Поиск по сайту


ПЫЛАЮЩАЯ РЕКА

 

Сергей Леонидович Мальчиков

 

Посвящается 63-й годовщине победы над фашистской Германией

(Продолжение. Начало в № 3-6 – 2008, № 1, 2 – 2009)

19 ноября 1942 г. началось контрнаступление Красной Армии с целью окружения и уничтожения группировки немецких войск под Сталинградом. В этот день войска Юго-Западного фронта продвинулись вперед на 25 км навстречу Донскому фронту. 20 ноября перешел в наступление Сталинградский фронт. 23 ноября было завершено окружение главных сил 6-й полевой и 4-й танковой армий противника. В котле оказались 22 немецких дивизии и 160 отдельных частей. 24-30 ноября были созданы сплошные внутренний и внешний фронты. Кольцо вокруг войск противника постепенно сжималось. В эти дни 62-я армия вела активные боевые действия в городе, сковывая тем самым значительные силы врага, затем также перешла в наступление и 26 января 1943 г. у Мамаева кургана соединилась с частями 21-й армии, пробившимися в город с запада. Таким образом, окруженная группировка противника была разрезана на две части.

В период наступления советских войск Волжская флотилия продолжала доставлять пополнение, боеприпасы и продовольствие на правый берег и оказывать артиллерийскую поддержку войскам 62-й армии. Поскольку большая часть канлодок и все плавучие батареи были отправлены на зиму в Астрахань и Гурьев, возможности оставшейся части флотилии были ограниченными. Несмотря на это, Сталинградская группа кораблей (СГК) сумела оказать большую помощь советским войскам.

В последние месяцы 1942 г. ледостав на Волге наступал медленно, в связи с чем части Красной Армии не могли своими средствами переправлять через реку людей и грузы. Во время ледостава на переправах могли действовать главным образом бронекатера, имевшие мощные двигатели, что позволяло им действовать в ледовых условиях. В ноябре-декабре бронекатерами было перевезено на правый берег Волги 23284 человека пополнения и свыше 1500 т боеприпасов, продовольствия и других грузов для 57, 62 и 64-й армий. На левый берег было эвакуировано 10137 человек.

До войны предполагалось, что бронекатера смогут действовать лишь на чистой воде. При наступлении ледостава БКА должны были подниматься на берег. Однако во время войны им приходилось ходить в условиях ледостава. В составе СГК насчитывалось 15 бронекатеров, у большинства из которых двигатели были очень изношены.

Бронекатера, действовавшие на центральных переправах Сталинграда, на один рейс затрачивали по 10-15 часов. Каждый поход проходил в тяжелых ледовых условиях. Лед забивал отверстия забора воды для охлаждения двигателей, что приводило к перегреву моторов и их остановке. По предложению лейтенантов И.Д. Карпунина и А.А. Николаева бронекатера стали совершать рейсы попарно, что позволяло экипажам оказывать взаимную поддержку и в случае необходимости буксировать поврежденные катера. Они же предложили сцеплять катера бортами с тем, чтобы движение происходило за счет работы машин сначала одного катера, потом другого. Наибольшая нагрузка во время ледостава ложилась на катера типа С-40, имеющие в качестве энергоустановки танковые дизели В-2 с замкнутым циклом охлаждения.

Траление электромагнитных мин на Волге в 1943г. Трал-баржа на буксире тральщикаС большим трудом бронекатера пробивались через ледяные поля к правому берегу Волги. Давление льда приводило к образованию трещин в корпусах и поломке винтов. Каждый поход проходил под непрерывным обстрелом противника. Так, в ночь на 21 ноября БКА № 11, 13, 51 и 61 перевезли 349 бойцов, 38,5 тонны различных грузов, а обратным рейсом эвакуировали 537 раненых. 25 ноября четыре катера за два рейса доставили в Сталинград 1300 бойцов и командиров и эвакуировали 405 раненых. В этот день БКА № 53 лейтенанта И.Д. Карпунина у центральной Сталинградской пристани попал под сильный обстрел. В это время катер возвращался на левый берег, имея на борту 100 раненых. От прямого попадания снаряда в корпусе образовалась пробоина, через которую в кормовой отсек стала поступать вода, что привело к дифференту на корму. Однако моряки быстро перенесли раненых в носовую часть палубы и тем самым удифферентовали корабль. Пробоину удалось заделать, а воду из затопленного отсека откачать. Раненые были доставлены на левый берег. Бронекатера № 54 и 63 с 30 ноября по 3 декабря у Светлого Яра переправили 2810 бойцов, 131 тонну боеприпасов и обратными рейсами перевезли 1236 раненых, а бронекатер № 61 к заводу "Красный Октябрь" доставил 890 человек пополнения, 35,5 тонны боеприпасов и продовольствия и вывез 706 раненых. С 4 по 7 декабря БКА № 13, 51, 54, 61 и 63 доставили в Сталинград 6634 человека пополнения, 378 тонн боеприпасов и продовольствия и эвакуировали 2806 раненых.

11 декабря началась пурга, продолжавшаяся несколько дней. На Волге образовались ледяные заторы. Несмотря на это, 11-16 декабря бронекатера перевезли на правый берег 2751 бойца и командира и 305 т боеприпасов и продовольствия, а на левый берег переправили 118 раненых. Так продолжалось до окончательного ледостава. Последним вмерз в волжский лед БКА № 61 лейтенанта А.А. Николаева.
Во время разгрома вражеской группировки канонерские лодки "Усыскин" и "Чапаев" продолжали оказывать артиллерийскую поддержку 62-й и 64-й армий. Они вели огонь с закрытых позиций по заявкам командующего артиллерией 62-й армии полковника С.Ф. Горохова. За этот период канлодки и бронекатера 2-го дивизиона 129 раз проводили стрельбы по немецким позициям. Так, 25-26 декабря огнем канонерских лодок было подавлено около 20 артиллерийских и минометных батарей противника. С 10 января и до 2 февраля 1943 г. канонерские лодки ежедневно поддерживали огнем войска 62-й армии.

Действия Волжской военной флотилии в битве за Сталинград получили высокую оценку. Канонерские лодки "Усыскин" и "Чапаев" были удостоены ордена Боевого Красного Знамени, а 1-й и 2-й дивизионы бронекатеров стали гвардейскими. Более 300 матросов, старшин и офицеров были награждены орденами и медалями. Все моряки флотилии, принимавшие участие в боях на Волге, были награждены медалями "За оборону Сталинграда". 2 февраля 1943 г. Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н.Г. Кузнецов в приветственной телеграмме высоко оценил боевые действия моряков флотилии, отметив, что они с честью выполнили возложенные на них задачи.

Штабной корабль Волжской военной флотилииПосле разгрома фашистских армий на Волге стратегическая инициатива перешла к советским войскам, которые начали изгнание вражеских полчищ из пределов СССР. Зимой 1942-1943 гг. советские войска наступали и на других участках фронта от Ленинграда до Северного Кавказа. В результате Красная Армия разгромила более 100 вражеских дивизий и на некоторых направлениях продвинулась на запад до 600...700 км. После успешного зимнего наступления советских войск фронт был отодвинут от Волги на 500...600 км. Однако противник удерживал Донбасс и район Харькова, откуда его авиация могла наносить удары по волжским портам и транспортным судам, а также производить на реке активные минные постановки, что создавало угрозу нарушения транспортных перевозок на Волжской стратегической коммуникации.

Немецко-фашистское командование понимало важность для СССР Волжской коммуникации. В 1943 г. в целом по стране было добыто около 18 млн т нефти, из них почти 13 млн. т было получено на кавказских нефтепромыслах. В течение года было перевезено 12723200 т кавказской нефти, в том числе 7716000 т - по Волге. В этот период наиболее важную роль имело снабжение горючим Красной Армии, готовившейся к наступательным действиям, и страны в целом. В этом году общая потребность вооруженных сил в горючем составляла около 4 млн т. Поэтому противник старался прервать важнейшую коммуникацию.

С ранней весны 1943 г. вражеская авиация проводила разведку Волжско-Каспийской стратегической коммуникации. Наблюдение велось за ледовой обстановкой и местами сосредоточения транспортного флота, а также за дислокацией сил противовоздушной обороны на Нижней Волге. С 23 апреля начались минные постановки на участке от Астрахани до Саратова. Противник систематически бомбил крупнейшие волжские порты: Астрахань, Сталинград, Саратов и Камышин. В апреле-июне 1943 г. на Нижней Волге фашисты поставили 409 мин, имеющих магнитно-акустические взрыватели. Кроме того, оставалась невытраленной 131 мина из числа поставленных в 1942 г.

С учетом сложившейся обстановки основной задачей Волжской флотилии в 1943 г. являлось обеспечение противовоздушной и противоминной обороны. Приказом от 9 февраля 1943 г. нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов обязал командующего флотилией Д.Д. Рогачева в течение месяца подготовить план весеннего траления Волги от Саратова до морской части Астраханского канала с привлечением тральных сил Астраханской ВМБ Каспийской флотилии. Разработанный план был утвержден 10 марта. Он предусматривал основные методы по уничтожению мин на фарватерах с помощью трал-барж, проводке транспортов за тральщиками и ряд других мер по обеспечению противоминной безопасности судов транспортного флота на участке от Астрахани до Саратова.

Немагнитный тральщик Волжской флотилии, 1943г.Во время подготовки к навигации 1943 г. наркомат обороны выделил людей и материальную часть для создания в Волжском бассейне взводов ПВО и батарей зенитной артиллерии малого калибра. Проводилось обследование стометровой береговой полосы на всем протяжении от Астрахани до Саратова для выявления и последующего уничтожения минных полей, неразорвавшихся мин и авиабомб. Были разобраны все эстакады наплавных мостов, убраны сваи и понтонное оборудование, препятствовавшие судоходству. Командование войск ПВО формировало взводы ПВО для защиты судов транспортного флота и зенитные батареи для прикрытия отстойных пунктов. Моряки флотилии монтировали станции беспроводного размагничивания боевых кораблей и транспортных судов, а также готовились к контрольному тралению фарватеров и проводке транспортов за тральщиками.

К началу навигации 1943 г. в состав ВВФ входили: 1-я БРК (1-й гвардейский дивизион бронекатеров, сведенных в три отряда, - 11 единиц, 1-й дивизион сторожевых катеров - 19 единиц, отряд полуглиссеров - четыре единицы); 2-я БРК (2-й гвардейский дивизион бронекатеров, состоявший из трех отрядов -  10 единиц, 2-й дивизион сторожевых катеров - 11 единиц, отряд полуглиссеров - четыре единицы), 3-я БРК (пять дивизионов канонерских лодок - 19 единиц); ОБТ (восемь дивизионов тральщиков - 50 единиц, 10 полуглиссеров); аварийно-спасательный отряд (шесть водолазных ботов, спасательное судно, два буксира); штабной корабль "Железнодорожник" и шесть полуглиссеров штаба флотилии. Плавучие батареи были расформированы. Военно-морские базы находились в Сталинграде и Саратове. В третьей бригаде речных кораблей лишь семь принимали участие в Сталинградской битве. Остальные 12 были мобилизованы в зимний период. Это были буксирные пароходы, построенные в разные годы. Так, буксир "10 лет КИМа" был построен в 1875 г., буксиры "Красногвардеец" и "Правда" построены в 1895 г., а буксир "Турксиб" - в 1871 г. Среди мобилизованных судов некоторые были двадцатых годов постройки, а два - 1937 г. Водоизмещение канлодки имели от 360 до 497 тонн. Паровые машины мощностью от 380 до 750 л.с. позволяли развивать скорость от 9 до 10 узлов. На каждом корабле было установлено по два 85-мм орудия и спаренной установке 12,7-мм пулеметов.

Речные тральщики Волжской военной флотилии, 1943г.После того, как низовье Волги от Черного Яра до Астрахани освободилось ото льда, началось оперативное развертывание сил флотилии. Тральщики ОБТ и Астраханской ВМБ с 6 по 14 апреля провели разведывательное и гидрографическое траление вплоть до Черного Яра, после чего началось движение транспортов. В течение следующей недели производилось траление фарватеров от Сталинграда до Саратова. Всего за этот период для прохода транспортов был подготовлен фарватер шириной 100-130 м. До начала мая были протралены подходы к причалам и пристаням. После этой работы восемь дивизионов ОБТ на закрепленных за ними боевых участках начали работу по расширению фарватеров и обеспечению проводки за тралами транспортных судов.

Волжский транспортный флот начал массовые перевозки грузов, особенно жидкого топлива. Во второй половине апреля суда "Волготанкера" перевезли 467 тыс. т нефти и нефтепродуктов. Ежедневно вверх и вниз по Волге двигалось до 15-20 караванов и несколько десятков отдельных судов. В перевозках грузов на Нижней Волге участвовали более 2000 самоходных и несамоходных судов. Около 100 боевых кораблей ВВФ конвоировали транспорты.

С началом навигации авиация противника возобновила минные постановки и массированные бомбардировки транспортов для срыва перевозок нефтепродуктов и нефти. После проведения в период с 4 по 28 апреля разведки ледовой обстановки, судоходных фарватеров, организации ПВО коммуникации и конвойной службы начались минные постановки на участке Черный Яр - Камышин. С 28 апреля по 15 мая была поставлена 161 мина.

К началу раннего весеннего траления Волжская флотилия располагала всего 27 тральщиками, а к началу мая их стало 57. Однако для борьбы с минной опасностью такого количества тральщиков было явно недостаточно. Их хватало только на контрольное траление открытых основных фарватеров, а также открытие и траление обходных путей, чтобы не допускать скопления транспортов. В их обязанности входила также проводка судов за тралами в самых опасных местах. Сосредоточение кораблей на закрепленных боевых участках шло очень медленно, поскольку места их зимнего базирования были значительно удалены от основных фарватеров. Кроме того, имелись недостатки в организации управления флотилией. Все это привело к значительным потерям и повреждениям судов. Так, с 29 апреля по 15 мая на минах погибли баржи "Катунь", "Комсомолец" и "Тарлык", перевозившие нефтепродукты. К примеру, на "Катуни" находилось 9600 т авиационного бензина. Несколько дней Волга пылала на протяжении десятков километров. В эти же дни подорвались Краснознаменная канонерская лодка "Усыскин" (повреждена; после ремонта разоружена и 21 июля  переформирована в буксир), четыре тральщика, буксирные пароходы "Ваня-коммунист", "Ереван" и "Сергей Лазо", а также четыре рыболовных судна, буксировавшие баржи. 16 мая подорвалась на мине и погибла канонерская лодка "Красный Дагестан". В результате план перевозок нефтепродуктов был выполнен в апреле на 68,4 % (467000 т), а в мае - на 76,5 % (789800 т).

Для операций на Волге немецким командованием была выделена специальная эскадра бомбардировщиков и самолетов-миноносцев, базирующихся в Донбассе. В мае-июне интенсивность минных постановок противника достигла максимума. Так, с 15 по 31 мая на участке Черный Яр - Камышин были поставлены 204 неконтактных мины, т.е. почти половина от количества, поставленных авиацией врага за всю навигацию 1943 г. Участились массированные налеты на Саратов и другие порты Нижней Волги. Бомбежкам подвергались также караваны судов, нефтехранилища и нефтеперегонные заводы. К примеру, 15 мая 65 немецких самолетов бомбили Саратов, несколько десятков самолетов минировали волжские фарватеры от Камышина до Красноармейска для нарушения движения конвоев, которых в этот день в пути было 57. Из-за минной опасности караваны шли очень медленно, затрачивая на путь от Астрахани до Саратова до 22 дней вместо 9 в прежние времена, а у Каменного Яра пришлось временно закрыть фарватер. В этом месте скопилось 40 барж с нефтепродуктами (около 300 тыс. т).

Катер противовоздушной обороны Волжской военной флотилииГосударственный Комитет Обороны в мае потребовал от наркомата ВМФ исправить недостатки в противоминной и противовоздушной обороне и обеспечить безопасность перевозок по Нижней Волге. Вся полнота ответственности за безопасность судоходства на участке от Астрахани до Саратова была возложена на Волжскую военную флотилию. Было принято решение ГКО об увеличении количества тральщиков ВВФ до 300 за счет переоборудования транспортных судов Волжско-Каспийского бассейна, организационном укреплении флотилии, улучшении  обеспечения ее материально-техническими ресурсами.

В соответствии с требованиями ГКО был создан Военный совет Волжской военной флотилии. По предложению И. Сталина сменилось руководство ВВФ. Вместо Д.Д. Рогачева с 14 мая в командование флотилией вступил контр-адмирал Ю.А. Пантелеев, бывший до этого начальником штаба Краснознаменного Балтийского флота. Членом Военного совета стал опытный политработник капитан 1 ранга Н.П. Зарембо, начальником штаба - капитан 1 ранга В.В. Григорьев, ранее возглавлявший штаб Дунайской флотилии.

В целях усиления борьбы с минной опасностью и обеспечения безопасности перевозок новым командованием флотилии была разработана гибкая организация ее сил, в основе которой лежал принцип создания крупных соединений тральных сил и закрепления за ними определенных боевых районов. Нижняя Волга была разделена на два боевых района. Их возглавили командиры бригад траления. Им были подчинены все силы и средства по обеспечению противоминной и противовоздушной обороны в пределах данного боевого района. В свою очередь, каждый район делился на четыре боевых участка. В середине каждого участка дислоцировался дивизион тральщиков со своим штабом, органами тыла, средствами связи и гидрографической службой. Кроме того, была создана система навигационно-гидрографического обеспечения боевого траления и безопасности судоходства, организованы военно-лоцманские пункты для проводки караванов по опасным в минном отношении фарватерам. На Нижней Волге были организованы два района службы наблюдения и связи по четыре участка в каждом, располагавшие 424 постами. Были расформированы военно-морские базы, не оправдавшие своего назначения на Волге.

В 1-м боевом районе от Замьян до Райгорода действовала 1-я бригада траления с флагманским командным пунктом у Черного Яра. Командиру бригады подчинялись отделение тыла района, зенитная плавучая батарея, а в оперативном подчинении были 1-й район службы наблюдения и связи и 1-й гидрографический район. Во 2-м боевом районе от Райгорода до Саратова действовала 2-я бригада траления. Ее ФКП располагался у Камышина. В подчинении командиру бригады были отделение тыла района и восемь зенитных батарей флотилии; в оперативном подчинении были 2-й район СниС и 2-й гидрографический район. За участок от Замьян до Астрахани отвечала Астраханская ВМБ, имевшая три дивизиона тральщиков (48 тральщиков и 18 трал-барж).

1-я и 2-я БРК были переформированы в 4-ю бригаду речных кораблей под командованием капитана 2 ранга А.И. Цибульского. В ее состав вошли 1-й и 2-й гвардейские дивизионы бронекатеров и дивизион сторожевых катеров. Бригада дислоцировалась в Саратове. ФКП бригады располагался на штабном корабле "Тура". Корабли этой бригады должны были конвоировать транспортные суда в пределах 1-го и 2-го боевых районов и усилить ПВО отстойных пунктов. Там же была сосредоточена и 3-я БРК (19 канонерских лодок). Часть канлодок была передана в подчинение "Волготанкера" для буксировки нефтеналивных судов.

С середины мая 1943 г. командующий осуществлял управление силами ВВФ с ФКП, развернутого на штабном корабле "Железнодорожник", находившемся в центре операционной зоны флотилии - у Сталинграда. По электролинейным линиям связи и по радио штабной корабль был связан с Главным морским штабом, флагманскими командными пунктами командиров бригад, а также со всеми организациями транспортного флота в Волжско-Каспийском бассейне.

С 17 мая командование флотилии организовало проводку наиболее крупных и важных караванов судов (нефтеналивные суда и баржи грузоподъемностью 5000 т и более, военные транспорты с личным составом и грузами) за тралами в районах с минной опасностью и конвоирование судов канонерскими лодками, бронекатерами и сторожевыми катерами. Большая часть конвойных кораблей была распределена по боевым районам, которым они оперативно подчинялись. Кроме кораблей охранения противовоздушную оборону гражданских судов осуществляли постоянные и маневренные отстойные пункты, прикрытые береговыми и корабельными зенитными средствами, дозорными кораблями и истребителями. На ВВФ применялись несколько способов конвоирования: эстафетный, сквозной (непрерывный), частичный, комбинированный и усиленный. Наиболее эффективными оказались эстафетное и частичное конвоирование, которые требовали минимального количества кораблей охранения, исключая скопление их в отдельных районах, и давали возможность четкого использования противовоздушной обороны во всей операционной зоне флотилии. При эстафетном конвоировании корабли флотилии прикрывали транспорты от авиации противника в пределах своего боевого участка, передавая их затем кораблям соседнего участка, а при частичном конвоировании бронекатера и сторожевые катера прикрывали суда в пределах своих подвижных огневых позиций, дальше транспортные суда шли самостоятельно, отбиваясь от вражеской авиации своими зенитными средствами.
Увеличивался объем боевого траления для ликвидации вновь поставленных противником минных банок и расширения действующих фарватеров. Высокими темпами шло переоборудование мобилизованных судов в тральщики. В мае-июне 1943 г. было мобилизовано 165 самоходных и несамоходных судов транспортного флота для переоборудования в тральщики и трал-баржи. Большинство этих кораблей вступили в строй к концу июня 1943 г. В результате к началу июля в боевом составе флотилии (без Астраханской ВМБ) действовало 165 тральщиков, тогда как в начале апреля их было 50. За эти два месяца была усилена ПВО Волжской флотилии, в составе которой имелось 287 мелкокалиберных зенитных орудий, 92 крупнокалиберных пулемета и 53 пулемета М-1. 31 отстойный пункт и 198 сформированных в мае-июне взводов ПВО имели 221 зенитное орудие, 308 зенитных пулеметов и 178 прожекторных установок. Войска ПВО страны в бассейне Нижней Волги имели 41 истребитель. Большое значение играла гидрографическая служба флотилии, обеспечивавшая действия тральных сил и ограждение протраленных фарватеров.

Принимаемые меры содействовали более безопасному движению транспортных судов. Темпы и объемы перевозок нефтепродуктов постоянно возрастали. Если в течение апреля из Астрахани вышло 49 караванов судов с нефтепродуктами, то в последующие два месяца - 194. В составе только этих караванов в общей сложности насчитывалось свыше 1000 транспортов, а в пути их охраняли более 100 боевых кораблей. Всего же с 5 мая по 25 июня 1943 г., т.е. в период наиболее активных действий вражеской авиации, в оперативной зоне флотилии прошло 3350 транспортных судов. Из них 514, в основном крупных нефтеналивных, конвоировались канонерскими лодками, бронекатерами и сторожевыми катерами. В мае-июне было перевезено 1536100 тонн нефтепродуктов против 467 тыс. тонн в апреле. В июле-августе планировалось перевезти более 2 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.

Наиболее острый характер минная обстановка от Астрахани до Саратова имела с 15 мая до 15 июня 1943 г. За этот период авиация противника поставила 227 мин, т.е. более половины мин, выставленных за весь 1943 год. Во второй половине июня вражеские самолеты поставили лишь 21 мину. Такое снижение активности произошло потому, что советская авиация нанесла несколько сильных ударов по немецким аэродромам в районе Сталино (Донецк), на которых базировались миноносные самолеты и все больше усиливалось противодействие сил противовоздушной обороны Волжской флотилии и Войск ПВО страны. Кроме того, часть самолетов была отвлечена на Курскую дугу.

Период с 15 мая по 29 июня стал наиболее напряженным в борьбе с авиацией противника за весь 1943 год. В эти дни канонерские лодки, бронекатера и сторожевые катера более 50 раз вступали в бой с немецкими самолетами, срывая тем самым попытки фашистов нанесения бомбовых ударов по караванам судов и крупным портам, а также минных постановок. Так, 19 мая между Камышиным и Сталинградом несколько гвардейских бронекатеров отразили атаку пяти немецких самолетов, заставив их отказаться от постановки мин с малых высот и от атаки каравана судов. В этот же день у Черного Яра корабли флотилии сорвали попытку бомбардировки другого каравана. Ни одна бомба не попала в суда.