ВИНТОВЫЕ ФРЕГАТЫ "Когда солнечный луч догорал, Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания
(Окончание. Начало в № 4 - 2009)
Площадь парусного вооружения типа "корабль" составляла 2200 м2; масса рангоута из металлических труб достигла 135 т. Высота мачт от палубы до марса - 16,5 м. В качестве становых использовались четыре якоря адмиралтейского типа массой по 4,2 т; калибр якорной цепи 54 мм, длина 500 саженей, масса около 56 т. В состав экипажа входили 24 офицера и 470 нижних чинов. В мае 1878 г. фрегат направляется в Средиземное море в качестве стационера в иностранном порту (стационер - корабль "на станции", в распоряжении дипломатического представительства). В данном случае это был порт Пирей, откуда судно ходило в порты Греции, Италии и Франции. В апреле 1880 г. "Князь Пожарский" ушел на Дальний Восток. Там предполагалось оставить его в составе Сибирской флотилии, однако в сентябре 1881 г. фрегат вышел из Владивостока и позже прибыл в Пирей, а еще через год он бросил якорь на рейде Кронштадта. Его плавание, таким образом, продолжалось более четырех лет. За это время фрегат прошел 40900 миль, из них 8163 мили под парусами. Машина была в работе 5213 часов; расход угля составил 16300 т. Дальние морские походы выявили еще один недостаток рулевого устройства с ручным приводом. В нормальных походных условиях со штурвалом справлялись два рулевых, а во время шторма к штурвалу приходилось ставить шесть моряков. Явно был необходим механический привод. Износившуюся цинковую обшивку заменили во время докования судна в Нагасаки, однако выход из строя одного котла и обрастание корпуса снизили скорость хода фрегата до 9,76 узла (18 км/ч). Вторая половина XIX века ознаменовалась строительством броненосных кораблей "крейсерского ранга". Идея бронирования кораблей к тому времени была не нова. В свое время ее высказывали многие корабелы и моряки. С этим предложением в 1834-1845 гг. выступали такие специалисты, как Пэксан, Лабрус и др. В 1868 г. капитан 2 ранга Н.В. Копытов выступил с предложением строить крейсера с броневым поясом шириной не более 2 м в районе ватерлинии. Система бронирования русских крейсеров активно разрабатывалась русским адмиралом А.А. Поповым. Кроме того, крейсера того времени успешно ходили как под парами, так и под парусами. Были хорошо известны американские фрегаты типа "Вампоноа" (1864 г.), развивавшие под парами скорость в 17,7 узла (32,8 км/ч), и созданные англичанами как противовес им более сильные железные парусно-паровые крейсера типа "Инконстант" (1868 г.), способные идти под парами со скоростью 15,5 узла (28,7 км/ч). Поэтому не мудрено, что в России разработали новый тип броненосного фрегата, который должен был стать, как говорилось в официальном отчете Морского министерства, "крейсером в полном смысле этого слова и наносить вред неприятельской торговле". В результате примененных русскими корабелами усовершенствований, масса корпуса составляла лишь 30 % от проектного водоизмещения 4603 т, в то время как на "Инконстанте" эта величина доходила до 50 %. Длина фрегата по конструктивной ватерлинии составляла 86 м, ширина с обшивкой 14,6 м, осадка носом 5,8 м, а кормой - 7 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения пара (номинальной мощностью 900 л.с. и индикаторной мощностью 6300 л.с.) должна была обеспечить судну скорость полного хода до 14 узлов (25,9 км/ч), а запас угля (736 т) - дальность плавания в 1800 миль. Длительная автономность также гарантировалась парусным вооружением типа "корабль" общей площадью 2450 м2. Борта фрегата по всей его длине защищали броневые плиты толщиной 127 мм в нижнем ряду и 152 мм в верхнем ряду. К оконечностям корпуса толщина плит уменьшалась до 102 и 127 мм, соответственно; общая масса брони достигала 406 т. Небольшое количество вынесенных на главную палубу орудий калибра 203 мм (всего четыре ствола) компенсировалось повышением эффективности их применения. Каждое орудие размещалось на выступающей за борт площадке-спонсоне и имело угол обстрела от носа к корме 180°. Это стало возможным в результате отказа от русленей; ванты крепились в специальные рымы на линии борта. При необходимости все орудия на их поворотных платформах переводились по направляющим и сосредотачивались для стрельбы с одного борта. В то время находившийся в Англии А.А. Попов был сильно озабочен такими обстоятельствами и настаивал на облегчении фрегата. В конце концов с фрегата сняли нарезную мортиру вместе с подкреплениями корпуса, уменьшили до проектного боезапас, решили не загружать верхние угольные бункеры. А.А. Попов также настаивал на снятии не предусмотренных проектом 152-мм орудий с бака и юта судна, на сокращении численности экипажа и запасов угля и даже на снятии части броневых плит, но избежать перегруза и тогда не удалось бы. Морским техническим комитетом был разработан проект установки на судне машины английского завода Модзлея мощностью 7000 индикаторных л.с., которая обеспечила бы фрегату скорость хода 15 узлов (27,8 км/ч), однако переделка не состоялась. Уменьшили рангоут, площадь парусности снизили до 2270 м2, зато усилили артиллерию. К 1885 г. на вооружении "Генерал-адмирала" было шесть 203-мм, два 152-мм, шесть 87-мм, два 64-мм и восемь 37-мм орудий. Часть угольных бункеров, вмещавших более 1000 т угля, переоборудовали в каюты экипажа. Оставшийся запас угля позволял судну 12-узловым ходом проходить 2000 миль. Сменили якоря на более легкие - адмиралтейского типа. В феврале 1893 г. "Генерал-адмирал" во главе отряда русских кораблей в составе международной эскадры совершил переход с Хэмптонского рейда в Нью-Йорк в честь 400-летия открытия Америки. Он участвовал в параде кораблей на реке Гудзон, а в мае продолжил учебное плавание, пройдя под парусами большую часть 22-дневного пути через океан. Необходимость учебного плавания под парусами заставила отказаться от предложения Главного морского штаба снять с фрегата парусное вооружение и установить на нем машину мощностью в 7000 и.л.с. По расчетам ГМШ такое переоборудование повысило бы скорость судна до 16,5 узла (30,6 км/ч), а дальность плавания при полном запасе топлива составила бы 3000 миль. Однако нужной машины не было. В 1892 г. на фрегат установили котлы, снятые с броненосца "Петр Великий". После этого "Генерал-адмирал" сменил в дальних походах однотипный с ним и более новый "Герцог Эдинбургский", затем он вошел в состав учебно-артиллерийского отряда, оставаясь при этом (по классификации 1892 г.) в классе крейсеров 1 ранга. На нем установили новую артиллерию: четыре 152-мм патронные пушки на центральных станках и шесть 47-мм пушек. В плаваниях 1903-1904 гг., прерванных русско-японской войной, фрегат прошел 13370 миль, из них 7840 миль под парусами. В 1906 г. "Генерал-адмирала" перевели в ранг учебных, а через три года - в класс минных заградителей; он получил новое название "Нарова". Судно переоборудовалось на Кронштадтском пароходном заводе, где в 1913-1914 гг. старые огнетрубные котлы заменили более производительными водотрубными системы Бельвиля. Вооруженный четырьмя 75-мм пушками и четырьмя пулеметами минный заградитель "Нарова" (водоизмещением 4480 т) мог принять на борт 650 мин заграждения, которые ставились на скорости 9 узлов (16,7 км/ч); время постановки - 2 часа. Вместе с "Ладогой" (бывший "Минин"), "Амуром" и "Енисеем" минзаг "Нарова" участвовал 18 июля 1914 г. в постановке центрального минного заграждения, закрывшего Финский залив от вторжения германского флота. После Великой Октябрьской социалистической революции минзаг в составе флота Республики Советов участвовал в героическом ледовом походе 1918 г. В ночь на 10 августа того же года "Нарова" по приказу В.И. Ленина выставила минное заграждение на подступах к Кронштадту. В ноябре "Нарова" - самый мощный из заградителей флота, под огнем вражеских батарей поставила заграждение, которое на весь период Гражданской войны закрыло для кораблей интервентов путь к Петрограду. После окончания гражданской войны минный заградитель "Нарова" получил новое название - "25 октября". Большой опыт моряков когда-то первого в мире броненосного крейсера был использован при подготовке флотских специалистов. В завершение надо сказать, что конец XIX века стал историческим пределом для парусного флота. Судовые машины стали экономичными и надежными, их мощность возросла. Погрузка топлива также перестала быть проблемой. Надобность в парусниках как-то сама по себе отпала. Исчезла и необходимость в морском термине "фрегат", поэтому широкое распространение получил термин "крейсер", который применяется и сегодня.
| ||