К 90-летию В.Н. БОГОМОЛОВАВладимир Андреевич Петрик, генеральный директор Конструкторского бюро
Космос реально и бесповоротно вошел в нашу жизнь благодаря самоотверженному труду наших современников, замыслы и дела которых превратили их в людей необыкновенных. Среди них С.П. Королев, М.В. Келдыш, А.М. Исаев, В.П. Макеев, Г.Н. Бабакин, С.А. Лавочкин, В.П. Глушко, В.П. Митин, Б.Е. Черток, Ю.П. Семенов и многие другие. Среди них и Владислав Николаевич Богомолов. Эти люди делали историю нашей страны, они останутся в этой истории, потому что велики их заслуги в ракетно-космической техники и становлении мощи государства, которому они служили. Владислав Николаевич Богомолов родился 14 сентября 1919 г. в семье служащего в деревне Тараканово Южского района Ивановской области. Детство его было обыкновенным, то есть самым обыкновенным для того времени великих перелетов и штурма стратосферы. В 1937 г., окончив школу, Владислав поступает в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, а с 1939 г. начал работать в должности конструктора на химическом заводе № 301. В июле 1939 г. на завод для постройки опытного экземпляра скоростного истребителя ЛаГГ-1 были переведены работники Наркомата авиационной промышленности С.А. Лавочкин, В.П. Горбунов и М.И. Гудков. В 1940 г. С.А. Лавочкин и группа конструкторов была переведена в Горький на авиазавод № 21. В.П. Горбунов назначен главным конструктором Таганрогского завода № 31, а М.И. Гудков назначен главным конструктором завода № 301 в Химках и приступил к разработке самолета Гу-1. В октябре 1941 г. завод № 301 и ОКБ М.И. Гудкова эвакуированы на Новосибирский авиазавод № 153. Именно там В.Н. Богомолов стал начальником конструкторской бригады, а позднее продолжил работать в этой должности на заводе № 82 в Тушино. Так что диплом МАИ инженера-технолога по самолетостроению, полученный Богомоловым в январе 1946 г. одновременно с распределением в НИИ ракетной авиации - НИИ-1 НКАП, достался не молодому, а уже вполне оформившемуся опытному специалисту. В это время в НИИ-1 шло становление новых направлений, и каждому новому сотруднику предлагался широкий выбор направлений работы. В этом институте под руководством А.М. Исаева была закончена разработка РД-1, за который 16 сентября 1945 г. А.М. Исаев указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Ленина. Ему вместе с коллективом потребовалось всего лишь три года для разработки этого ЖРД. 27-летний Владислав Николаевич сразу же поверил Исаеву, он увидел в этой разработке столько перспективного, что понял - более интересного дела просто нет, и потом ни разу не пожалел о своем выборе. С марта 1946 г. он стал ведущим конструктором в КБ Исаева по стартовому ускорителю СУ-1500 для самолетов. Жидкостный ракетный ускоритель СУ-1500 предназначался для наших первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14. В течение пяти лет СУ-1500 был главной заботой В.Н. Богомолова, пока в 1952 г. его успешно не испытали и приняли на вооружение. На протяжении пяти лет СУ-1500 выпускался большой серией и надежно служил авиации. Ускоритель развивал тягу 1670 кгс в течение 10 с, обеспечивал взлет самолета и затем сбрасывался. Этот ЖРД был способен выдержать 60 циклов применений: запусков, сбросов с парашютом, заправок. В НИИ-1 вскоре выяснилось, что в авиации для ЖРД самостоятельных перспектив больше нет: в скором времени будут созданы гораздо более мощные и экономичные ГТД. А работать на вспомогательном направлении было не в натуре Исаева, и он договорился с министром вооружения СССР Д.Ф. Устиновым о переводе в НИИ-88. Алексея Михайловича не смущала необходимость оставить Москву с уже построенным и оборудованным огневым стендом, ни то, что в специальном КБ НИИ-88 уже был один двигательный коллектив (отдел № 8 со своим главным конструктором Н.Л. Уманским). Вместе с Исаевым решился на перевод в Калининград почти весь коллектив, образовавший отдел № 9 СКБ НИИ-88 (из "исаевцев" в НИИ-1 тогда остался только его заместитель М.В. Мельников, увлекшийся проблемой создания кислородно-керосинового ЖРД, но через несколько лет и он перебрался в НИИ-88, но в состав ОКБ-1 С.П. Королева). Итак, в январе 1948 г. В.К. Богомолов, как и весь коллектив, был уволен из НИИ-1 с переводом в НИИ-88, а 1 июня он был назначен начальником группы СКБ отдела 9. Следует отметить, что в разгар работы по СУ-1500, которая первой из двигательных работ НИИ-88 получила широкое практическое применение, В.Н. Богомолову было присвоено звание "лучший инженер-конструктор НИИ-88" и его портрет был помещен на Доске почета института. Ведь при всей загруженности разработкой, стендовыми и летными испытаниями СУ-1500, А.М. Исаев постоянно привлекал В.Н. Богомолова и к другим разработкам, и тот, как это ни удивительно, со всем справлялся. Видимо поэтому Алексей Михайлович, ставший в 1950 г. главным конструктором организованного в НИИ-88 двигательного ОКБ-2, в марте 1952 г. назначил Богомолова своим заместителем. Ранее директором НИИ-88 К. Рудневым Владислав Николаевич был назначен заместителем начальника отдела № 9. Главной задачей исаевцев в то время, помимо формирования коллектива, стало создание двигателей для зенитных ракет: сначала для ОКБ С.А. Лавочкина, а затем и для ОКБ П.Д. Грушина. Отвечал в ОКБ Исаева за разработку двигателей зенитных ракет В.Н. Богомолов. Постановлением ЦК Петру Дмитриевичу Грушину было поручено приступить к работе над противоракетной В-1000. Жидкостный ракетный двигатель разрабатывался в ОКБ-3 НИИ-88 под руководством Доминика Доминиковича Севрука, а затем в ОКБ-2 этого же института - под руководством Алексея Михайловича Исаева. Пороховой ускоритель создавался в КБ-2 завода № 81 под руководством Ивана Ивановича Картукова. Серия двигателей С3.40 с регулируемой тягой была лебединой песней Д.Д. Севрука. Первый двигатель С3.40 предназначался для скоростной зенитной управляемой ракеты "217" конструктора С.А. Лавочкина, второй двигатель С3.41 - для морской баллистической ракеты Р-15 конструктора М.К. Янгеля. Как выяснилось в ходе испытаний, эти двигатели имели конструктивные недостатки, и вскоре Севрук сконструировал С3.42. После некоторых доработок, проведенных в соответствии с техническим заданием П.Д. Грушина, к производству этих двигателей приступил днепропетровский завод № 586 (Южный машиностроительный завод). В 1957 г. этим двигателем были оснащены проходившие испытания зенитные ракеты "217", в 1958 г. - вышедшая на испытания противоракета В-1000. Двигатель был двухрежимным, с тягой, регулируемой в диапазоне от семнадцати до пяти тонн. Испытания проходили неудовлетворительно. Д.Д. Севрук задумывал очень интересные двигатели, но работали они неустойчиво и были ненадежными. В неудачных пусках Севрук начал обвинять Грушина. Отношения двух главных конструкторов испортились, и П.Д. Грушин обратился к А.М. Исаеву и В.Н. Богомолову с просьбой заняться "противоракетным" двигателем. Исаев и Богомолов согласились, и ОКБ-2 приступило к разработке однокамерного ЖРД с переменной тягой от 10,5 до 3 т, которому присвоили индекс С2.726. В декабре 1958 г. ОКБ-3 Д.Д. Севрука было закрыто. Севрук и часть его сотрудников вернулись к В.П. Глушко, часть сотрудников продолжили работу в ОКБ-2 Исаева. Объединенному коллективу удалось создать двигатель, обладавший требуемой тягой и временем работы (55 с). Морская и космическая тематика в ОКБ нарастала в общем объеме работ, и А.М. Исаев начал освобождать свое явно перегруженное заказами ОКБ от некоторых тем. В это время он сблизился с Макеевым. В конце 1959 г. Алексей Михайлович принял решение о постепенной передаче противоракетной и зенитной тематики в минавиапром. ЖРД С2.711 конструкции А.М. Исаева для ракетного комплекса С-75 изготавливались на Ленинградском заводе № 446 минавиапрома (ныне ОАО "Красный Октябрь"), главный конструктор ОКБ-446 был Анатолий Сергеевич Мевиус. А. М. Исаев понял, что А.С. Мевиус сможет не только осуществлять серийное сопровождение, но и заняться доработкой двигателя С2.726, а в дальнейшем на его основе создать боевое изделие. В декабре 1959 г. ЖРД С2.726 вышел на испытания (максимальная тяга двигателя 10,5 т), и началась передача дел от Исаева к Мевиусу. Ракета В-1000 с двигателем С2.726 обладала дальностью управляемого полета 60 км и высотой перехвата 23…28 км, ее стартовая масса составляла 8785 кг, средняя скорость полета 1000 м/с, длина корпуса 14,5 м, масса боевой части 500 кг, радиус поля поражения боевой части -75 м. Несмотря на самый широкий спектр разнообразных задач, стоящих перед ОКБ-2, С.П. Королев сумел уговорить А.М. Исаева взяться еще за одно, и притом ответственное, совершенно новое дело - создание двигательных установок для космических аппаратов. Вначале А.М. Исаев считал, что надо создавать только двигатель, но В.Н. Богомолов предложил создать двигательную установку. Это предложение было принято. Главная задача - обеспечить безотказный запуск двигателя в невесомости и в космическом пространстве. Алексей Михайлович решился на это, зная, что коллектив, и в первую очередь В.Н. Богомолов, его не подведет. Он назначил Владислава Николаевича ответственным за космическое направление и был уверен в том, что это будет самая надежная двигательная установка (впоследствии она работала в космическом пространстве более 80 раз). В самый короткий срок задача создания тормозной двигательной установки ТДУ-1 для космического корабля "Восток" была решена, причем в минимальных габаритах и весе. Группа конструкторов, рабочих, испытателей ОКБ-2 получила ордена и медали, а В.Н. Богомолов был удостоен звания Героя Социалистического Труда (представление на высокую правительственную награду было написано лично А.М. Исаевым). С 1959 г. по 1971 г. В.Н. Богомолов работал первым заместителем начальника и главного конструктора КБХиммаш. Наряду с космическими проблемами (космические корабли "Восток", "Восход", аппараты "Марс", "Венера", "Луна", "Зонд", "Союз", "Молния", "Космос" и др.), пришлось вникать во все проблемы ЖРД для баллистических и крылатых ракет. В 1971 г. произошло непоправимое. Алексей Михайлович погиб из-за неверного диагноза в Кремлевской больнице. Приказом министра №116/к от 26 августа 1971 г. Богомолов Владислав Николаевич был назначен начальником-главным конструктором КБХиммаш. В течение 14 лет Владислав Николаевич руководил коллективом единомышленников, которые начали разработку более 40 наименований комплексов ЖРД, ДУ, ЖРД МТ различного класса и назначения, т.е. на это время - с 1971 по 1985 гг. приходится пик работ по освоению новых изделий (с 1943 по 1971 гг. - более 60 наименований). Только для ВВС в КБХиммаш было разработано три типа двигателей, для ВМФ - семь типов (в том числе для ракет РСМ-50, РСМ-54), для ПВО - один тип, для РВСН и ВКС - 16 типов двигателей. Для пилотируемых космических аппаратов предприятием создано пять типов двигательных установок, применявшихся в составе "Союзов Т", "Союзов ТМ", "Прогрессов М", "Миров", "Алмазов", "Кванта", "Кристалла". На непилотируемых космических аппаратах использовались девять типов двигательных установок (они предназначались для "Фобосов", "Ресурсов", "Марсов", "Венер" и др.). Кто же помогал Владиславу Николаевичу в руководстве предприятием? Николай Иванович Леонтьев - первый заместитель начальника и главного конструктора предприятия. Заместители - Владимир Куприянович Кунец, Алексей Петрович Елисеев, Григорий Иванович Новохатний, Вячеслав Сергеевич Выговский, Валентин Петрович Миленков, Николай Васильевич Булыгин, Дмитрий Михайлович Романенко, Виктор Александрович Пухов, Петр Григорьевич Козлов, Виталий Андреевич Данилов, Анатолий Петрович Леденев, Николай Ефимович Букреев, Валентин Васильевич Хромов. За свою историю коллективом КБХиммаш было создано более 120 ракетных ЖРД, двигательных установок (ДУ) и жидкостных ракетных двигателей малой тяги, которые внесли весомый вклад практически во все направления использования ракетной и космической техники: в авиации, в ракеты-носители наземного и морского базирования, в зенитные, авиационные и метеорологические ракеты, в космические аппараты для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемые космические корабли и станции. С 1985 по 1992 гг. В.Н. Богомолов отдавал все свои знания и силы родному предприятию на посту старшего научного сотрудника и консультанта. Ушел с предприятия только в связи с установлением первой группы инвалидности. А 9 февраля 1997 г. Владислава Николаевича не стало. Но память о Владиславе Николаевиче, об этом заслуженном пионере ракетостроения, прекрасном человеке, почетном гражданине города Королева, Герое Социалистического труда, лауреате Ленинской премии и премии Совета Министров СССР, кавалере трех орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, профессоре, заслуженном деятеле науки и техники РСФСР навсегда останется в наших сердцах.
| ||