Поиск по сайту


В журнале “Двигатель” № 5 за 2009 г. под названием “Новое в гражданском авиационном двигателестроении” был опубликован обзор публикаций по материалам зарубежных СМИ и фирменным сообщениям самого последнего времени. Реакция была самая разнообразная, в том числе и вот такая.

 

Главному редактору журнала "Двигатель" А.И. Бажанову
Уважаемый Александр Иванович!

Опубликованная в журнале "Двигатель" (№5, 2009г.) передовая статья под названием "Новое в авиационном гражданском двигателестроении", автор которой, пожелал остаться неизвестным и выступил под псевдонимом "Леонард Винч", вызывает негативное восприятие не только из-за общего низкого технического уровня статьи, но и содержания заключительной части, обнародование которой, по всей видимости, и является основной целью автора.

Не буду подробно останавливаться на изложенном автором материале, который, в основном, представляет собой набор цитат из переводов статей открытой зарубежной печати, весьма "разношёрстных" по степени компетентности освещения проблем: от достаточно профессиональных до откровенно популистских, предназначенных для "домохозяек". Множество технических и орфографических ошибок, отсутствие собственного авторского анализа вызывает вопрос о целесообразности публикации подобных материалов в передовой статье нашего общего уважаемого журнала.

Необходимо обратить внимание читателей и ответственных издателей на заключительную часть статьи, в которой автор допускает откровенное "ёрничество" по отношению к проектам отечественных самолётов и двигателей, разрабатываемых в OAK и ОДК и, особенно по отношению к проекту БСМС МС-21 и российской версии его силовой установки ПД-14.

Планер МС-21, разрабатываемый российскими предприятиями с применением современных технологий проектирования с преобладающей долей композиционных материалов, автор пренебрежительно называет "скорлупой", в то время как многие ведущие зарубежные фирмы, работающие в кооперации с мировыми лидерами Airbus и Boeing, считают за честь поставлять хотя бы частички "скорлупы" на сборочные заводы мировых лидеров. В отношении оборудования самолёта МС-21, в отличие от проекта SSJ-100, проводится генеральная линия на совместную разработку и производство основных комплектующих самолета западными и российскими предприятиями.

Что касается двигателя, то признаком его инновационности автор считает набор известных ему формальных признаков, таких как наличие или отсутствие редуктора, открытого винтовентилятора и пр., без попытки провести хотя бы краткий авторский анализ и сравнение с упомянутыми в статье аналогичными новейшими разработками компаний CFMI, RR и PW.

Автор, вероятно, не вполне осознаёт разницу между созданием конкурентоспособного коммерческого продукта, ограниченным временными и финансовыми рамками, от процесса проработки инновационных решений с совершенно иными сроками и не вполне определёнными перспективами внедрения.

Проекты типа "Open Rotor" являются по сути современным продолжением исследований 80-х г.г., проводимых как на Западе, так и в СССР. Несмотря на проведённые в то время лётные испытания демонстрационных образцов, эта концепция на сегодняшний день находится на стадии лабораторных исследований на моделях с целью изучения возможностей решения на современном уровне проблем безопасности, шума, сертификации и пр., с возможным сроком ввода в эксплуатацию не ранее чем через 15 лет.

Видимо я не принадлежу к числу "грамотных двигателистов", потому что не считаю проект НК-93 инновационным, т.к. методология и средства проектирования, производственные технологии изготовления НК-93 относятся к середине 80-х годов прошлого столетия.

Тем не менее, прошу опубликовать настоящее письмо в журнале "Двигатель".
С уважением, генеральный конструктор, член редакционного совета журнала "Двигатель" А.А.Иноземцев.

PS. Что касается НК-93, то еще Н.Д. Кузнецов считал его демонстратором, на котором должны были проверяться те идеи, которые в то время существовали и были актуальны. Актуальны они и сейчас, и это подтвердило обсуждение проекта ПД-14 на прошедшем в конце ноября XXIX заседании Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству в области авиационного двигателестроения между Россией и Украиной.