О РАЗРАБОТКЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ "ЭНЕРГИЯ" И О РОЛИ В.П. ГЛУШКО В СОЗДАНИИ ДВИГАТЕЛЯ РД-170 (171)Игорь Алексеевич Клепиков, д.т.н. (Продолжение. Начало в № 3 - 2009)
Поддержка министра 30 июня 1980 г. в КБЭМ состоялось совещание с участием министра общего машиностроения и ряда руководителей предприятий министерства. Вначале М.Р. Гнесин и В.П. Радовский доложили о результатах последних испытаний "шапок" 6УК и двигателя и заверили, что причины отказов выявлены, разработаны и внедрены мероприятия в обеспечение надежной работы ТНА уже со следующего испытания. Затем министр предложил заслушать альтернативную позицию и предоставил слово И.А. Клепикову. В своем выступлении тот указал, что излагает позицию авторов справки и, в частности, отметил: На вопрос министра - "так что, большой двигатель невозможно сделать?" - И.А. Клепиков ответил, что сделать можно любой двигатель, дело в затратах времени и средств. В заявленные сроки - не получится, слишком велики намеченные объемы экспериментальных работ. Далее были выступления М.Р. Гнесина, В.П. Радовского, В.Я. Лихушина, И.Н. Садовского, директора ЦНИИМАШ Ю.А. Мозжорина, заместителя министра Г.М. Табакова, В.П. Глушко и министра С.А. Афанасьева. Остановимся на выступлении В.П. Глушко. Он, в частности, сказал: "Очевидное - очевидно. "Четвертушку" создать проще, однако это имело бы смысл, если бы разработки начались одновременно. Однако работы по двигателю 11Д520 (521) идут уже несколько лет, и я уверен, что все будет сделано в назначенные сроки. А "четвертушку" отработать ранее 1984 г. не удастся". Далее Глушко обратил внимание на необходимость обеспечения высокой надежности разрабатываемых ракет-носителей. И связал это с количеством устанавливаемых на первой ступени двигателей. Далее он отметил, что “для ракет 11К77, 11К55 и даже для первой ступени 11К37 (12 двигателей) использование "четвертушки" возможно. Но для МКС (16 двигателей) - нет, там нужна особо высокая надежность двигательной установки, получить которую для связки 16 двигателей МД-185 по опыту работ с Н1 практически невозможно”. Глушко заявил, что "главная задача - разработка МКС и 11К77, а 11К55 и 11К37 - подождут". В заключение он добавил, что для большей концентрации усилий по созданию 11Д520 ему придется чаще бывать в Химках, пока дело не наладится. В завершающем выступлении министра были подведены итоги обсуждения, которые нашли отражение в протоколе совещания: Протокол совещания был подписан министром С.А. Афанасьевым. 2 июля 1980 г. по просьбе И.Н. Садовского И.А. Клепиков повторил свой доклад для ведущих работников ГКБ НПО "Энергия", в состав которого входило и КБЭМ. 3 июля 1980 г. вышел приказ № 213 по НПО "Энергия", где во исполнение решения совещания у министра 30 июня 1980 г. создается комиссия И.Н. Садовского и ряд подкомиссий по изучению материалов о возможности использования МД-185 в блоке А МКС "Энергия". 4 июля 1980 г. В.П. Глушко собрал научно-технический актив КБЭМ, на котором, обрисовав серьезность положения с отработкой двигателя 11Д520, проинформировал о факте совещания 30 июня 1980 г. с участием министра и отметил: "Не надо искать более легкие пути выхода, а надо сосредоточиться на отработке двигателя 11Д520 и не допускать сомнений". До выступления на совещании в присутствии министра Клепиков и его единомышленники не помышляли о дальнейшем продвижении своих предложений по разработке альтернативного модульного двигателя, однако неожиданная поддержка министра и положительное отношение к разработке двигателя типа МД-185 ряда авторитетных специалистов отрасли не оставляли авторам этого предложения иного, как отстаивать свою точку зрения на целесообразность создания нового двигателя. Так для них сложилась следующая ситуация. Во-первых, готовя материалы для доклада министру, они еще раз осмыслили свое предложение и прониклись уверенностью, что только его реализация даст возможность выполнить директивные сроки создания МКС. Во-вторых, убеждая министра в целесообразности разработки альтернативного двигателя, они стали заложниками собственного технического предложения и неожиданно для себя оказались участниками противостояния как научно-технических концепций, так и личных амбиций. Ведущие специалисты отрасли, причастные к выбору дальнейшего направления работ, разделились на два лагеря: одни - за создание двигателя МД-185, другие - за продолжение отработки двигателя 11Д520. Побудительные причины были разные, в том числе и связанные с личным отношением В.П. Глушко к высказанной идее. Не будем анализировать причины и приводить фамилии сторонников каждого варианта ведения работ. Остановимся на позиции министра С.А. Афанасьева. По прошествии нескольких лет, после первого полета РН "Энергия", он откровенно признался, что не верил в возможность создания двигателя 11Д520, и поэтому для него предложение о создании альтернативного двигателя, по техническим характеристикам близкого к уже освоенным промышленностью, являлась надеждой выполнить правительственное постановление по созданию МКС. Не вникая в проблему обеспечения надежности многодвигательных носителей, С.А. Афанасьев со свойственной ему решительностью ухватился за возможность получения резервного варианта двигателя. Необходимо отметить, что С.А. Афанасьев относился к плеяде тех государственных деятелей, которые, принимая ответственное решение, всегда опирались на выводы и рекомендации научно-технических специалистов, предварительно изучивших проблему. Вот и в этом случае, не довольствуясь собственными внутренними ощущениями и позицией, занятой рядом руководителей предприятий, он поручил провести сравнительный анализ технических материалов, представленных в двух технических справках работников КБЭМ. С этой целью 23 июля 1980 г. приказом № 248, подписанным заместителем министра Б.В. Бальмонтом, была сформирована комплексная бригада, в которую включили опытных специалистов КБЭМ, ГКБ НПО "Энергия", ЦНИИМАШ, НИИТП, КБЮ и КБХМ. Руководителем бригады назначался Клепиков, а его заместителями Я.П. Коляко (ГКБ НПО "Энергия") и В.И. Петрова (ЦНИИМАШ). В приказе была поставлена задача: до 30 августа 1980 г. определить оптимальную компоновку модульного двигателя в отсеках изделий 11К77 и 11К25 с оценкой массовых и энергетических характеристик ДУ, результаты работ оформить техсправкой до 5 сентября 1980 г. Руководителям предприятий Вачнадзе В.Д., Радовскому В.П., Уткину В.Ф., Мозжорину Ю.А., Богомолову В.Н., Лихушину В.Я. давалось указание обеспечить участие специалистов в работе комплексной бригады. Комплексная бригада успешно справилась с поручением и 2 сентября 1980 г. была подписана требуемая техсправка "Оценка возможности компоновки четырех ЖРД типа МД-185 в хвостовых отсеках первой ступени 11К77 и 11К25". В процессе работы бригады было выполнено следующее: Сделаны следующие выводы по комплексу проведенных работ: На все опасения и возражения оппонентов были даны обоснованные ответы. Техническая справка была направлена в министерство и в ГКБ НПО "Энергия", где представленные комплексной бригадой результаты компоновки размещения двигателей МД-185 в отсеке блока А ракеты 11К25 подверглись ревизии. НТС КБЭМ и заседание президиума НТС Минобщемаша Материалы, полученные в результате проработки техсправки комплексной бригады специалистами ГКБ НПО "Энергия", а также оценку характеристик МКС 11Ф36 в случае использования двигателей МД-185 главный конструктор МКС И.Н. Садовский 23 сентября 1980 г. направил в КБЭМ. В этих материалах указывалось, что использование двигателей МД-185 вместо 11Д521 обеспечивает: В заключение предлагалось немедленно начать разработку двигателя МД-185 с тем, чтобы в первом квартале 1981 г. был закончен выпуск основной конструкторской документации, определяющий подготовку производства. До выхода этих материалов вся конкретная работа (расчеты, проработка конструкции, компоновки) проводилась, в основном, специалистами в области создания ЖРД. Материалы, направленные в КБЭМ Садовским, были первой конкретной проработкой специалистами-ракетчиками использования двигателя МД-185 на ракете 11К25. Проработка проводилась без участия Глушко, вопреки его отношению к использованию такого двигателя на ракете 11К25. Этот шаг Садовского привел к резкому ускорению событий, связанных с выбором размерности двигателей и, соответственно, их количества на МКС. В противовес позиции Садовского Глушко 4 октября 1980 г. провел НТС КБЭМ, на котором обсуждались результаты и выводы проработок Садовского и перспектива использования двигателя МД-185. Выступавшие на НТС заместители главного конструктора и начальники конструкторских отделов высказались за концентрацию всех сил КБ и завода на доводке двигателей 11Д520 (521) и против отвлечения на работы по двигателю МД-185. Директор завода Богдановский и заместитель главного инженера С.А. Шумаков отметили более приемлемое для завода изготовление менее трудоемкого МД-185 и высказались за параллельные работы по двигателям 11Д520 и МД-185 при условии оказания помощи от других заводов отрасли и переносе сроков окончания отработки двигателей на более позднее время. Наиболее четко отношение двигателистов КБЭМ к рассматриваемому на НТС вопросу изложил Глушко: "Проблема сегодняшнего НТС: рассмотрение предложения по двигателю МД-185, порождена тем, что у нас тяжело идет доводка двигателя 11Д520 (11Д521). Предлагается помощь в части замены двигателя 11Д521 на четыре двигателя МД-185. Помогает ли это предложение решить задачи? Вопрос надежности. Это главное. На нем рушится суть предложения. Мы явно теряем в надежности, т.к. вместо четырех двигателей 11Д521 должны применяться шестнадцать двигателей МД-185. При этом нужно обеспечить надежность двигателя 0,998. Брать этот коэффициент выше значения 0,995 - авантюра, ничем не подкрепленная. По коэффициенту охвата 0,86 такое же положение. На "Шаттле" пять двигателей, на "Буране" суммарно восемь двигателей, а при применении двигателей МД-185 - двадцать двигателей. Это - аналогия изделия Н1. Такая идеология привела к краху темы. Предлагаемая замена двигателя 11Д521 на двигатели МД-185 приводит к возможному повторению подобной ситуации. При этом основная ответственность ложится на двигателистов, которые должны обеспечить надежность двигателя 0,998. С этим согласиться нельзя. Двигатель МД-185 не резерв, а неправильное порочное направление. Компоновка двигателей МД-185 в хвостовом отсеке - это спрессованная связка, которая при отказе одного двигателя выводит из строя все. В этом отношении предполагается всю ответственность возложить на двигателистов, которые должны обеспечить систему САЗ. Не следует также забывать предстоящие разработки носителя "Вулкан", на котором планируется установка двенадцати двигателей. При переходе на двигатель МД-185 число таких двигателей возрастает до 36. Применение двигателя МД-185 для изделия 11К77 возможно, но изменяет всю идеологию разработки изделия "Буран", построенную на использовании первой ступени изделия 11К77 как модуля для проверки работы двигателя 11Д520 (521) в летных условиях". Итоговый вывод Глушко был таков: необходимо сосредоточить все силы на отработке двигателя 11Д520(521), не отвлекаясь на побочные предложения. Естественно, что материалы, полученные при проработке по приказу № 248, планировалось обсудить в Минобщемаше. 8 октября 1980 г. собирается расширенный состав президиума НТС Минобщемаша с повесткой "О разработке эскизного проекта двигателя тягой 185 тс (МД-185)". Заслушав доклады Клепикова И.А., Садовского И.Н., выступления Лихушина В.Я., Мозжорина Ю.А., Глушко В.П., Уткина В.Ф., Хохлова Н.Д., Бакланова О.Д., Вачнадзе В.Д. и заключение министра Афанасьева С.А., президиум Научно-технического совета Минобщемаша отметил: “1. Межведомственная экспертная комиссия, рассматривавшая дополнение к техническому проекту МКС, отметила, что работы по созданию двигателя 11Д520/11Д521 ведутся с отставанием от намеченных сроков на 1,5 - 2 года, энергетические характеристики двигателя до сих пор не подтверждены, выявлен ряд серьезных недостатков конструкции, устранение которых требует проведения сложной конструкторско-технологической доработки и тщательной экспериментальной проверки принимаемых решений. Президиум НТС обратил внимание Глушко и Трофимова на то, что рассмотрение упомянутых материалов по МД-185 и его возможному использованию на ракетах-носителях 11К77 и 11К25 на заседании НТС КБ энергетического машиностроения НПО "Энергия" проведено без разработчиков этих предложений и без участия специалистов отрасли. (Продолжение в следующем номере).
| ||