Поиск по сайту


ТЯЖЕЛЫЕ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ ВТОРОЙ
МИРОВОЙ НА МОНЕТАХ МИРА

 

Андрей Викторович Барановский

Боевые действия Второй мировой войны охватили все океаны, и в первую очередь - Атлантику и Тихий океан. Война между Японией и США проходила на так называемом "Тихоокеанском театре военных действий". Именно ему посвящена большая часть монет с изображение тяжелых боевых кораблей класса авианосец, линкор, крейсер. Лидерами среди стран, от имени которых чеканились монеты на монетных дворах Англии и Австралии, стали небольшие тихоокеанские островные государства, возле которых разразились крупнейшие морские битвы. Там впервые всю свою мощь проявили авианосцы, начиная от нападения японцев на Перл-Харбор до битв в Коралловом море и за атолл Мидуей. Впрочем, "главными героями" таких монет выступают самолеты. Это относится и к монетам, посвященным нападению японцев 7 декабря 1941 г. на Перл-Харбор. Такие монеты выпустили к полувековому юбилею этого события Соломоновы острова и острова Токелау.

Терпя от японцев одно поражение за другим, американцы предприняли в конце апреля 1942 г. скорее психологический шаг, послав 30 апреля с авианосца "Хорнет" 16 предельно облегченных сухопутных армейских бомбардировщиков В-25 для нанесения удара по Токио. Энергетическая установка авианосца включала четыре паровых турбины суммарной мощностью 89520 кВт (120000 л. с.).

Пропагандистский эффект был получен ценой гибели большей части бомбардировщиков. Дело в том, что "Хорнет" был обнаружен японцами. Чтобы не отменять столь дорогостоящую операцию, пришлось выпустить самолеты с расстояния 650 миль, а не с 400 миль, как это планировалось. Отбомбившись, пилоты должны были лететь в Китай, где совершить посадку в районах, не занятых японцами. Но из-за дополнительных 250 миль у большей части самолетов не хватило для этого горючего, и они упали в море. Кстати, в фильме "Перл-Харбор", сравнительно недавно прошедшем на наших экранах, показан этот эпизод войны на Тихом океане.

Операция по бомбежке Токио получила название "Рейд Дулиттла" по имени возглавлявшего его подполковника ВВС. Рейду посвятили монеты различного номинала, но с почти одинаковым рисунком. На первой изображен портрет Дулиттла и летящие самолеты В-25. Монеты имели номинал 5 долларов (медно-никелевый сплав), 10 долларов (латунь) и 50 долларов (серебро). Авианосец "Хорнет" с взлетающим с него бомбардировщиком был изображен только на латунной монете в 10 долларов и на серебряной в 50 долларов.

Соломоновы острова выпустили серию монет в связи с 50-летием важнейших событий битвы в Коралловом море (май 1942 г.). Изготовлены монеты и в память о других важнейших событиях Второй мировой на Тихом Океане. На золотых 100-долларовых помещен один из трагических моментов, когда был потоплен тяжелый американский авианосец "Лексингтон". На первом плане ее реверса изображена лодка с моряками и матросами, уже покинувшими тонущий корабль, на втором - носовая часть "Ленгсингтона" со спускающимися по канатам членами его команды. На другой монете такого же номинала и из того же металла изображена атака американских самолетов на японские корабли. На золотых 50-долларовых монетах - два палубных самолета, а на заднем плане горящий японский корабль. На золотых 25-долларовых монетах показаны самолеты, взлетающие с американского авианосца.

Авианосец ВМС США "Лексингтон" был спущен на воду в октябре 1925 г. и принят на вооружение в декабре 1927 г. Чтобы такой гигант (по меркам конца 20-х годов: стандартное водоизмещение 36000 т, полное - 47700 т) мог развить скорость более 30 узлов требовалась энергетическая установка (ЭУ) небывалой по тому времени мощности - 180000 л.с., которую могли обеспечить только паровые турбины. Однако при передаче мощности от высокооборотных турбинных роторов к гребным валам требовалось в несколько раз снизить частоту вращения, а производство зубчатых редукторов на такую мощность американская промышленность тогда еще не освоила. Даже на авианосцах постройки 40-х годов зубчатые редукторы были основным источником неполадок, а шум при их работе достигал 125 дБ. Поэтому пришлось проект переделать на турбоэлектрическую ЭУ, которую американцы применяли тогда почти на всех своих крупных кораблях. В ее состав входили 16 водотрубных котлов с нефтяным отоплением (системы Ярроу), четыре главных турбогенератора (компании "Дженерал электрик", четыре преобразователя постоянного тока в переменный и восемь электродвигателей, вращавших четыре гребных вала с трехлопастными винтами диаметром 4,5 м. Проектная мощность 180000 л.с. была тогда самой высокой в мире, а гребные электродвигатели размерами превосходили все существовавшие до этого почти в пять раз.

Были у турбоэлектрических ЭУ и недостатки: большая масса, сложность отладки и обслуживания, необходимость в принудительной вентиляции для отвода тепла и удаления влажного морского воздуха и опасность короткого замыкания при повышенной влажности.

Кроме главных, корабли имели еще шесть парогенераторов по 750 кВт (240 В переменного тока) для освещения, привода вентиляторов, пожарных насосов, самолетоподъемников, рулевых машин, питания прожекторов и приборов управления артогнем. Общая масса механизмов достигла 8643 т, из которых 7100 т приходилось на генераторы и двигатели.

Авианосец "Энтепрайз" изображен на медно-никелевых 5 долларах Маршалловых островов. Но это не находящийся сейчас в строю атомный корабль, а его предшественник, вошедший в состав американского ВМФ в довоенный период и "одноклассник" "Хорнета" (оба водоизмещением по 19900 т), четырехвальные (паротурбины суммарной мощностью 89520 кВт. (120000 л.с.)

Авианосец "Энтерпрайз" сыграл главную роль в победе ВМС США и стал наиболее известным участником ведения боевых действий нового типа. Он вошел в состав флота в 1938 г. Во время атаки на Перл-Харбор "Энтерпрайз" и еще два авианосца ВМС США находились вне базы.

Вернувшись к острову Оаху, "Энтерпрайз" тут же был “послан на передовую", и три дня спустя самолету с “Энтерпрайза” впервые удалось потопить подводную лодку I-170. При нанесении авиаудара по Токио в апреле 1942 г. "Энтерпрайз" сопровождал авианосец "Хорнет". В июне вместе с "Йорктауном" он сражался у атолла Мидуэй, где пикирующие бомбардировщики "Донтлесс" именно с "Энтерпрайза" потопили японские авианосцы "Кага" и "Акаги". А временно базировавшиеся на "Энтерпрайзе" "Донтлессы" с поврежденного "Йорктауна" входили в состав группы, потопившей "Хирю". Через 2 дня пикирующие бомбардировщики "Энтерпрайза" повредили крейсер "Могами" и два эсминца. В августе 1942 г. "Энтерпрайз" прикрывал высадку десантников на Гуадалканал, где его самолеты за два дня сбили 17 японских. Полувековому юбилею этой битвы монету в 5 долларов из медно-никелевого сплава посвятили Соломоновы острова. На ней изображен пехотинец, крейсер и самолеты.

В ходе сражения у Восточных Соломоновых островов 24 августа в авианосец попали три авиабомбы, и он вернулся на Перл-Харбор для ремонта. 26 октября в сражении у острова Санта-Крус в "Энтерпрайз" попали три авиабомбы, но он продолжал выпускать и принимать самолёты. Он был последним уцелевшим американским авианосцем и поэтому все время оставался на передовой.

После длительного ремонта "Энтерпрайз" вернулся на Тихий Океан только в середине 1943 г. 25 ноября 1943 г. один из "Авенджеров", вылетевших с авианосца, осуществил первый удачный ночной авиаудар на море. В феврале 1944 г. корабль принял участие в массированном ударе по острову Трук, а также в знаменитой "Марианской охоте на индеек" в рамках сражения на Филиппинском море в июне того же года. В 1947 г. "Энтерпрайз" был списан на слом.

Английский авианосец "Арк Ройял" на фоне Гибралтарской скалы изображен на двух монетах Гибралтара - полукроне из золота и медно-никелевой кроне.

Проект совершенно нового авианосца водоизмещением 20 тыс. т был утвержден 21 июня 1934 г. Он воплотил в себе множество новых и революционных идей и решений. Длина корпуса корабля ограничивалась размерами самых больших британских сухих доков на Гибралтаре и в Мальте. Палуба авианосца была длиннее киля на 26 м. Силовая установка его состояла из шести адмиралтейских котлов и трехвальных турбозубчатых агрегатов с турбинами Парсонса по 32000 л.с. на каждом валу, которые обеспечивали максимальную скорость в 31 узел.

"Арк Ройял" принял участие во многих операциях начала Второй мировой войны. Его авиагруппа после начала войны первой сбила вражеский самолет. Он участвовал в Норвежской операции, в охоте за "Бисмарком", перебрасывал самолеты на Мальту. Авианосец был торпедирован немецкой подводной лодкой 13 ноября 1941 г. и затонул на следующий день.

Наибольшее количество монет во всем мире вышло с изображением крейсеров и линкоров. Здесь пальму первенства держит крейсер "Миссури", на борту которого был подписан акт о капитуляции Японии. Первая серия - это четырехугольные латунные монеты африканского государства Малави номиналом в 5 квач. Помимо "Миссури" в нее вышли английский крейсер "Худ", американский авианосец "Корал Си" и советский крейсер "Молотов". Его силовая установка состояла из двух турбозубчатых агрегатов мощностью 133000 л.с. Крейсер водоизмещением 7756 т был высокоскоростным - он развивал 36 узлов.

 Что касается "Миссури", то он помещен также на монетах из медно-никелевого сплава в 5 долларов и из серебра в 50 долларов Маршалловых островов.

Тихоокеанский остров Палау выпустил ромбовидную монету "Миссури" из серебра номиналом в 10 долларов.

А по заказу другого островного государства - Тувалу на австралийском монетном дворе отчеканили серию мультиколорных серебряных монет под названием "Крейсера и линкоры Второй мировой". Номинал каждой монеты - 1 доллар и на реверсе их помещено схематическое изображение корабля с указанием его длины, а также представлена сама боевая единица на фоне моря. Естественно, в ней нашлось место и "Миссури". Кроме того, имелась монета с советским линкором "Севастополь", построенным для Императорского флота России и уже в советские время получившим название "Парижская коммуна".

В серию вошли также английский линейный крейсер "Худ", немецкий линкор "Бисмарк" и самый большой в мире линкор "Ямато" (водоизмещение 69500 т).

Изображение "Бисмарка" помещено еще на одной монете, отчеканенной на Соломоновых островах в серии из шести монет, которая посвящена наиболее известным боевым кораблям.

Спущенный на воду в 1939 г. "Бисмарк" имел водоизмещение более 50 тыс. т., отличное вооружение, великолепную броневую защиту. Бой, в ходе которого "Бисмарк" был потоплен английским флотом, стал знаковым событием Второй мировой. Охота на "Бисмарк" длилась четыре дня, в течение которых англичане чуть не упустили линкор. Лишь объединенные усилия авиации и флота позволили потопить отчаянно сопротивлявшийся корабль. Утром 27 мая 1941 г. "Бисмарк" ушел на дно с более чем двумя тысячами человек команды.

Бисмарк" вступил в строй в августе 1940 г. Мощная силовая установка в 160 тыс. л.с. позволяла развивать скорость в 30,8 узла при водоизмещении в 41700 т. Она состояла из 12 котлов системы Вагнера и трех турбозубчатых агрегатов "Блом унд Фосс” общей мощностью 150000 л. с.

Другой линкор Германии - "Тирпиц" нашел место на медно-никелевой кроне Гибралтара. Вообще, эта английская колония лидирует по количеству монет с кораблями Второй мировой. Одна серия из медно-никелевого сплава состоит из 15 монет, большая часть которых повторена в серебре и золоте.

Французская заморская территория - Мартиника в 2004 г. отчеканила монету в 1,5 евро с изображением линкора "Дюнкерк".

В отличие от большинства морских держав, которые затратили немало средств и сил на перестройку дредноутов эпохи Первой мировой войны, Франция не занималась модернизацией старых кораблей и в начале 30-х годов сразу начала проектировать совершенно новые линкоры типа "Дюнкерк". Это были быстроходные корабли - 29,5 узлов со сравнительно легким бортовым бронированием толщиной 175 мм. "Дюнкерк" имел полное водоизмещение 32260 т. Мощность четырехвальной турбинной установки составляла 112000 л.с., а скорость - 30 узлов. Орудия главного калибра (330-мм) впервые в мировой практике были установлены в двух четырехорудийных башнях.

Но повоевать линкору не пришлось. 22 июня 1940 г. Франция капитулировала перед Германией, и Англия оказалась в критическом положении. Опасаясь, что французский флот - пятый флот мира - попадет в руки немцев и итальянцев, британское адмиралтейство лихорадочно разрабатывало операцию "Катапульта". Она была направлена против кораблей недавнего союзника. 3 июля эскадра вице-адмирала Соммервилла подошла к Орану (порт в Алжире). Адмиралу Жансулю, командующему французской эскадрой, базировавшейся в этом североафриканском порту, было предложено выбрать любое из трех решений: продолжать сражаться против Германии и Италии; перевести корабли в английские порты; перевести корабли в нейтральные порты и разоружиться. Жансуль отверг ультиматум, и англичане  открыли огонь по своим бывшим союзникам.

Через десять минут все было кончено. Флагманский корабль Жансуля "Дюнкерк" сел на грунт. Взорвался дредноут "Бретань", а другой - "Прованс" выбросился на мель.