Поиск по сайту


XIV ОЛДТАЙМЕР-ГАЛЕРЕЯ

 

 

Вот и прошла очередная выставка старинных автомобилей и всего того, что сопутствовало им в годы их молодости: одежда, предметы быта и культуры: мебель, живопись, фарфор, бронза, украшения, старинное оружие, книги, ценные бумаги и многое другое. Вполне возможно, что кое-кто почувствовал даже запах тех времен.

Интерес к старине присущ каждому человеку, и, как правило, он вызван ностальгией по той стране и тем временам, когда, как сейчас представляется, все было лучше, чище, светлее, добрее. Когда смотришь на представленные машины, то уходят прочь тревоги и заботы современного бытия, приходит ощущение праздника, созданного организатором - Фондом изучения, сохранения и защиты памятников технической культуры "Вечный двигатель".

На Галерее удивительно переплелись различные исторические периоды: если в одном "квартале" находилась техника времен Первой и Второй мировых войн, то в соседнем - послевоенный автобус ЗИС и "деревянный" "Москвич", а неподалеку от машин представительского класса выставлена боевая техника.

А вот и французский военный грузовик Laffly S20TL. В основе конструкции полноприводных машин Laffly колесной формулы 6х6 лежала так называемая "бортовая схема трансмиссии". Шестицилиндровый двигатель объемом 3 л развивал мощность до 63 л.с., которая после коробки передач поступала на раздаточную коробку с единственным блокируемым дифференциалом. А вот главная передача каждого колеса имела свой понижающий редуктор и свой карданный вал с двумя шарнирами каждый. Трансмиссия была достаточно сложной, но зато все ее механизмы находились вдоль бортов, а у кузова был низкий пол, что позволяло помимо 60- и 80-мм минометов размещать в кузове и 25-мм противотанковые пушки. Скорость Laffly S20TL достигала 50 км/ч.

Практически одновременно с французским автомобилем в Германии был создан армейский автомобиль Mercedes-Benz L1500A. Он оснащался двумя типами двигателей: 2,2-литровым бензиновым мотором (45 л.с.) и 2,5-литровым дизелем ОМ138 (47 л.с.). В его кузове размещалось 7 пехотинцев, а его скорость при этом достигала приличных 80 км/ч.

Заметим, что в работе Галереи приняло участие немалое число легковых машин производства компании Mercedes-Benz. Вот Mercedes-Benz 290 W18 Stromlinien-Limousine 1936 года выпуска. Впервые кузов W18 был создан в 1933 году. Он интересен тем, что ему была придана аэродинамическая форма, особенно в задней части. Объем двигателя у этой модели был 2867 см3.

Примерно в те же годы Mercedes-Benz выпустила 230-ю модель с кузовом W143. Всем этот автомобиль известен по фильму "Семнадцать мгновений весны". В тридцатые годы W143 была одной из самых распространенных моделей штутгартского концерна. Двигатель имел объем 2,3 л и развивал мощность 55 л.с., что позволяло Штирлицу разгонять авто до 120 км/ч.

Конечно, компания не делала перерывов в разработке и выпуске машин, просто мы перенесемся в 1954 год, когда на автомобильной выставке в Нью-Йорке появился Mercedes-Benz 190 SL. Серийный выпуск начался в 1955 году и продолжался до 1963 года. Всего было выпущено около 25000 автомобилей этой модели. Известно, что одну из них приобрел Пабло Пикассо.

Еще через 20 лет в Германии появилась серия W123, которая стала наиболее успешной моделью Мерседес-Бенц за всю историю фирмы. Эта серия отличалась большим разнообразием кузовов: производился пятидверный универсал (заводская серия кузова S123), обозначавшийся добавочной буквой Т в индексе, двухдверное купе-хардтоп (заводской индекс C123), четырехдверный семиместный седан и т.д. Двигатели М102, устанавливаемые на этой серии, были настолько долговечны (ресурс - свыше миллиона километров пробега), что зачастую оставались работоспособными даже при полном износе кузова и ходовой части. Кстати, именно М102 как стандартный тип двигателя используют многие автолаборатории мира для определения технических свойств смазочных масел.

Еще одна машина тех же лет Mercedes-Benz W107 SL 560 стала эталоном: кузов был спроектирован с учетом жесточайших американских требований к безопасности и имел гальваническое покрытие, предохраняющее от коррозии. Перед запуском в серийное производство автомобиль прошел цикл весьма жестких тестов. Когда эта модель поступила в продажу, то стала одной из самых дорогих и роскошных.

Конечно, на Галерее были представлены и другие машины этой компании, но надо и о других рассказать.

Не менее известная компания - BMW - тоже оставила свой след и в истории и на Галерее. На этот раз можно было полюбоваться на BMW 327\28 Sport-cabrio 1937 года выпуска.

Появившийся в ноябре 1937 года великолепный BMW 327 имел сенсационный успех. Первый автомобиль был оснащен коробкой передач с ускоряющей передачей заднего моста. Когда в 1938 году для удовлетворения спроса на быстрые и мощные автомобили была выпущена новая модель BMW 327\28 с 80-сильным мотором, довольно удивительным выглядел рост продаж стандартного BMW 327. В общей сложности было выпущено 1124 кабриолета и 179 купе BMW 327\28.

Еще одна немецкая компания Porsche на Галерее была представлена несколькими машинами: Porsche 356А, Porsche 356B, Porsche 911 Targa.

Модель 356А была первой машиной с эмблемой Porsche, собранной в Австрии в 1946 году. Затем производство было перенесено в Штутгарт и в течение последующих пятнадцати лет примерно 77000 кабриолетов и купе модели "356" нашли покупателей по всему миру. Особенностью этой модели была предложенная Ф. Порше схема заднего расположения двигателя.

Porsche 356B в пятидесятые годы был самым скоростным автомобилем в 1,5-литровом классе. Под его тонким алюминиевым кузовом находился гоночный мотор мощностью 100 л.с. Этого было вполне достаточно для достижения скорости в 200 км/ч и обеспечения разгона до 100 км/ч за 12 с. Всего было собрано свыше 78000 машин этой модели.

Предшественником Porsche 911 Targa был Porsche 911, который оснащался шестицилиндровым двигателем объемом 2 л и скромной для такого автомобиля мощностью в 130 л.с. С таким силовым агрегатом спорткар разгонялся до 210 км/ч, а "сотню" набирал за 8,5 с. Подобными показателями Porsche 911 был обязан технологиям из мира автоспорта. Так, двигатель изготавливался с применением алюминиевых сплавов, а в его системе смазки применялся сухой картер. Коробка была ручной пятиступенчатой, рулевой механизм - реечным, а тормоза - дисковыми. Сам же Porsche 911 Targa появился в 1965 году. Название позаимствовали у знаменитой итальянской гонки Targa Florio, в которой Porsche 911 уже успел показать себя с лучшей стороны. Кроме того, одним из значений этого итальянского слова является "щит", что компания Porsche, естественно, использовала в рекламных целях, преподнося 911 Targa как "первый безопасный кабриолет". За спинками передних кресел у Porsche 911 Targa имелась дуга безопасности, а прямо над водителем и пассажиром устанавливалась съемная пластиковая панель. Только так Targa удовлетворяла всем американским требованиям в части пассивной безопасности при опрокидывании.

На Галерее можно было полюбоваться и на 100-летнюю старину: три машины Ford-Т - пикап, родстер и фаэтон встали рядышком на одной линии. В конструкции Ford-T и технологии его производства были воплощены самые прогрессивные инженерные решения того времени, которые произвели переворот в автомобилестроении. Ford-T или как его прозвали - "Жестянка Лиззи" - стал первым в мире автомобилем конвейерной сборки, основанном на принципах стандартизации и унификации всех его элементов и деталей конструкции. Надежность и выносливость даже при неправильном обращении с ним и возможность езды в любых дорожных условиях сделали из "Жестянки Лиззи" автомобиль, при помощи которого Генри Форд посадил на колеса не только Америку, но и весь мир.

Модель Ford-Т производилась с 1908 по 1927 годы и была растиражирована в количестве 15 млн экземпляров. И среди этих миллионов именно пикап, родстер и фаэтон являются редкими и оригинальные моделями. Такая многофункциональность не удивительна. Ведь на обложке каталога модели Ford-T значилось - "The Universal Car".

И, конечно, на Галерее были машины, произведенные в СССР. Известно, что с 1930 года Московский сборочный завод им. Коминтерна и горьковский "Гудок Октября" собирали из американских частей легковые Ford-А, оказавшиеся наиболее пригодными к российскому бездорожью. Эта модель оказалась лучше автомобилей Chevrolet, Willys и других, поэтому с компанией Генри Форда было заключено соглашение об оказании помощи в строительстве автозавода, с конвейера которого в 1932 году сошли первые легковые автомобили ГАЗ-А.

Главными достоинствами ГАЗ-А стали простота конструкции и дешевизна эксплуатации. Двигатель имел очень низкую степень сжатия - 4,2, поэтому мог работать на дешевом бензине. Простейший карбюратор, отсутствие бензонасоса, несложное электрическое оборудование позволяли даже неквалифицированному шоферу быстро изучить машину. Многие узлы и детали ГАЗ-А были взаимозаменяемы с грузовиком ГАЗ-АА. Автомобили ГАЗ-А в основном снабжались открытыми четырехдверными кузовами типа фаэтон, а в 1933 году с конвейера стали сходить пикапы ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза. До 1937 года завод изготовил 10648 таких машин. Для перевозки пассажиров в кузове устанавливались две продольные откидные скамьи на шесть человек.

На этом же заводе еще в 1943 году приступили к разработке автомобилей, которые предполагалось выпускать после окончании войны. Легковая модель ГАЗ-М20 была построена уже в конце того же года. Первую партию новых машин завод собрал к концу июня 1946 года. Эта модель имела прогрессивную для того времени понтонную компоновку кузова. Передние и задние крылья слились в общую форму с боковинами, отказ от подножек позволил расширить салон без увеличения габаритной ширины, что в целом намного снижало аэродинамическое сопротивление по сравнению с довоенными моделями и соответствовало передовым направлениям автомобильной моды. Кроме того, "Победа" стала первой отечественной серийной моделью с несущим кузовом.

Как сейчас, так и после войны была большая потребность в небольших развозных автомобилях-фургонах. Но в послевоенные годы стальной прокат был в дефиците. Именно поэтому к началу 1948 года завод освоил производство фургона “Москвич-400-422” с кузовом из дерева.

Наш обзор завершим представительскими машинами. Вот, например, полноприводной фаэтон ЗИС-110П 1957 года выпуска, на котором генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев разъезжал по труднопроходимым дорогам. На этой машине был установлен двигатель как у бронированной версии ЗИС-115. Рядышком устроился кабриолет ЗИС-110Э того же года выпуска. Уникальность представленной машины заключается в том, что на ней объезжал войска, участвующие в параде на Красной площади, министр обороны СССР маршал Г.К. Жуков. Впрочем, парады принимались не только на машинах типа ЗИС и ЗИМ, но и на кабриолетах ГАЗ 24 "Волга". Только участвовали они в парадах армий стран-участниц Варшавского договора.

Конечно, это далеко не все, что было представлено на Галерее. И о каждой машине или мотоцикле можно рассказать гораздо подробнее. Но лучше самому посетить следующую, уже XV Олдтаймер-Галерею, которая ждет своих гостей в Крокус Экспо с 25 по 28 марта 2010 года. Ждать осталось совсем немного.