ИССЛЕДУЕМ ВАРИАНТЫ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ Клуб "Крылатское", школа "Интеллектуал":
Вода камень точит - гласит народная мудрость. Вот и наши целенаправленные усилия в области создания электростатических двигателей увенчались успехом - заработал так называемый двигатель Литовченко.
В журнале "Двигатель" № 3 - 2008 мы писали о наших опытах с некоторыми из указанных двигателей. В данной статье мы расскажем о результатах экспериментов с двумя последними вариантами двигателя. - стекания ионов с острия и передачи их импульса диску; После этого смастерили самодельный кольцеобразный "конденсатор наоборот", представляющий собой два диэлектрических диска с прокладкой из фольги между ними. Подобный "пирог" на хорошем подшипнике при минимальном потоке ионов и нормальном к диску положении контактов легко приводился во вращение. Более уравновешенный диск CD или DVD вращался с угловой частотой около 4,5 об/с. При увеличении мощности источника питания частота вращения доходила до 100 об/с. Диск двигателя начинал раскрутку самостоятельно, то есть вращательный момент возникал и "на стопе". Перед запуском контакты самопроизвольно, под действием электростатических сил, начинали колебаться. При этом несколько увеличивалась площадь заряжаемого участка диэлектрика. Установлено, что заряд на "обкладке конденсатора" стремится расположиться на внешней поверхности кольца. Первичный момент силы, приводивший диск во вращение, возникал из-за свойства диэлектрика втягиваться в зазор между обкладками конденсатора. В дальнейшем движение происходило под действием электростатических сил. Влияние количества контактов на скорость вращения нами пока не исследовалось. И тут нам помог случай. Во время проведения серии экспериментов с различными материалами все наши попытки заставить вращаться диски без подложки заканчивались безрезультатно. Тогда наш главный экспериментатор Вася Кузнецов поставил на диск катушку скотча и со словами "а вот так вот" расположил контакты параллельно оси вращения на некотором удалении от наружной поверхности катушки. И случилось чудо - конструкция пришла в движение, причем самостоятельно, без первоначального толчка. Ток был минимален. В темноте свечение было очень слабым, почти незаметным. Дальнейшие опыты показали, что свечение наблюдается только со стороны положительного контакта. Для обеспечения работоспособности конструкции необходимо наличие эмиссии ионов. Этого можно добиться двумя способами: увеличивая напряжение источника или уменьшая диаметр проволоки, заостряя контакты. Следует отметить, что данная конфигурация вполне соответствовала электростатическому двигателю Литовченко с двумя контактами. Напомним, что конструктивно электростатический двигатель Литовченко состоит из кольцевого статора из диэлектрика с проводящими контактами, расположенными параллельно оси, и диэлектрического диска ротора. Статор "классического" двигателя Литовченко снабжается 36 проволочными контактами, подключаемыми к источнику высокого напряжения напряжением 25…30 киловольт. Ротор представляет собой диск из диэлектрика или звездообразный диск, выполненный из проводящего материала. Увы, изготовленный нами ротор указанной конфигурации категорически не хотел вращаться. В движение удавалось приводить ротор только при радиально расположенных контактах (см. "Двигатель" № 2 - 2008). Для подтверждения нашей гипотезы был сделан статор с двумя парами контактов, расставленными под углом 90°. Контакты мы изготовили из сталистой омедненной проволоки. Напряжение подводилось одноименное на диаметрально расположенные контакты. Для большей наглядности мы использовали высоковольтный источник повышенной мощности и ротор с проводящей подложкой (кольцевой конденсатор с вертикальным расположением подложки). Если ротор был тщательно отбалансирован, то он приводился во вращение самостоятельно. Первоначально движение было медленным, но со временем ротор начинал вращаться быстрее, и, в конце концов, частота вращения превысила 100 об/c. По мере увеличения частоты вращения на контактах появлялось свечение, наиболее яркое и протяженное на положительном контакте. Фактически, как и в предыдущем двигателе, наблюдался мощный коронный разряд, направленный против вращения, в сторону, противоположную заряженной поверхности. Для обеспечения работоспособности при меньшем напряжении, с другим, менее мощным источником, вдоль контакта натягивалась тонкая медная проволока. В этом случае ротор также приходил в движение. Вопрос о правильном выборе материала контактов с минимальной работой выхода остается пока открытым. Использованная нами сталистая омедненная проволока дала хорошие результаты при радиальном расположении контактов, но оказалась чрезмерно жесткой и слишком толстой при ориентации контактов параллельно оси. Остается также открытым и вопрос об оптимальном числе разнополярных контактов. Падение напряжения из-за паразитных токов при увеличении числа контактов существенно, но с утечками можно бороться. Теоретически увеличение числа контактов должно приводить к увеличению момента на роторе. Для проверки работоспособности двигателя в условиях пониженного давления мы провели ряд опытов при давлении, составляющем 5 % атмосферного. Оказалось, что ротор двигателя приходит во вращение и в этом случае.
| ||