Поиск по сайту


КОРАБЛИ КРЕЙСЕРСКОГО РАНГА

Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания

 

Главные размерения фрегата "Аврора": длина по конструктивной ватерлинии (КВЛ) - 47,6 м, ширина 12,6 м, глубина интрюма 3,9 м, полное водоизмещение около 2000 т. По табели о рангах судно относилось к 44-пушечным фрегатам. Однако по фактическому артиллерийскому вооружению оно было близким к линейным кораблям 3-го ранга. На вооружении "Авроры" имелось 56 орудий: тридцать два 24-фунтовых (главный калибр), двадцать 6-фунтовых, две 8-фунтовых карронады и две 8-фунтовых мортиры. Основная артиллерия располагались на гон-деке (батарейная палуба), остальные пушки были установлены на верхней открытой палубе - опер-деке.

Остов корпуса фрегата был набран из дерева по системе английского инженера Сеппингса, впервые предложившего ее в 1806 г. В своей системе он широко использовал диагональные детали - ридерсы, которые в значительной мере увеличивали общую прочность корпуса (надо сказать, что ридерсы применяли еще древние корабельные мастера Китая, что позволяло им строить деревянные суда водоизмещением более 2000 т; они даже обшивку корпуса делали диагонально в три слоя. Во времена Великой Отечественной войны двухслойную диагональную обшивку имели наши деревянные торпедные катера ОД-200). В местах заострений носа и кормы набор корпуса фрегата подкреплялся железными кницами. В общем, "Аврора" строилась с учетом новейших достижений науки и техники своего времени. Все технические новинки хорошо показаны на чертежах.

Судно было гладкопалубным и не имело традиционных надстроек. Корма - круглая, "ноу-хау" архангельских корабельных мастеров. В интрюме (под орлоп-деком - жилой палубой) размещались различные кладовые, большая и малая крюйт-камеры, такелажная и парусная кладовые, арсенал и др. помещения. На жилой палубе, в ее носовой части, находилась операционная, аптека, далее до грот-мачты отводилось место для матросов. На кормовой части орлоп- и гон-деков располагались офицерские каюты.

К другим новинкам надо отнести чугунные клюзы и кнехты. Правый становой якорь - пелехт имел якорную цепь. На гон-деке в носовой части палубы располагалась печь для приготовления экипажу пищи - камбуз, шкаф (рундук) для пищевых бачков. Там же с правого борта обычно устраивали изолятор для тяжелобольных. Ближе к миделю находился шпиль и помпы. На юте был установлен двойной штурвал, на баке еще один шпиль. В палубах имелись решетчатые люковые закрытия, чтобы можно было вентилировать твиндеки. Для перехода из одного твиндека в другой были оборудованы широкие трапы.

После 18-летней службы на Балтике, в 1851 г., "Аврору" капитально отремонтировали. Было принято решение направить фрегат на Дальний Восток для усиления Сибирской флотилии. В августе 1853 г. фрегат под командованием капитан-лейтенанта И.Н. Изыльметьева покинул Кронштадт. После стоянки в Портсмуте "Аврора" пересекла Атлантику и, обогнув мыс Горн, в конце марта 1854 г. бросила якорь в перуанском порту Кальяо. А тем временем началась Крымская война. Там же, в Кальяо, стояла на якорях и англо-французская эскадра, готовившаяся к боевым действиям в тихоокеанских водах России. Возникла угроза захвата в плен нашего фрегата. Однако мужество и мастерство российских моряков сделали свое дело. После 11 дней, проведенных на рейде Кальяо, "Аврора" туманным апрельским днем покинула порт и вышла в Тихий океан. Через 66 суток пути, 7 июня 1854 г., "Аврора"встала на якорь в порту Петропавловска-Камчатского. Ее прибытие было как нельзя кстати: 56 пушек фрегата и 300 моряков не только усилили гарнизон порта, но и решили судьбу этого российского порта.

Моряки активно включились в подготовку Петропавловска к обороне. На берег было направлено 5 офицеров и более 60 комендоров. Из орудий одного борта фрегата были сооружены береговые батареи, закрывавшие рейд порта. Вооруженным бортом "Аврора" развернулась так, чтобы ее пушки могли стрелять по атакующему противнику, который не заставил себя ждать. Уже 8 и 12 августа пушки "Авроры" начали отражать атаки англо-французской эскадры, состоявшей из трех фрегатов, двух корветов, парохода и брига. "Авроре" помогал военный транспорт "Двина". Все попытки противника высадить десант были также пресечены. Русские моряки под командованием лейтенанта Константина Пилкина, мичманов Николая Фесуна и Дмитрия Михайлова, участвуя в рукопашных схватках на берегу, нанесли противнику урон немалый. Потеряв убитыми и ранеными более 450 человек, англо-французская эскадра покинула Авачинскую бухту.

"Борт одного только русского фрегата и нескольких батарей оказались непобедимы перед соединенною морскою силою Англии и Франции, две величайшие державы земного шара были осилены и разбиты небольшим русским поселением", - писал один из английских журналов в 1855 г.

Перезимовав в Петропавловске, "Аврора" в конце марта 1855 г. вместе с другими судами вышла в залив Де-Кастри, куда благополучно пришла в конце апреля. Затем фрегат перешел в устье Амура, где пробыл до сентября 1856 г. А в это время сильная англо-французская эскадра безуспешно крейсировала в водах России в поисках покинувших Петропавловск российских кораблей. Открытый Геннадием Ивановичем Невельским Татарский пролив был тогда засекречен, и союзники не знали о его существовании, что было на руку русским морякам. Г.И. Невельской писал: "На этом фрегате я служил девять лет, в том числе шесть лет был на нем старшим лейтенантом. Теперь я открыл вход в Амур как бы нарочно для того, чтобы в этой реке спасти от явной гибели дорогую моему сердцу "Аврору".

После окончания Крымской войны экипаж фрегата стал готовить судно к возвращению в Кронштадт. Командиром был назначен капитан 1 ранга М.П. Тироль. Он повел "Аврору" вокруг мыса Доброй Надежды. 30 мая 1857 г., после четырехлетнего отсутствия, фрегат бросил якорь на кронштадтском рейде. Еще несколько лет "Аврора" находилась на службе и была исключена из списков флота только 8 апреля 1861 г. Больше 25 лет прослужил фрегат во флоте; для деревянного судна это очень много. Поэтому отдадим дань уважения создателям "Авроры", сотворившим настоящее чудо.

Фрегат "Паллада" в шумных морских баталиях не участвовал, но вошел в историю, вдохновенно воспетый в произведениях Ивана Александровича Гончарова. По классу он относился к 44-пушечным фрегатам. Судно было заложено 2 ноября 1831 г. на стапеле Охтинского адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Строил "Палладу" полковник корпуса корабельных инженеров В.Ф Стоке, в то время исполнявший обязанности начальника верфи. Он был выходцем из Англии, поступившим на русскую службу в 1807 г. В предписании на постройку фрегата было сказано - "отделать фрегат с особенным тщанием и применением способов для удобнейшего и чистейшего вооружения". Для выполнения полученного указания на постройку судна была выделена сухая выдержанная древесина лиственных и дубовых пород деревьев; планировалась установка новых орудий. Подводная часть корпуса обивалась листовой медью на кованых гвоздях, предполагались и другие нововведения.

Постройка фрегата велась весьма быстрыми темпами, и уже 1 сентября 1832 г. его корпус был спущен на воду и поставлен к причалу в Кронштадте для достроечных работ и вооружения. Командиром фрегата был назначен опытный моряк, совершивший кругосветное плавание на фрегате "Крейсер", участник Наваринского сражения 1827 г., капитан-лейтенант Павел Степанович Нахимов. Однако вскоре ему пришлось уехать в Севастополь на Черноморский флот, в командование которым в 1833 г. вступил вице-адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Причину такого перехода легко понять, если вспомнить, что в Наваринском сражении отличился флагман Черноморского флота линейный корабль "Азов", которым командовал капитан 1 ранга М.П. Лазарев, а командиром батареи главного калибра на его корабле был лейтенант П.С. Нахимов. Тогда же за отличие, проявленное в сражении при Наварине, П.С. Нахимов был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом св. Георгия 4-й степени. А 16 июня 1828 г. Павла Степановича назначают командиром корвета "Наварин". В 1834 г. П.С. Нахимов произведен в капитаны 2-го ранга и назначен командиром 41-го флотского экипажа и 84-пушечного корабля "Силистрия".

Таким образом, на фрегате сменились командиры; "Палладу" принял капитан-лейтенант П.А. Моллер. Накопленный русскими корабелами опыт постройки кораблей позволял руководствоваться выработанными канонами главных размерений корпуса, рангоута и т.д. Основным пособием для русских корабельных мастеров служили труды Платона Яковлевича Гамалея "Опыт морской практики", где приводились рекомендации по различным вопросам судостроения. Например, за высоту грот-мачты принималась полусумма длины и ширины или две с половиной ширины фрегата; фок-мачта должна была быть короче грот-мачты на 20 %; а бизань-мачта - на 35 %.

Размерения "Паллады" были такими: длина по КВЛ 52,8 м, ширина с обшивкой 13,6 м, высота борта на миделе 5,69 м, глубина интрюма от верхней кромки киля 7,19 м, осадка носом 5,94 м, осадка кормой 6,32 м, водоизмещение в полном грузу 2090 т. Орудия устанавливались на гон-деке и опер-деке. На вооружении фрегата было восемнадцать 24-фунтовых карронад и тридцать две 18-фунтовых пушки. Экипаж насчитывал до 500 человек.

Проводя в бесконечных походах многие месяцы, "Паллада" к 1845 г. отслужила положенный срок. Отдельные детали корпуса и рангоута, а также такелаж сильно износились. Однако комиссия Морского ученого комитета после тщательного обследования судна приняла решение о проведении капитального ремонта и докования, продлив тем самым срок его службы. В 1845 г. были заново исполнены чертежи судна, утвержденные 19 ноября 1845 г. членом Морского технического комитета генерал-майором корпуса корабельных инженеров А.А. Поповым. Анализ основных технических характеристик позволял сделать вывод о пригодности фрегата к дальнейшей эксплуатации. В штормовых условиях "Паллада" имела вполне достаточную остойчивость и скорость хода, превышавшую 10 узлов.

Более двадцати лет "Паллада" бороздила воды разных морей и океанов, но особенно успешным оказалось его последнее плавание в 1852-1854 гг. в Японию с дипломатической миссией адмирала Е.В. Путятина. "Паллада" покинула Кронштадт 7 октября 1852 г., на борту фрегата было 22 офицера, 4 гардемарина и 377 нижних чинов. В поход отправились адмирал Ефим Васильевич Путятин, его помощник капитан-лейтенант К.Н. Посьет, секретарь миссии И.А. Гончаров, переводчик Азиатского департамента И.А. Гошкевич и другие. Командиром корабля был капитан-лейтенант Иван Семенович Унковский (впоследствии адмирал, государственный и общественный деятель). Современники характеризовали его как "человека весьма доброго сердца, с благородными правилами и открытым нравом". Капитан-лейтенант В.А. Римский-Корсаков (старший брат композитора) писал впоследствии, что ему до "Паллады" еще не приходилось видеть корабля, на котором работы велись бы с такой быстротой, а боевые маневры и учения проходили так умело и организованно. Старшим офицером на "Палладе" был представитель знаменитой флотской династии лейтенант И.И. Бутаков.

После докования в Портсмуте "Паллада" легла на курс к мысу Доброй Надежды, где и появилась 24 марта 1853 г. Ранее не бывавшие в Южной Африке русские исследователи воспользовались стоянкой судна на Саймонсбейском рейде. Группа офицеров совершила поездку вглубь континента и провела ряд научных исследований. Затем "Паллада" продолжила плавание, направляясь в Индийский океан. На ее пути лежали "сороковые ревущие" ("роковые сороковые"). К.Н. Посьет писал в одном из своих писем: "Волнение шло горами, фрегат ложился то на один, то на другой бок и, несмотря на вторичную и повсеместную оконопатку, потек всеми палубами и показал движение в надводных частях корпуса". Но, несмотря на это, фрегат пересек океан за 32 дня. Ни одному паруснику еще не удавалось пройти так быстро 5800 миль. Здесь "Паллада" могла бы потягаться в скорости хода даже с лучшими в мире ходоками - чайными клиперами. После захода в Сингапур фрегат посетил Гонконг, а затем надолго (до начала 1854 г.) оставался в Нагасаки, где Е.В. Путятин вел дипломатические переговоры с представителями японского правительства.

Возвращение к родным берегам было весьма трудным. Фрегат требовал серьезного ремонта, о котором безуспешно пытались договориться в попутных портах. И тогда Е.В. Путятин принял решение отремонтировать судно своими силами. Для выполнения ремонта выбрали бухту Пио-Квинто у одного у островов Филиппинского архипелага. Одновременно с ремонтом проводились научные исследования, офицеры составляли описание бухт, заливов, проливов и островов, собирали естественно-историческую коллекции. 21 марта 1854 г. фрегат направился к берегам Кореи. По пути в Японском море также проводились научные исследования, во время которых были открыты и нанесены на морскую карту заливы и острова, названные именами участников экспедиции: В.А. Римского-Корсакова, И.А. Гончарова, К.Н. Посьета, И.А. Гошкевича.

В Императорскую (ныне Советскую) гавань фрегат прибыл 22 мая 1854 г. Примерно через два месяца судно осмотрела специальная комиссия, отметившая наличие множества сгнивших и деформированных деталей корпуса, что требовало "ввода фрегата в док, тщательного осмотра и капитальных исправлений". А между тем шла Крымская война, готовилось вторжение на Дальний Восток англо-французской эскадры, поэтому часть экипажа пришлось отправить на строительство оборонительных сооружений. Другая часть экипажа фрегата во главе с И.И. Бутаковым направилась на мыс Лазарева для установки там береговых батарей из корабельных орудий. В конце января 1856 г. сильно обветшавшую "Палладу" решили затопить в акватории Императорской гавани. Перед затоплением судно подожгли. В 1888 г. возникла идея подъема "Паллады". Надо сказать, что эта идея неоднократно высказывалась и во времена более поздние, однако каждый раз водолазные осмотры подтверждали невозможность этой операции. Так закончился путь этого замечательного фрегата.

Когда в конце 1890-х годов в России приступили к проектированию и постройке серии из легких крейсеров 1 ранга, для них выбрали имена "Аврора", "Диана" и "Паллада". Но это уже другая тема.