Поиск по сайту


ВИНТОВЫЕ ФРЕГАТЫ

"Когда солнечный луч догорал,
            И на штаге огонь загорался,
            Штурман Пэдди фрегат покидал
            И на берег гулять отправлялся…"
 Старинная морская песня

Виктор Сергеевич Шитарев,

капитан дальнего плавания

 

(Окончание. Начало в № 4 - 2009)

После возвращения в Россию осенью 1875 г. "Князь Пожарский" снова переделывался, что сблизило его с океанским крейсером. Корпус покрыли однорядной (на сквозных болтах) деревянной обшивкой и цинковыми листами, вместо старых шести котлов установили восемь новых, поставили вторую выдвижную трубу, перебрали и отремонтировали машину. В результате на ходовых испытаниях осенью 1877 г. при осадке 6,26 м под парами фрегат показал скорость хода в 11,9 узла (22 км/ч); а при осадке 6,36 м - 11,7 узла (21,7 км/ч), что на узел превысило скорость фрегата, достигнутую им на испытаниях после спуска на воду. Давление пара в котлах достигало 1,54 атм., а индикаторная мощность машины - 2214 л.с. Запас каменного угля достигал 365 т. При экономическом ходе с расходом топлива 2,95 т в час его запаса хватило бы на 123 часа полного хода. Для борьбы с миноносцами на фрегате была установлена противоминная артиллерия - пушки калибром 87 и 44 мм, а на бортах установили шестовые мины.

Площадь парусного вооружения типа "корабль" составляла 2200 м2; масса рангоута из металлических труб достигла 135 т. Высота мачт от палубы до марса - 16,5 м. В качестве становых использовались четыре якоря адмиралтейского типа массой по 4,2 т; калибр якорной цепи 54 мм, длина 500 саженей, масса около 56 т. В состав экипажа входили 24 офицера и 470 нижних чинов.

В мае 1878 г. фрегат направляется в Средиземное море в качестве стационера в иностранном порту (стационер - корабль "на станции", в распоряжении дипломатического представительства). В данном случае это был порт Пирей, откуда судно ходило в порты Греции, Италии и Франции. В апреле 1880 г. "Князь Пожарский" ушел на Дальний Восток. Там предполагалось оставить его в составе Сибирской флотилии, однако в сентябре 1881 г. фрегат вышел из Владивостока и позже прибыл в Пирей, а еще через год он бросил якорь на рейде Кронштадта. Его плавание, таким образом, продолжалось более четырех лет. За это время фрегат прошел 40900 миль, из них 8163 мили под парусами. Машина была в работе 5213 часов; расход угля составил 16300 т.

Дальние морские походы выявили еще один недостаток рулевого устройства с ручным приводом. В нормальных походных условиях со штурвалом справлялись два рулевых, а во время шторма к штурвалу приходилось ставить шесть моряков. Явно был необходим механический привод. Износившуюся цинковую обшивку заменили во время докования судна в Нагасаки, однако выход из строя одного котла и обрастание корпуса снизили скорость хода фрегата до 9,76 узла (18 км/ч).

"Генерал-адмирал" в походеПосле капитального ремонта "Князь Пожарский" становится флагманом практической эскадры Балтийского моря. В 1885 г. его командиром был назначен капитан 1 ранга Степан Осипович Макаров, уделявший много внимания борьбе за живучесть. По инициативе Макарова на судне установили водонепроницаемые переборки и водоотливную систему с магистральным трубопроводом, им же был предложен в 1885 г. тип мягкого пластыря для заделки пробоин. Степан Осипович разработал систему стрельбы главным калибром в штормовых условиях. В 1887 г. на фрегате заменили котлы. Снова изменилось вооружение, были установлены два надводных торпедных аппарата и пять 37-мм пятиствольных пушек Гочкиса револьверного типа. К 1890 г. пушки главного калибра безнадежно устарели и их сняли. По классификации 1892 г. "Князь Пожарский" все еще относился к крейсерам 1 ранга, но плавал в отряде морского кадетского корпуса в качестве учебного судна. В класс учебных судов его перевели только в 1906 г. Через три года фрегат переоборудовали в блокшив, а в 1911 г. исключили из списков флота.

Вторая половина XIX века ознаменовалась строительством броненосных кораблей "крейсерского ранга". Идея бронирования кораблей к тому времени была не нова. В свое время ее высказывали многие корабелы и моряки. С этим предложением в 1834-1845 гг. выступали такие специалисты, как Пэксан, Лабрус и др. В 1868 г. капитан 2 ранга Н.В. Копытов выступил с предложением строить крейсера с броневым поясом шириной не более 2 м в районе ватерлинии. Система бронирования русских крейсеров активно разрабатывалась русским адмиралом А.А. Поповым. Кроме того, крейсера того времени успешно ходили как под парами, так и под парусами. Были хорошо известны американские фрегаты типа "Вампоноа" (1864 г.), развивавшие под парами скорость в 17,7 узла (32,8 км/ч), и созданные англичанами как противовес им более сильные железные парусно-паровые крейсера типа "Инконстант" (1868 г.), способные идти под парами со скоростью 15,5 узла (28,7 км/ч). Поэтому не мудрено, что в России разработали новый тип броненосного фрегата, который должен был стать, как говорилось в официальном отчете Морского министерства, "крейсером в полном смысле этого слова и наносить вред неприятельской торговле".

Фрегат "Князь Пожарский" на рейдеПроект нового "Генерал-адмирала" обеспечивал судну максимально возможную скорость хода, высокую мореходность и автономность, превосходство в артиллерии над любым переоборудованным торговым судном и надежную броневую защиту от огня орудий вплоть до 152 мм калибра. Обусловленные таким техническим заданием мощную энергетическую установку, увеличенные запасы угля, полный рангоут с большой площадью парусности, поясную броню и тяжелые 203-мм орудия было необходимо разместить в пределах минимально возможного водоизмещения, чтобы не лишиться главного фактора - скорости хода.

В результате примененных русскими корабелами усовершенствований, масса корпуса составляла лишь 30 % от проектного водоизмещения 4603 т, в то время как на "Инконстанте" эта величина доходила до 50 %. Длина фрегата по конструктивной ватерлинии составляла 86 м, ширина с обшивкой 14,6 м, осадка носом 5,8 м, а кормой - 7 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения пара (номинальной мощностью 900 л.с. и индикаторной мощностью 6300 л.с.) должна была обеспечить судну скорость полного хода до 14 узлов (25,9 км/ч), а запас угля (736 т) - дальность плавания в 1800 миль. Длительная автономность также гарантировалась парусным вооружением типа "корабль" общей площадью 2450 м2. Борта фрегата по всей его длине защищали броневые плиты толщиной 127 мм в нижнем ряду и 152 мм в верхнем ряду. К оконечностям корпуса толщина плит уменьшалась до 102 и 127 мм, соответственно; общая масса брони достигала 406 т.

Небольшое количество вынесенных на главную палубу орудий калибра 203 мм (всего четыре ствола) компенсировалось повышением эффективности их применения. Каждое орудие размещалось на выступающей за борт площадке-спонсоне и имело угол обстрела от носа к корме 180°. Это стало возможным в результате отказа от русленей; ванты крепились в специальные рымы на линии борта. При необходимости все орудия на их поворотных платформах переводились по направляющим и сосредотачивались для стрельбы с одного борта.

Корпус винтового фрегата "Генерал-адмирал" на стапелеХотя разработка проекта была полностью завершена к концу 1869 г., к строительству "Генерал-адмирала" на Охтинской судоверфи приступили лишь в ноябре 1870 г. при крайне неблагоприятных обстоятельствах, возникших из-за сокращения бюджета Морского министерства. Поэтому спуск судна на воду состоялся лишь 26 сентября 1873 г., и следующие 5 лет фрегат находился у достроечной стенки верфи. Подвели и машиностроители: заказанная на заводе Берда энергетическая установка была изготовлена со значительным опозданием и с нарушением условий контракта. Вместо оговоренной массы в 900 т она весила более 1100 т, что увеличило осадку фрегата на 0,2 м. Перегрузка увеличилась и по другим причинам: боезапас увеличили вдвое, дополнительно установили 152-мм нарезную мортиру, применили утяжеленное якорное устройство, увеличили численность экипажа. В общем, к выходу фрегата на ходовые испытания в 1878 г. его водоизмещение превышало расчетное на 512 т, что увеличило среднюю осадку на 0,5 м. Тревожный рапорт строителя фрегата штабс-капитана корпуса корабельных инженеров Н.А. Субботина и срочно принятые в связи с этим меры привели к уменьшению перегрузки лишь на 130 т. Однако через два года она уже составляла 330 т (водоизмещение судна летом 1880 г. составляло 5300 тонн), а осадка превысила проектную на 0,68 м, отчего почти весь броневой пояс оказался ниже ватерлинии.

В то время находившийся в Англии А.А. Попов был сильно озабочен такими обстоятельствами и настаивал на облегчении фрегата. В конце концов с фрегата сняли нарезную мортиру вместе с подкреплениями корпуса, уменьшили до проектного боезапас, решили не загружать верхние угольные бункеры. А.А. Попов также настаивал на снятии не предусмотренных проектом 152-мм орудий с бака и юта судна, на сокращении численности экипажа и запасов угля и даже на снятии части броневых плит, но избежать перегруза и тогда не удалось бы.

Минный заградитель "Нарова"Не лучше обстояли дела и с паровой машиной завода Берда, никак не желавшей выдавать проектную мощность. Лишь ненадолго однажды она развила 5300 индикаторных л.с. вместо 6300. А на испытаниях 1879-1880 гг. машина показывала в среднем 4470 индикаторных л.с., что позволяло фрегату идти со скоростью 13,57 узла (25,13 км/ч). Напряженная международная обстановка тех лет не позволила решить вопрос о замене паровой машины и снятии части бронирования, так как "Генерал-адмирал" должен был срочно отправиться на Дальний Восток и войти в состав Тихоокеанской эскадры. Во время перехода 1880 г. в Бискайском заливе фрегат попал в жестокий шторм, получил повреждения и зашел для ремонта в Брест (Франция). Командир фрегата капитан 1 ранга В.Ф. Серков так отзывался о своем судне: "Крепость корпуса при сравнительно легкой системе постройки фрегата не оставляет желать ничего лучшего". Не вызывала восторга лишь паровая машина Берда, развивавшая мощность всего 2800 индикаторных л.с.

Морским техническим комитетом был разработан проект установки на судне машины английского завода Модзлея мощностью 7000 индикаторных л.с., которая обеспечила бы фрегату скорость хода 15 узлов (27,8 км/ч), однако переделка не состоялась. Уменьшили рангоут, площадь парусности снизили до 2270 м2, зато усилили артиллерию. К 1885 г. на вооружении "Генерал-адмирала" было шесть 203-мм, два 152-мм, шесть 87-мм, два 64-мм и восемь 37-мм орудий. Часть угольных бункеров, вмещавших более 1000 т угля, переоборудовали в каюты экипажа. Оставшийся запас угля позволял судну 12-узловым ходом проходить 2000 миль. Сменили якоря на более легкие - адмиралтейского типа.

В феврале 1893 г. "Генерал-адмирал" во главе отряда русских кораблей в составе международной эскадры совершил переход с Хэмптонского рейда в Нью-Йорк в честь 400-летия открытия Америки. Он участвовал в параде кораблей на реке Гудзон, а в мае продолжил учебное плавание, пройдя под парусами большую часть 22-дневного пути через океан.

Необходимость учебного плавания под парусами заставила отказаться от предложения Главного морского штаба снять с фрегата парусное вооружение и установить на нем машину мощностью в 7000 и.л.с. По расчетам ГМШ такое переоборудование повысило бы скорость судна до 16,5 узла (30,6 км/ч), а дальность плавания при полном запасе топлива составила бы 3000 миль. Однако нужной машины не было. В 1892 г. на фрегат установили котлы, снятые с броненосца "Петр Великий". После этого "Генерал-адмирал" сменил в дальних походах однотипный с ним и более новый "Герцог Эдинбургский", затем он вошел в состав учебно-артиллерийского отряда, оставаясь при этом (по классификации 1892 г.) в классе крейсеров 1 ранга. На нем установили новую артиллерию: четыре 152-мм патронные пушки на центральных станках и шесть 47-мм пушек. В плаваниях 1903-1904 гг., прерванных русско-японской войной, фрегат прошел 13370 миль, из них 7840 миль под парусами. В 1906 г. "Генерал-адмирала" перевели в ранг учебных, а через три года - в класс минных заградителей; он получил новое название "Нарова". Судно переоборудовалось на Кронштадтском пароходном заводе, где в 1913-1914 гг. старые огнетрубные котлы заменили более производительными водотрубными системы Бельвиля.

Вооруженный четырьмя 75-мм пушками и четырьмя пулеметами минный заградитель "Нарова" (водоизмещением 4480 т) мог принять на борт 650 мин заграждения, которые ставились на скорости 9 узлов (16,7 км/ч); время постановки - 2 часа. Вместе с "Ладогой" (бывший "Минин"), "Амуром" и "Енисеем" минзаг "Нарова" участвовал 18 июля 1914 г. в постановке центрального минного заграждения, закрывшего Финский залив от вторжения германского флота.

После Великой Октябрьской социалистической революции минзаг в составе флота Республики Советов участвовал в героическом ледовом походе 1918 г. В ночь на 10 августа того же года "Нарова" по приказу В.И. Ленина выставила минное заграждение на подступах к Кронштадту. В ноябре "Нарова" - самый мощный из заградителей флота, под огнем вражеских батарей поставила заграждение, которое на весь период Гражданской войны закрыло для кораблей интервентов путь к Петрограду. После окончания гражданской войны минный заградитель "Нарова" получил новое название - "25 октября". Большой опыт моряков когда-то первого в мире броненосного крейсера был использован при подготовке флотских специалистов.

В завершение надо сказать, что конец XIX века стал историческим пределом для парусного флота. Судовые машины стали экономичными и надежными, их мощность возросла. Погрузка топлива также перестала быть проблемой. Надобность в парусниках как-то сама по себе отпала. Исчезла и необходимость в морском термине "фрегат", поэтому широкое распространение получил термин "крейсер", который применяется и сегодня.