технические возможности поражают даже в наше время. Длина около 250 м, высота более 30 м, объем 105 тыс. м3. Пять двигателей мощностью по 390 кВт размещались во внешних мотогондолах. Грузоподъемность дирижабля составляла 23 т, крейсерская скорость 125 км/ч. За 20 суток кругосветного полета LZ-127 преодолел более 34 тысяч километров со средней скоростью 115 км/ч. Основной целью полета была, конечно, пропаганда воздухоплавания, а попутно велись метеорологические и прочие наблюдения. Подготовка к полету началась уже давно, но для его осуществления требовались значительные денежные средства. Получив отказ от правительства Германии в финансировании полета, его руководитель принял предложение американской газеты, которая выделила значительную сумму за право вести регулярные репортажи с борта “Графа Цеппелина”. Кроме того, подобные предложения поступили от редакций нескольких европейских газет. Часть средств была собрана с помощью филателистов, пожелавших отправить свою почту на борту дирижабля. Были выпущены специальные открытки, вся прибыль от продажи которых пошла на финансирование полета. Недостающую часть суммы принесли средства пассажиров, пожелавших совершить это увлекательное путешествие. Кстати, значительная часть пути “Графа Цеппелина” проходила над территорией Советского Союза. 15 августа 1929 г. дирижабль поднялся в воздух. Преодолев 11247 километров, “Граф Цеппелин” 19 августа прибыл в Токио, где состоялась первая запланированная посадка. Вторая была в Лос-Анджелесе. После официальных мероприятий начался самый короткий перелет над территорией США (4822 км). И, наконец, последний этап полета Лейкхерст - Фридрихсхафен (29 августа - 4 сентября) завершил кругосветный полет. А в 1930 г. состоялся специальный полет LZ-127 в Москву. 10 сентября “Граф Цеппелин” пришвартовался на московском аэродроме. Изображение дирижабля “Цеппелин” преобладает в “воздухоплавательной” нумизматике. Так, Куба, славящаяся многообразием выпущенных по любому подходящему случаю монет, отчеканила в сериях “Виды транспорта” три образца с этим дирижаблем. Это медно-никелевая монета в 1 песо выпуска 1988 г. и серебряные в 5 песо 1988 и 1995 гг. Доминика - островное государство в Карибском море - отметило выпуском серебряных 20 долларов в 1978 г. сразу два события: обретение независимости и 140-й годовщины со дня рождения графа. На монете изображен дирижабль, летящий над Атлантикой - символ связи между Европой и Америкой. Конго отчеканило серебряную, покрытую цветной эмалью монету в 1000 франков с изображением дирижабля LZ-127 над Нью-Йорком. На одной из самых маленьких золотых монет мира номиналом в 1500 франков оно поместило портрет его создателя - Цеппелина. Расположенный в Ирландском море английский остров Мэн значительную часть своих доходов получает от выпуска монет, специально предназначенных для продажи нумизматам. Там в 1994 г. отчеканили целую серию монет, посвященную истории воздухоплавания и авиации. В ее состав вошла медно-никелевая монета номиналом в 1 крону монета с портретом Цеппелина. На ней также изображен дирижабль жесткой конструкции модели 1909 г. Россия в серии "Освоение русской Арктики" отметила вклад дирижаблей в это великое дело. Так, на серебряной трехрублевой монете, посвященной экспедициям Руаля Амундсена 1918 и 1926 гг., помещены изображения его судна "Фрам", гидросамолета и дирижабля "Норге". Этот полужесткий дирижабль имел объем 19000 м3. В длинной застекленной гондоле под килем могли расположиться 20 пассажиров. В трех моторных гондолах были установлены три двигателя "Майбах" Mb.IVa мощностью по 250 л.с. В ходе второй экспедиции состоялся трансарктический перелет великого полярного исследователя на этом дирижабле. Пролетев недалеко от так называемого “Полюса относительной недоступности”, который до того еще ни разу не открывался человеческому взору, дирижабль Амундсена продолжил свой путь по направлению к Аляске. “Таким образом, - писал впоследствии Амундсен, - первый полет от континента до континента через Северный полюс был завершен, и при этом ни один волос не упал ни с чьей головы”. В экспедиции участвовал Умберто Нобиле. Вторая золотая монета номиналом в 100 рублей связана со спасением экспедиции Умберто Нобиле, который на дирижабле “Италия” в 1928 г. достиг Северного полюса. Впрочем, на монете нет самого дирижабля - на ней изображен ледокол “Красин” и палатка, где ждали помощи потерпевшие крушение. История экспедиции такова. Стартовав в Кингсбее 23 мая, “Италия” при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и большой дубовый крест, врученный им папой Пием XI. Затем вновь набрали высоту и отправились в обратный путь. Однако возвратиться в Кингсбей "Италии" не было суждено: 25 мая дирижабль потерпел катастрофу. Первым, кто услышал от радиста дирижабля сигнал бедствия, был радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. 23 июня шведский пилот Лундберг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных уцелевших членов экспедиции спасли моряки ледокола “Красин”. В 1932-1936 гг. Нобиле работал в СССР в качестве консультанта “Дирижаблестроя” и скончался у себя на родине в возрасте 93 лет. В 2009 г. большой подарок нумизматам-любителям воздухоплавания преподнесли тихоокеанские острова Фиджи. От их имени Новозеландский монетный двор выпустил серию из четырех серебряных полихромных овальных монет с изображениями наиболее известных дирижаблей 20-х и 30-х годов прошлого века. Это В-6 “Осоавиахим” (СССР), “Акрон” (США), R-34 (Англия) и LZ-129 “Гинденбург” (Германия). Три дирижабля изображены на фоне достопримечательностей столиц стран, где они были построены, а американский “Акрон” - на фоне Нью-Йорка. На лицевой стороне монет в центре изображен портрет ее Величества Королевы Великобритании Елизаветы II. Набор монет помещен в футляр, выполненный в форме дирижабля. В комплект входят специальные сертификаты. Дирижабль В-6 объемом 19000 м3, оборудованный тремя 240-сильными двигателями, был построен на базе итальянского N-4 с различными усовершенствованиями. Тогда перед “Дирижаблестроем” была поставлена задача организовать производство дирижаблей полужесткого типа. В связи с этим в СССР был приглашен У. Нобиле вместе с группой итальянских специалистов. Строительство дирижабля продолжалось 3 месяца, а первый полет его состоялся 5 ноября 1934 г. Командовал дирижаблем сам Умберто Нобиле. Полет продолжался 1 час 45 минут. В ходе дальнейших испытаний оказалось, что В-6 обладал хорошими характеристиками и был готов к применению в народном хозяйстве. И в сентябре 1937 г. он установил мировой рекорд длительности беспосадочного перелета (130 часов 27 минут). В-6 предназначался для пассажирских перевозок большой дальности. В феврале 1938 г. льдина, на которой дрейфовала экспедиция Папанина, раскололась. Потребовалась срочная эвакуация. Экипаж дирижабля В-6 обратился к правительству с просьбой провести тренировочный полет Москва - Петрозаводск - Мурманск - Москва. В случае удовлетворительных результатов перелета дирижабль мог использоваться для спасения экспедиции Папанина. 5 февраля 1938 г. В-6 вылетел из Москвы, а 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. Еще через семь часов дирижабль приблизился к станции Кандалакша. Последняя радиограмма с его борта была получена в 18 часов 56 минут. Полет проходил на высоте 300...450 метров в сложных метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, плохая видимость. Металлические части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль врезался в гору, которая, как говорят, не была нанесена на карты. Из 19 членов экипажа погибли 13. Американский “Акрон” - жесткий дирижабль-авианосец Военно-морских сил США первой трети 1930-х гг. Он был одним из крупнейших дирижаблей в мире и разрабатывался для ведения дальней морской разведки. Мог нести до 5 небольших самолетов, служивших для выполнения разведывательных полетов и защиты дирижабля. Дирижабль “Акрон” имел объем 175000 м3, максимальный диаметр составлял 40 м и длина 240 м. В качестве несущего газа был использован гелий. К новшествам следует отнести четыре стабилизатора большой площади, на которых размещались рули высоты и направления с триммерной сервокомпенсацией. Восемь двигателей “Майбах” с устройствами реверса мощностью 420 кВт каждый устанавливались в отдельных отсеках по четыре штуки с каждой стороны дирижабля. Двигатели посредством трансмиссионных валов вращали винты, которые можно было поворачивать и создавать либо горизонтальную тягу для движения вперед (или торможения при реверсе тяги), либо вертикальную тягу - для взлета и посадки. "Акрон" и однотипный "Мекон" являлись самыми большими в мире дирижаблями, наполненными гелием. В 1933 г. “Акрон” потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжелым происшествием за всю историю воздухоплавания. Британский дирижабль R-34 - первый аппарат легче воздуха, пересекший Атлантику. Этот полет состоялся в июле 1919 г. Аппарат без пассажиров на борту совершил перелет из Восточного Лотианаа, Шотландия на Лонг-Айленд, Нью-Йорк, а затем вернулся в Пулхэм, Англия. R-34 имел объем 55300 м3 и пять двигателей мощностью 200 кВт каждый. Немецкий пассажирский LZ-129 “Гинденбург” был построен в 1936 г. и стал самым большим в мире из созданных до того времени дирижаблей. Его объем - 190000 м3. Этот сигарообразный аппарат длиной 253 м и диаметром 41 м имел четыре двигателя DB 602 мощностью по 780 кВт каждый, оборудованных механизмом реверса. Он мог перевозить груз весом 90 т на расстояние 12800 км.
| ||